Владимир
Романив

директор по развитию АО "ЭР-Телеком Холдинг"
© ComNews
11.03.2020

В настоящий момент идет активная стадия подключения социально значимых объектов (СЗО) к интернету. До конца 2021 года операторы связи должны обеспечить услугами около 100 тысяч фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, школ и профессиональных образовательных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, избиркомов, пожарных постов и частей, участковых пунктов полиции, территориальных органов Росгвардии и подразделений войск национальной гвардии. Одним из участников проекта стало АО "ЭР-Телеком Холдинг". О ходе подключения, сложностях и планах корреспонденту ComNews рассказал директор по развитию АО "ЭР-Телеком Холдинг" Владимир Романив.

В декабре 2019 года "ЭР-Телеком" отчитывался о завершении первого этапа подключений социально значимых объектов к интернету. Правильно ли я понимаю, что вы приступили ко второму этапу? Какую работу вы проводите сейчас?

Действительно, мы завершили первый этап и приступили ко второму этапу реализации проекта подключения СЗО к интернету. На первом этапе мы обеспечили интернетом 3998 объектов, что составляет 26% от общего объема подключений по государственному контракту с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи). На это у нас ушло два месяца (Минкомсвязи выбрало победителей конкурсов на подключение к интернету социально значимых объектов в августе 2019 года. "ЭР-Телекому" досталось более 15 тысяч СЗО в 13 регионах - Архангельской, Рязанской, Новосибирской, Омской, Челябинской, Волгоградской, Саратовской и Тюменской областях, а также Ненецком и Ямало-Ненецком АО и Пермском, Красноярском и Алтайском краях - прим. ComNews).

По состоянию на конец февраля 2020 года мы полностью завершили обследование по оставшимся объектам. Мы уже сделали выбраковку для 11 тысяч СЗО и составили точный список. Мы специально уточнили эту информацию, ведь прошел уже год с того момента, как регионы сформировали адресные программы. За это время некоторые объекты переехали в соседние здания, часть закрылась или открылась.

В данный момент мы оцифровываем технические решения и отыгрываем тендеры на подрядное исполнение. Вслед за этим начнутся работы по формированию магистральных каналов и линий связи на уровне региона, а уже затем появятся узлы связи и узлы доступа для конкретных социально значимых объектов.

Мы должны сдать второй этап 30 сентября текущего года. На втором этапе нужно подключить к интернету 5000 объектов, или 32% от общего количества СЗО по контракту с Минкомсвязи. Сейчас мы находимся в графике и придерживаемся наших планов.

Сколько всего будет этапов и как будет происходить процесс? Будут ли работы параллельно вестись в разных регионах или после окончания подключения всех СЗО в одном субъекте "ЭР-Телеком" будут переходить к другому? Или же "ЭР-Телеком" будет подключать сначала один тип СЗО, а затем другой - например, сначала школы, а потом пожарные части?

Всего будет три этапа реализации проекта. Поскольку наша работа заключается в прокладке канальной емкости, то если мы будем сначала подключать все фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), а потом школы, это будет означать, что мы будем увеличивать накладные расходы. Поэтому планирование происходит по географическому принципу. Мы выбираем определенную зону и прокладываем кабель сначала там, а потом переходим к другой. При этом мы учитываем погодные условия перед проведением строительных работ.

На третьем этапе мы должны будем подключить 42% СЗО. Всего по контракту с Минкомсвязи у нас должно быть подключено более 15 тысяч объектов. Все работы мы должны будем завершить до 30 сентября 2021 года.

Будут ли различаться скорости подключения к интернету в зависимости от типов социально значимых объектов? Если да, то в чем различия?

Для образовательных организаций предусмотрены скорости не менее 50 Мбит/с (в городах - не менее 100 Мбит/с), для медицинских и административных объектов - не ниже 10 Мбит/с, для органов местного самоуправления и пожарных частей - 10 Мбит/с, подразделений Росгвардии - от 10 Мбит/с до 50 Мбит/с, избиркомов субъектов - 90 Мбит/с, территориальных избиркомов - 15 Мбит/с и для участковых пунктов полиции - 10 Мбит/с.

Осуществляется ли подключение СЗО с нуля или в некоторых случаях вы апгрейдите сеть до требований в техническом задании?

В своей работе мы сталкиваемся с двумя вариантами. В первом случае мы приходим на объект, где сеть уже проложена. Тогда мы проводим ее оценку на предмет соответствия условиям госконтракта. И если существующий канал, в силу его технических характеристик, "недотягивает" до указанных требований - например, скорость слишком медленная или имеет другой тип подключения, - то мы делаем апгрейд. Второй вариант - мы прокладываем оптоволокно с нуля.

На заседании в январе 2020 года рабочая группа по направлению "Информационная инфраструктура" на площадке АНО "Цифровая экономика" поднимала вопрос о том, что операторы начали подключать СЗО к интернету, но сервис не всегда был востребованным. В результате потребители стали отказываться подписывать акты оказания услуг. Сталкивались ли вы с такими проблемами в своей работе?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, как происходил процесс выбора социально значимых объектов. Локальное министерство цифрового развития сделало запросы по всем профильным ведомствам региона. Допустим, оно отправило в Минздрав перечень объектов, которые мы предложили включить в список подключений. Ведомство оценило СЗО по ряду своих критериев: нужность/ненужность, наличие оборудования, наличие фельдшеров и т.д., и сформировало таблицу.

Предположим, региональный Минздрав представил нам 100 объектов для подключения, в 10 из которых нет компьютеров. Поскольку заранее мы все просчитали, с технологической точки зрения нам было бы некомфортно строить магистраль без этих объектов. Тогда, в качестве временного решения, мы предоставляем в пользование свои роутеры.

Цель у исполнителя контракта и у субъекта Федерации одна - обеспечение услугами СЗО. Из 13 регионов у нас не было ни одного, где бы мы не нашли общий язык с местными властями. Это вопрос конструктивного общения: где-то мы идем навстречу региону, где-то регион идет навстречу нам. Были споры, но мы всегда находили аргументы для того, чтобы прийти к взаимовыгодной конструкции для обеих сторон.

Почему, как вам кажется, такие ситуации возникают и как можно решить возникающие проблемы?

Вероятнее всего, отказы происходят потому, что потребители услуг не имеют оконечного оборудования на объекте - компьютера или роутера. Это в первую очередь вопрос взаимодействия с регионом. Если его не происходит на этапе утверждения адресной программы, тогда возникают подобные отклонения.

Задача региона должна быть нацелена на то, чтобы к адресному плану подключения сначала относить те объекты, у которых есть оконечное оборудование. Параллельно у регионов существуют собственные проекты, например по обеспечению ФАПов компьютерами. Эти программы региону нужно совместить с задачами оператора. Логично, что сначала должен "приехать" компьютер, а потом уже его стоит подключать к интернету. Безусловно, у региона могут быть свои пожелания по подключению объектов, поэтому мы постоянно находимся в плотном взаимодействии с местными властями.

Правильно ли я понимаю, что на выделенную вам в рамках контракта с Минкомсвязью сумму в 14 млрд рублей вы обязаны не только подключить свыше 15 тысяч СЗО к интернету, но и дать безлимитный интернет-трафик пользователям до конца 2021 года? Что будет происходить потом? Кто будет ежемесячно оплачивать стоимость доступа в интернет?

Да, предметом контракта является не только подключение объектов, но и обеспечение интернетом каждого типа СЗО. В контракте прописаны восемь этапов реализации проекта, и только три из них - строительные. Остальные этапы предусматривают оказание непосредственно услуг связи. В текущем контракте только 6% занимает сервисная часть. Львиная доля приходится на инвестиции в инфраструктуру, которая в перспективе должна окупаться. Теоретически Минкомсвязи может провести конкурс на оплату услуг связи на следующие три года.

Что дает вам участие в проекте подключения социально значимых объектов к интернету и какие эффекты это даст государству?

"ЭР-Телеком" рассматривает данный проект исключительно как площадку для дальнейшего развития своего основного бизнеса. Если мы выходим на новую территорию, мы рассматриваем ее как потенциально возможную для дальнейшей экспансии вглубь региона. Мы не зарабатываем на этом проекте, а создаем инфраструктуру и в будущем планируем использовать ее для своего основного бизнеса.

Государство при поддержке операторов связи оцифровывает население. Ведь главная цель проекта подключения социально значимых объектов к интернету - создание инфраструктуры. В частности, цифровизация медицины - это качественные изменения, основанные на многоступенчатом наборе действий. Первое - это доступ в интернет, второе - появление автоматизированного рабочего места, третье - наличие сервисов (например, услуги по хранению данных, системы учета лекарств и др.), четвертое - создание карточки первичного приема с последующим диагностированием у профильных специалистов и т.д.

Приведу пример из жизни. В Нарьян-Маре большая часть времени года - ночь. В то же время город подсвечен так же ярко, как центр Москвы. В свое время мэрия потратила на это бюджетные деньги, и первые пару месяцев население Нарьян-Мара не очень понимало, зачем им это нужно. Чуть позже пришло осознание того, как стало светло и здорово. Горожане стали больше гулять, и в конечном итоге иллюминация повысила удовлетворенность их жизни. Иногда людей нужно заставлять пользоваться благами для того, чтобы сформировалась устойчивая привычка.