Леонид
Коник

главный редактор ComNews
© ComNews
28.04.2020

У операторов связи появилась уникальная возможность отыграть назад закон Яровой, который они прохлопали весной 2016 года. Эпидемия коронавируса и возрастающая из-за нее нагрузка на все бизнесы позволила телекоммуникационным компаниям достучаться как минимум до отраслевого министерства. Если операторское сообщество проявит единство, этот одиозный закон можно будет вовсе спустить на тормозах - как, похоже, произойдет с отменой в России неработоспособных гонений на мессенджер Telegram.

Основным камнем преткновения является поправка, которую закон Яровой внес в ст.64 закона "О связи". В новой редакции статья гласит: "Операторы связи обязаны хранить на территории РФ … текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки". Что такое "сообщения пользователей" и кто такой "пользователь", ведомо лишь автору закона, которая войдет в историю почти как Герострат: закон "О связи", равно как и иные нормативны акты в России, таких терминов не содержат. (126-ФЗ "О связи" оперирует понятием "абонент" - это "пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации").

Бездумное требование хранить все и вся и вводит операторов связи в транс. Любую дурацкую картинку, любое вирусное (без всяких намеков на COVID) видео, которое люди переслали друг другу несколько тысяч раз, согласно букве этого закона, нужно столько же раз и сохранить. Это не только ввергает операторов в ненужные расходы на создание или аренду гигантских хранилищ данных, но и резко затрудняет работу тех, для кого закон Яровой был придуман, - спецслужб. В поисках действительно нужной информации о каком-нибудь злодее сотрудникам "органов" придется буквально искать иголку в стоге сена, причем новое и новое "сено" постоянно валится сверху, словно в игре "Тетрис".

Да и об инструментах работы с гигантскими объемами "сообщений пользователей" закон Яровой не говорит. Между тем хранение большого массива данных - задача все же менее сложная, чем работа с ним в онлайн-режиме. Для последней нужны многочисленные системы, которые можно обозначить маркетинговым термином Big Data. Хотя, как знать, - может быть, ФСБ создаст (или уже создала) такую систему аналитики больших данных за свой счет. С точки зрения финансовых ресурсов эта задача "бойцам невидимого фронта" вполне по силам. В 2019 году бюджет РФ израсходовал по статье "национальная безопасность и правоохранительная деятельность" 2,333 трлн рублей, а в федеральном бюджете 2020 года на эти цены выделено 2,458 трлн рублей.

Для сравнения - объем всего российского рынка телекоммуникаций в 2019 года составил 1,73 трлн рублей (данные "ТМТ Консалтинг"). Операторы периодически говорят, что спецслужбы должны покрыть все расходы по закону Яровой - ведь это нужно им, а не игрокам телеком-рынка. Такое требование звучит справедливо: повесить эти расходы на телекоммуникационные компании - все равно что заставить скинуться на наручники даже не обвиняемых, а свидетелей по делу.

Но в государственных делах справедливость - столь же неопределенное понятие, как и "пользователь". И это относится к любому государству. К примеру, в США в счет каждого абонента - хоть сотовой сети, хоть проводной - ежемесячно добавляется плата за функционирование системы 911 в его штате (не говоря уже о том, что каждый американец платит акцизный налог на услуги местной связи).

Однако с COVID-19 плохо стало всем, и государство склонно идти на уступки бизнесу (в противном случае его скоро некому будет кормить). Операторы связи, на первый взгляд, не выглядят пострадавшими от коронавируса: их деятельность не заблокирована, а люди, вынужденные работать, учиться и развлекаться, не выходя из дома, пользуются услугами связи с удвоенным усердием.

На первой цифровой конференции ComNews "Сети связи, контент и цифровые сервисы в России против COVID-19", которая состоялась 22 апреля 2020 года (см. новость ComNews от 24 апреля 2020 г.) все операторы говорили, что за несколько недель режима изоляции трафик в фиксированных сетях вырос на 25-35%, а в сотовых сетях возник его перекос (увеличение трафика в спальных районах и пригородах, с пропорциональным снижением в деловом центре). Прирост трафика не приносит телеком-компаниям и контент-провайдерам увеличения дохода, но требует дополнительных затрат на его пропуск. При этом в послекоронавирусный период финансовое положение операторов может пошатнуться из-за обвала на рынке В2В.

Все эти тенденции послужили операторам основанием для обращения в Минкомсвязь с просьбой смягчить требования закона Яровой, а точнее - подзаконного акта: постановления правительства РФ №445 от 12 апреля 2018 года. Этот документ, определивший правила хранения операторами связи переписки, разговоров и иных сообщений пользователей, требует в течение пяти лет ежегодно на 15% увеличивать емкости технических средств накопления информации. В ходе онлайн-конференции 22 апреля замглавы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Иванов сказал, что регулятор услышал консолидированную просьбу отрасли о моратории на 15%-ный рост емкости хранилищ данных (см. новость ComNews от 24 апреля 2020 г.) и передал его в правительство (правда, операторы просили мораторий на два года, а министерство предложило сократить его срок до 12 месяцев).

Начало положено, и теперь операторы могут отыграть если не все, то многие жесткие требования закона Яровой: экономическая обстановка в стране этому способствует. Но для того, чтобы пробить такую броню, отрасли нужно выступить единым фронтом. Отраслевых ассоциаций, которые объединяют игроков всех уровней, на рынке связи не сталось, но для столь святого дела ее можно по-быстрому создать или организовать некую временную структуру. Ведь дрогнула же другая скрепа - попытка Роскомнадзора заблокировать мессенджер Telegram опального в России ИТ-гения Павла Дурова.

Доходило до смешного: например, Минкомсвязь в Telegram организовала информационный канал для россиян, которых COVID-19 застал за пределами страны, а оперштабы в Москве и Подмосковье используют именно этот мессенджер для информирования о ситуации с коронавирусом. В итоге на прошлой неделе нашлись те, кто не побоялся крикнуть, что король голый: депутаты Госдумы от "Справедливой России" Федот Тумусов и Дмитрий Ионин подготовили целый законопроект об отмене бутафорской блокировки Telegram.

Пора и по поводу закона Яровой гаркнуть, что король (или королева?) голый (-ая). И тогда уже к концу лета (моменту посева озимых) есть шанс если уж не отменить, то сильно смягчить пресловутый закон.