Вячеслав Ансимов
© ComNews
22.07.2005

Авиакомпания "Сибирь" стала первым российским авиаперевозчиком, реализовавшим полноценную продажу своих билетов в онлайне. Вместе с новым порталом авиакомпании сервис продаж по дебитным и кредитным картам был реализован компаниями EPAM Systems и SITA и запущен 9 февраля 2005 года. Проект широко не афишировался до окончательной оценки его эффективности.

Директор информатизации продаж авиакомпании "Сибирь" Денис Мидор сообщил ComNews.ru, что компания удовлетворена онлайновой системой продажи билетов, и сейчас можно говорить о полной штатной эксплуатации сервиса. Ежедневно на сайте www.s7.ru продаются десятки билетов. Около 60% покупок делается россиянами и 40% приходится на представителей дальнего зарубежья и СНГ. В настоящее время для оплаты принимаются карты Visa и MasterCard. В ближайшее время к сервису будут подключены карты American Express, а также появится возможность оплаты через WebMoney, "Яндекс.Деньги" и другие платежные интернет-системы.

При оплате через Интернет билет обходится пассажиру на 5% дешевле обычной цены на момент покупки, что соответствует общемировой практике. В отличие от заказов через операторов, покупка производится в реальном времени. Платежи обрабатываются процессиноговым центром и далее обслуживаются банками-партнерами авиакомпании.

Для авиакомпании онлайновые продажи быстрого коммерческого эффекта не дают, хотя, по словам Дениса Мидора компания рассчитывает на постепенную отработку вложенных инвестиций. В первую очередь, сервис сделан для удобства пассажиров и, соответственно, повышения конкурентоспособности авиакомпании. Важна также и имиджевая составляющая, влияющая на респектабельность авиаперевозчика и соответствие западным стандартам обслуживания.

Ранее "Сибирь", как и другие российские авиакомпании, имела на сайте лишь функцию бронирования билетов, но вместе с общим обновлением сайта решено было организовать и механизм онлайновых продаж. EPAM приступила к работе над проектом в мае-июне 2004 года. Движок для работы с международной системой бронирования был сделан давним партнером авиакомпании фирмой SITA. Сейчас помимо выбора и покупки билета, интернет-сервис позволяет пассажиру получить всю необходимую информацию: от сведений об условиях перевозки и аэропортах до текущих метеоусловий.

Директор по развитию бизнеса российского отделения Epam Systems Владислав Шершульский рассказал ComNews.ru, что механизм продаж билетов через Интернет с такой степенью надежности, производительности и сложности сервиса, как это было реализовано для компании "Сибирь", является довольно дорогостоящим решением. Но стоимость разработки в компаниях не раскрывают.

На данный момент в России кроме "Сибири" никто из авиаперевозчиков и их дилеров не располагает онлайновым механизмом оплаты билетов. Большинство компаний и агентств имеют различные по функциональности системы заказа и бронирования через Интернет. При этом деньги пассажир платит в аэропорту или при доставке билетов на дом. Крупные авиаперевозчики хорошо понимают актуальность возможности оплаты в Интернете, поскольку такой сервис давно стал стандартом на мировом рынке.

Непосредственно на сайте самого крупного российского авиаперевозчика - компании "Аэрофлот" - системы бронирования и тем более продаж авиабилетов нет. Там можно лишь узнать расписание рейсов. Полномасштабную систему бронирования билетов через Интернет "Аэрофлот" обещает запустить осенью этого года, а в первой половине 2006-го реализовать и механизм онлайновой оплаты. Как сообщила ComNews.ru начальник пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Данненберг, компания намерена освоить и более передовые технологии, такие как e-check-in - самостоятельную регистрацию пассажиром в аэропорту при помощи специального терминала. Основной причиной задержки продвижения онлайновых механизмов обслуживания компания называет несовершенство российской законодательной базы для реализации электронных платежей и всех преимуществ технологии электронного билета. Проблемы, по мнению "Аэрофлота", имеются в сложности реорганизации бухгалтерского учета, системы учета доходов и налогов. Тем не менее, решимость у российского лидера остается. Как отметила Ирина Данненберг, "Аэрофлот" вступает в международный альянс SkyTeam, в котором электронные билеты уже стали обычным делом.

Еще один крупный российский авиаперевозчик - авиапредприятие "Пулково" - имеет на сайте простую систему бронирования. По информации источника в компании, над организаций интернет-продаж билетов здесь тоже работают. На главной странице сайта даже можно наблюдать результаты маркетинговых изысканий в этом направлении - опрос посетителей, как им удобнее покупать авиабилеты компании "Пулково". 45% проголосовавших  предпочли бы делать это так, как это реализовано сейчас - оплачивать билеты в кассах, предварительно бронируя их в Интернете. Чуть меньше - 43% - хотели бы и оплачивать билеты в онлайне по кредитной карте. И лишь 12% не изъявили желания пользоваться интернет-сервисами. Выборка в опросе накопилась уже весьма представительная - проголосовало более 5000 человек.

Следует отметить, что железнодорожники пока отстают от авиаторов по части электронной коммерции. Так пионер российских железнодорожных интернет-сервисов Октябрьская железная дорога запустила в опытную эксплуатацию онлайновый сервис заказа билетов на основе системы "Экспресс-3" только на прошлой неделе. Об оплате через Интернет железнодорожники пока даже не говорят. Вместо них полный цикл услуг по продаже билетов через ту же систему "Экспересс-3" предоставляют самостоятельные коммерческие фирмы (см. новость ComNews от 12 июля 2005 г.).

Досье ComNews.ru

Авиакомпания "Сибирь" входит в тройку лидеров российских авиаперевозчиков. Парк воздушных судов компании включает более 50 магистральных лайнеров Airbus 310, Ту-204, Ил-86 и Ту-154.  Авиакомпания выполняет более 100 рейсов в сутки, в том числе более 40 рейсов из Москвы. Авиакомпания "Сибирь" является действительным членом IATA (International Air Transport Association - Международная Ассоциация Воздушного Транспорта).

EPAM Systems основана в 1993 г. В ее штате более 1200 специалистов, выполняющих проекты для заказчиков из списков Fortune 50/500 в более чем 30 странах мира. Отделения компании расположены в России, Белоруссии, США, Венгрии, Великобритании. Производственные процессы EPAM Systems сертифицированы в соответствии с требованиями ISO 9001:2000 и SEI CMMI Level 4. Среди клиентов EPAM Systems: SAP, Microsoft, Sun Microsystems, Reuters, London Stock Exchange, World Bank, Центральный Банк РФ, "Северсталь", "ВымпелКом" и др.