Новости / ноябрь 2019
Говорит и заказывает: конкурент "Яндекса" представит "умную" колонку к Новому году

Анастасия Гаврилюк
Валерий Кодачигов
12.11.2019

Интернет-компании стали активней разрабатывать "умные" гаджеты. Вслед за "Яндексом" Mail.ru представит свою колонку под управлением голосового помощника "Маруся", рассказали "Известиям" источники, близкие к компании.

От "Яндекс.Станции" ее отличает возможность заказа еды или такси с помощью голоса. Но, несмотря на наличие такого функционала, эксперты называют смарт-колонки высокотехнологичными, но не слишком полезными игрушками. Потенциал этих устройств раскроется по мере распространения на массовом рынке технологии "умного дома".

"Маруся" на низком старте

"Умная" колонка Mail.ru Group под управлением голосового помощника "Маруся" может появиться в продаже к Новому году. Об этом "Известиям" рассказали два источника, близких к компании. Информацию подтвердил сотрудник компании-партнера Mail.ru. Планы продаж "умной" колонки уже обсуждаются с розничными сетями. Компания ведет переговоры со "Связным", сообщил собеседник "Известий", близкий к одной из сторон. По словам другого источника, вопрос поднимался и в переговорах с "М.Видео-Эльдорадо", но окончательного решения пока не принято. Представители ритейлеров отказались от комментариев.

В 2017 году на рынке появилась "умная" колонка от "Яндекса" –– "Яндекс. Станция". Она рекомендует и включает музыку, подключается к телевизору и показывает кино, отвечает на вопросы и ставит напоминания, рассказывает сказки и играет в игры. Также она может управлять "умным" домом — лампами, чайниками, пылесосами и другими устройствами.

По словам источников, близких к Mail.ru, основным отличием нового устройства от ближайшего конкурента станет возможность заказывать с помощью голосовых команд еду через Delivery Club, а также вызывать такси от "Ситимобил" (оба этих сервиса –– совместные предприятия Сбербанка и Mail.ru Group). Ранее источники сообщали, что смарт-колонки будут различаться и по дизайну. Ориентировочно цена "умного" гаджета Mail.ru составит около 7 тыс. рублей, "Яндекс.Станция" стоит около 10 тыс.

Директор по технологиям искусственного интеллекта Mail.ru Group Андрей Калинин не стал комментировать детали проекта. Он лишь отметил, что компания видит большой потенциал в голосовых технологиях и "умных" устройствах. Менеджер сослался на международное исследование Deloitte, согласно которому голосовые технологии стали одним из самых быстрорастущих сегментов IT-рынка в этом году.

По данным агентства Juniper Research, продажи "умных" колонок на мировом рынке вырастут в пять раз к 2024 году –– до 555 млн штук.

–– Мы считаем, что выход на этот рынок в России актуален сейчас, поскольку именно в этом году началось его разностороннее формирование, –– заявил "Известиям" Андрей Калинин.

Аналитик Telecom Daily Илья Шатилин добавил, что востребованность нового устройства у покупателей будет зависеть от того, будет ли обладать гаджет какими-либо уникальными функциями. Он привел в пример наличие у "Станции" порта HDMI, который позволяет подключать её к телевизору. По словам аналитика, сейчас в мире действительно бум на рынке "умных" колонок, самыми популярными устройствам стали Amazon Echo, Apple HomePod и Google Home, но в России они официально не продаются.

По словам Ильи Шатилина, в России на рынке "умных" колонок, кроме "Яндекс. Станции", есть еще одно устройство LG, а также гаджеты таких локальных брендов, как Irbis и Dexp. Эксперт считает, что Mail.ru пытается догнать на этом рынке "Яндекс", преимущество колонки которого в интеграции с популярным сервисом "Яндекс.Музыка". "Станцию" чаще всего используют именно для прослушивания музыки. У Mail.ru также есть музыкальный сервис Boom, но он не настолько популярен, чтобы покупать колонку специально для него, отмечает Илья Шатилин.

Говорящая игрушка

В "Яндексе" отметили, что продажи "Станции" растут, но точное количество реализованных устройств его представитель не назвал. В компании уверены, что за голосовым управлением будущее, там отметили, что приветствуют любую конкуренцию на рынке как стимул к дальнейшему развитию.

Илья Шатилин и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин отмечают, что пока "умные" колонки –– высокотехнологичные, но непрактичные электронные игрушки. Подавляющее большинство пользователей отказывается от подобных устройств уже через несколько дней после покупки, вдоволь наговорившись с голосовым помощником, отмечают они. Интересными останутся только те гаджеты, которые умеют еще что-то, кроме как "болтать", — например, управлять "умным" домом, говорит Эльдар Муртазин. Он считает цену нового устройства Mail.ru завышенной.

Сегодня в России мало специалистов, которые занимаются разработкой "умных" колонок, поэтому другие компании повторяют ошибки "Яндекса", считает эксперт.

Чаще всего пользователи покупают колонки именно для управления "умным" домом, выбирая недорогой прибор с ограниченным функционалом, поясняет Эльдар Муртазин. Никому не нужно отдельное устройство, чтобы говорить с "Алисой" или "Марусей", нужен гаджет с широким функционалом, отметил он.

Впрочем, в России рынок "умного" дома только начинает формироваться, на нем еще мало производителей, предлагающих полноценную экосистему устройств. Чаще всего дома оборудуются датчиками дыма, видеокамерами, "умными" розетками и бытовой техникой.

Новости из связанных рубрик