По итогам 2020 г. россияне оформили покупок в российских и зарубежных интернет-магазинах на 3,2 трлн руб. Это на 58,5% больше аналогичного показателя прошлого года. По прогнозам на 2021 г. эта цифра достигнет 3,7 трлн руб. Об этом сообщается в исследовании Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). При этом больше всего на локальном рынке россияне покупали цифровую и бытовую технику (21%), а на трансграничном - одежду и обувь (28,2%).
© ComNews
19.02.2021

Согласно результатам исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), больше всего на локальном рынке россияне покупали цифровую и бытовую технику (21%). На втором месте - одежда и обувь (21%). В топ-3 также вошла такая товарная категория, как продукты питания (10,2%). При этом на трансграничном рынке самыми востребованными товарными категориями оказались одежда и обувь (31,6%), а также бытовая техника (21,5%).

По данным АКИТ, доля локального рынка в 2020 г. увеличилась до 86%, на трансграничную торговлю приходится лишь 14% (в 2019 г. - 71% и 29% соответственно). Такое значительное снижение доли трансграничного рынка связано с пандемией - какое-то время этот канал работал с перебоями, с ограничениями грузоперевозок, сроки доставки покупок были увеличены.

Распределение рынка интернет-торговли в 2020 г. показывает, что к покупкам в онлайн все активнее подключаются регионы: Москва (24,7%), Московская область (8,3%), Петербург (7,5%), Свердловская (2,5%) и Ростовская (2,3%) области, Татарстан (2,1%), Самарская и Нижегородская области (по 1,9%), Красноярский край 1,6%.

В общем объеме продаж розничного рынка доля e-commerce в 2020 г. составила 9,6%. Доля 10,2% за первое полугодие 2020 г. пока остается историческим максимумом.

По прогнозам АКИТ, российский рынок интернет-торговли в 2021 г. вырастет еще на 16% и составит 3,7 трлн руб., причем доля локального рынка составит 3,2 трлн руб., а трансграничного - 519 млрд руб.

"Год назад было трудно предположить, что объем рынка интернет-торговли может так вырасти и мы преодолеем планку в 3 трлн руб. Пандемия подтолкнула рынок к развитию новых сервисов, востребованных у россиян, например экспресс-доставки. Мы увидели "логистику в логистике", когда конкуренты - сервисы доставки представлены друг у друга на сайтах, неожиданные коллаборации - монобрендовые магазины, имеющие свой интернет-канал, выставляются на других электронных площадках. Мы осваиваем новые форматы продаж, например live-commerce. 2021 г., скорее всего, не будет отличаться таким взрывным ростом, однако уверен, что он принесет нам еще более удивительные форматы, услуги и объединения", - рассказал президент АКИТ Артем Соколов.

В пресс-службе группы "М.Видео-Эльдорадо" сообщили, что по итогам 2020 г. онлайн-продажи электроники и бытовой техники в России показали рост примерно 70%. "Общие онлайн-продажи "М.Видео-Эльдорадо" выросли более чем вдвое (109%), достигнув рекордных 300 млрд руб. за счет успешного масштабирования онлайн-бизнеса одновременно с эффективными операциями в магазинах в рамках модели OneRetail. Группа укрепила лидирующие позиции, заняв 33% онлайн-рынка электроники в России. Онлайн-продажи составили 60% от общих продаж группы - последние составили 504,8 млрд руб. с НДС. В этом году структурный сдвиг в сторону онлайн-канала должен сохраниться, при этом для потребителей при покупке и выборе техники продолжат важную роль играть личный контакт с товарами и индивидуальные консультации, а также скорость доставки", - рассказали в пресс-службе группы "М.Видео-Эльдорадо".

Партнер Data Insight Борис Овчинников не согласен с результатами, приведенными в исследовании АКИТ. "АКИТ считает, что внутрироссийский рынок вырос почти в два раза (+92%), но совершенно непонятно, на чем основана такая оценка. Да, многие крупные игроки в 2020 г. выросли в два раза и даже больше - но нельзя оценивать динамику всего рынка по нескольким большим проектам; за пределами топ-10 рынка типичные темпы роста в 2020 г. - это 10-20% за год", - объясняет Борис Овчинников.

По словам Бориса Овчинникова, Data Insight еще в декабре представила предварительные оценки за 2020 г., по которым внутрироссийский рынок е-commerce в 2020 г. вырос по количеству заказов на 78% до 830 млн, в рублях - на 47%, примерно до 2,52 трлн руб. "Если учитывать также и входящий кроссбордер, то рост в рублях получается +37%, до 2,86 трлн руб. Подчеркну, что это предварительные оценки, которые еще уточняются, но это уточнение в масштабах нескольких процентов - тогда как расхождение оценок АКИТ с нашими оценками по темпам роста составляет 20-45 п.п.", - говорит Борис Овчинников.

"Я не вижу никаких оснований ожидать того резкого замедления роста рынка, который прогнозирует АКИТ. Надо понимать, что рекорды 2020 г. по темпам роста - а даже если брать реалистичные оценки роста за прошлый год в районе 45-50%, это все равно рекорд - были обеспечены не столько теми заказами, которые россияне вынужденно сделали через интернет в апреле-мае, когда были ограничены возможности офлайн-покупок, сколько резким сдвигом в привычках и опыте: большинство покупателей, которые весной попробовали впервые онлайн-покупки или получили первый e-commerce-опыт в новых для себя категориях, например продукты питания, остались пользователями электронной торговли и по-прежнему продолжают покупать в онлайне чаще, чем покупали бы, не будь эпидемии и самоизоляции. И эти изменения в поведении будут влиять на рынок и в текущем, и в последующие годы", - считает Борис Овчинников. Он рассказывает, что Data Insight еще летом 2020 г. опубликовала новый прогноз развития рынка электронной торговли, который был существенно пересмотрен с учетом влияния коронавируса. Этот прогноз предполагает, что в 2021 г. объем российского рынка e-сommerce (без учета кроссбордера) вырастет на 34%. Борис Овчинников считает, что текущая динамика рынка в целом соответствует этому прогнозу, а если его и придется заметно корректировать - то скорее в сторону повышения, чем понижения.

"Хотя мы не разделяем оценку АКИТ про падение кроссбордера на 25% - мы видим сокращение менее чем на 10%, - мы подтверждаем, что структура онлайн-покупок россиян быстро перераспределяется в пользу российских продавцов: по нашим оценкам, доля кроссбордера сократилась с 18% в 2019 г. до 12% в 2020 г. Этот тренд начался еще в 2018-2019 гг. - но в 2020 г. он усилился: сначала появились страхи перед посылками из "заразного" Китая и сократилось предложение со стороны китайских производителей, потом в локдаун преобладали срочные по своему характеру заказы, да и в целом активность покупателей в онлайне растет в основном в тех категориях, где естественно преобладание внутрироссийских ретейлеров: продукты питания, товары для ремонта, лекарства и т.д. Плюс растущий спрос позволяет российским ретейлерам агрессивнее развивать быструю и сверхбыструю доставку - что дополнительно смещает баланс в пользу "доместика". Можно ожидать, что и в нынешнем году внутрироссийские онлайн-продажи будут расти быстрее входящего кроссбордера, однако разница в темпах роста уже будет не такой большой, как в прошлом году", - объяснил Борис Овчинников.

Аналитик "Фридом Финанса" Евгений Миронюк подчеркивает, что многое в исследовании зависит от методики расчета, наиболее точные данные поступают от эквайринговых систем крупных банков, но и их обобщить достаточно сложно. По его мнению, информация со стороны онлайн-ретейлеров разрозненная и не охватывает всех ретейлеров. "К тому же в исследовании учитываются только физические товары с учетом расходов на доставку. Не беремся оценивать расчет АКИТ, но повышенный спрос в течение 2020 г. явно создал предпосылки превышения прогнозируемого ранее Data Insight среднегодового показателя роста электронной торговли в 33,2%. Существенный рост 2020 г. создает высокую базу, которая ограничит рост 2021 г. Прогноз роста в 16% в 2021 г. практически совпадает с данными, представленными в аналитическом исследовании eMarketer относительно мирового роста e-commerce в предыдущие годы. Ожидаем все же, что в России он окажется сильнее и будет соответствовать среднегодовому прогнозу Data Insight, в рамках 30-35%", - говорит Евгений Миронюк.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын согласен с результатами исследования АКИТ, поскольку участники АКИТ и являются источниками релевантных данных.

"Трансграничная торговля не исчезает даже в США. В декабре IPO на NASDAQ провел маркетплейс Wish, принадлежащий компании Context Logic, который занят как раз доставкой дешевых китайских товаров в США. На большой планете всегда что-то где-то производится и может быть продано дешевле. Доля трансграничной торговли в 20-25% выглядит естественной и вряд ли представляет угрозу для отечественных игроков. Я ожидаю, что она в перспективе установится на этом уровне", - отмечает Леонид Делицын.

По его прогнозам, рост интернет-торговли в 2021 г. составит 20%. "По подсчетам АКИТ, в общем объеме продаж розничного рынка доля e-commerce в 2020 г. составила 9,6%. Вместе с тем глобальное среднее находится на уровне 16% - во многом за счет расцвета онлайн-торговли в странах Азии. Таким образом, если не считать, что россияне как-то специально не любят покупать онлайн, потенциал рынка еще далек от исчерпания. К тому же укрупняющиеся маркетплейсы привлекают миллиарды долларов, которые пойдут на развитие рынка", - рассказал Леонид Делицын.

Новости из связанных рубрик