Георгий
Тадтаев
03.07.2020

Программисты компании посчитали некоторые традиционные технические термины расистскими и оскорбительными, из-за чего решили исключить их из использования. К таким терминам, например, относится "черный список"

Twitter принял решение отказаться от некоторых технических терминов, вызывающих негативные ассоциации с расизмом и иным оскорбительным поведением. Сообщение об этом было опубликовано командой инженеров компании.

"Инклюзивный язык играет решающую роль в создании среды, в которой мы находимся. В Twitter язык, который мы использовали в наших кодах, не отражает наши ценности как компании и не представляет людей, на которых мы работаем. Мы хотим изменить это", — говорится в их заявлении.

Вслед за этим было опубликован список терминов, которые программисты сочли оскорбительными.

"Черный список" (blacklist) — "Список отказов" (denylist);
"Белый список" (whitelist) — "Список разрешений" (allowlist);
"Хозяин/раб" (master/slave, используется для обозначения типа архитектуры системы, на русский язык обычно переводится как "ведущий/ведомый") — "Лидер/ведомый" (leader/follower);
"Проверка работоспособности" (Sanity check; слово sanity также может означать "здравомыслие") — "Быстрая проверка" (quick check).

Также программисты намерены отказаться от использования гендерно окрашенных слов (например, "парни", guys) и заменить их на слова с нейтральным гендерным значением ("люди", people).

Программисты Twitter отмечают, что заменить сразу все эти термины во всех кодах невозможно. Замена будет происходить с течением времени — "оскорбительные" термины будут переписываться в существующем коде и их исключат из технической документации. Кроме того, программисты планируют создать специальное расширение для браузера, которое будет помечать неприемлемые термины и предлагать варианты их замены.

Несколько крупных брендов в США уже заявили о том, что планируют менять названия или дизайн своих товаров, чтобы исключить любые ассоциации с расизмом. Так, Unilever решила не использовать на упаковках товаров по уходу за кожей слова "бледный", "белый" и "светлый", а также производные от них. В компании отмечали, что употребление этих слов "предполагает единый идеал красоты", который, по утверждению компании, "не является правильным". Unilever планирует изменить и название своего осветляющего крема Fair & Lovely, популярного в Азии. Компания Dreyer решило переименовать свой фирменный десерт Eskimo Pie (эскимо), чтобы не унижать эскимосов, живущих на Аляске, Чукотке, в Гренландии и на севере Канады. "Мы привержены делу достижения расового равноправия и считаем этот термин уничижительным", — заявляли в компании.