Госдума одобрила во втором чтении изменения в законодательство, упрощающее поиск пропавших людей с использованием данных геолокации. Законопроектом предполагается, что в случае получения сообщения о без вести пропавшем лице допускается получение информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у без вести пропавшего лица, с иными абонентами и их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства в течение 24 часов.
© ComNews
09.06.2021

Депутаты Государственной Думы на пленарном заседании одобрили во втором чтении изменения в законодательство, которые призваны упростить поиск пропавших людей с использованием данных геолокации. Законопроектом предлагается предусмотреть, что в случае получения сообщения о без вести пропавшем лице допускается получение информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у без вести пропавшего лица, с иными абонентами и их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства в течение 24 часов их мобильных устройств. Авторами инициативы стали депутаты ГД и члены Совета Федерации, в том числе председатель СФ Валентина Матвиенко.

"Законопроектом предлагается предусмотреть, что в случае получения сообщения о без вести пропавшем лице на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, вынесенного в течение 24 часов с момента поступления сообщения о без вести пропавшем лице, допускается получение информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у без вести пропавшего лица, с иными абонентами и (или) их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов", - сказано в документе.

Напомним, ранее Госдума приняла поправки в Федеральный закон "Об оперативно-разыскной деятельности", которые упростят возможности в поиске пропавших детей с использованием данных их мобильных устройств. В случае пропажи ребенка его родители (или один из них, или законные представители) смогут обратиться в органы полиции с письменным заявлением, и те в течение 24 часов должны начать поиски, в том числе с возможностью получить доступ к данным геолокации мобильных устройств ребенка - например, его телефона или планшета.

В пресс-службе Tele2 сообщили, что законопроект явно относит случаи пропавших людей к неотложным ситуациям, которые допускают получение сведений о геолокации абонента. "Это не отменяет необходимости получения решения судьи постфактум в течение 48 часов с начала разыскного мероприятия. Облегчит ли это работу поисковых отрядов, должны оценить соответствующие организации", - прокомментировали в пресс-службе Tele2.

Специалист по информационной безопасности Group-IB Сергей Золотухин подчеркивает, что, с одной стороны, оперативный доступ к данным о геолокации позволит сделать более эффективным поиск пропавших людей, но вместе с тем может открыть еще одно окно для злоупотреблений." Мы являемся свидетелями, как лавинообразно растет количество утекших персональных данных. Если к ним добавятся данные о геолокации, это точно не сделает нашу реальную жизнь безопаснее. Поэтому вместе с законодательным регулированием, и даже опережающими темпами, нужно внедрять технологии защиты цифрового профиля человека в интернете. Речь идет не только об использовании самых передовых технологий защиты, таких как Digital Risk Protection, но и об оперативном выявлении фактов кибератак и утечек, появляющихся в даркнете, - Threat Intelligence. На наш взгляд, принятие данной законодательной инициативы должно идти именно таким путем: сначала создание безопасного пространства цифровой личности с помощью технических средств и передовых технологий, а затем законодательное закрепление в правовых актах использования данных о геолокации", - комментирует законопроект Сергей Золотухин.

Эксперт Роскомсвободы и старший юрист Digital Rights Center Владимир Ожерельев отмечает, что законопроект предлагает удобный механизм получения сведений об абонентских устройствах без вести пропавших людей. По его словам, несмотря на краткость предлагаемых поправок, описанный механизм позволяет принимать экстренные меры по поиску пропавших, для успеха которого важны первые часы и дни после пропажи. "Новая редакция закона предусматривает, что в течение 48 часов после вынесения постановления орган, осуществляющий ОРМ, должен получить решение суда о его правомерности, что значительно снижает риск злоупотреблений. В то же время данный механизм повышает и риск утечек данных о местоположении людей, поскольку упрощает доступ к данным для сотрудников правоохранительных органов. Тем не менее правоохранительные органы и раньше имели возможности получения доступа к персональным данным, в то время как такая возможность для поисковых отрядов сильно затруднена", - объясняет Владимир Ожерельев.

Владелец IT-legal компании "Катков и партнеры", член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков считает, что если законопроект будет применяться строго по цели, то это, безусловно, благо. Что касается рисков злоупотреблений, равно как и рисков утечки информации, то, по его словам, этот риск есть и сейчас. "Прослушивать разговоры и следить за гражданами спецслужбы могли всегда. Как правило, на это требовалась санкция суда или иное веское основание - например, возбуждено уголовное дело и соответствующая мера необходима для расследования. В текущей редакции законопроекта сказано, что сведения "предоставляются уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, без решения суда в порядке, установленном правительством Российской Федерации". Соответственно, после подписания закона будет предельно важно, какой порядок будет принят кабинетом министров, ведь санкция суда больше не нужна", - рассказал Павел Катков. Относительно усложнения работы операторов связи, по его мнению, регуляторная нагрузка, бесспорно, повысится, а вот точный объем этого повышения станет понятен после вступления в силу новых механизмов. "Если ценой этой нагрузки будут спасенные жизни - значит, закон работает в правильном направлении. Вероятность принятия закона велика - это можно оценить по уровню его внесения: в нём участвовала лично глава верхней палаты парламента", - заключает Павел Катков.

Управляющий партнер Reasons Law Firm, юрист в сфере IT, IP и защиты данных Арам Татоян считает, что на данном этапе к этому законопроекту возникает много вопросов: например, не противоречат ли нововведения действующему законодательству и какие риски могут возникнуть в будущем. "Согласно ч.2 ст.23 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Законопроект предполагает, что для поиска без вести пропавшего человека будет возможно получение данных о его устройстве от оператора связи - геолокация, соединения абонентского устройства и др. Для такого запроса к оператору будет достаточно мотивированного постановления одного из руководителей органа, который осуществляет оперативно-разыскную деятельность. При этом в течение 24 часов важно уведомить суд об этих действиях. Таким образом, факт наличия законных оснований для проведения оперативно-разыскных мероприятий будет оцениваться судом уже после того, как сведения о геолокации станут известны правоохранительным органам", - говорит Арам Татоян.

По его словам, с одной стороны, российская практика уже не впервые сталкивается с подобными нововведениями. Достаточно вспомнить случаи с продажей на черном рынке доступов к онлайн-трансляциям камер распознавания лиц в Москве (facial recognition). С другой стороны, как отмечает Арам Татоян, большинство сайтов и мобильных приложений обрабатывают сведения о геолокации пользователей (при наличии согласия субъекта данных) для формирования релевантной рекламы. "Люди сами предоставляют операторам такую возможность при посещении сайтов, без раздумий соглашаясь, например, с всплывающей политикой файлов cookie, которая мешает просматривать страницу. Отсюда складывается вывод, что вопрос заключается не только в правомерности данных нововведений, но и доверия к действиям правоохранительных органов. Этот законопроект может стать дополнительным инструментом, который облегчит работу следственным органам. В будущем стоит избегать случаев, когда лицо, обратившееся в полицию для поиска пропавшего без вести родственника, окажется ненадлежащим и не имеющим права на подачу подобного заявления. Открытыми остаются вопросы, насколько тщательно будут проверять заинтересованность заявителя и санкции, применяемые в случаях, когда данные о геолокации получены безосновательно. Ответы на эти и иные вопросы, которые возникают у граждан, хотелось бы получить в ближайшем будущем от законодателя", - считает Арам Татоян.

Новости из связанных рубрик