Новости / июнь 2021
ВТБ сообщил о планах "Яндекса" выдавать кредиты уже с 2022 года

Антон
Фейнберг
Евгения
Чернышова
16.06.2021

"Яндекс" собирает команду сотрудников в сегменте финансовых сервисов, сообщил "ВТБ Капитал" по итогам встреч компании с инвесторами. Интернет-гигант может запустить кредитные продукты в рамках своей экосистемы уже в 2022 году

"Яндекс" планирует запустить выдачу кредитных продуктов уже в 2022 году, говорится в обзоре "ВТБ Капитала", который организовал для интернет-компании road show (встречи с потенциальными инвесторами, не обязывающие к сделкам).

Как сообщили в "ВТБ Капитале", пилотные проекты "Яндекс" намерен начать уже в третьем квартале этого года. В частности, речь идет о продуктах с низким риском, связанных с электронной торговлей (например, схема "купи сейчас — плати потом"), а также о сервисах в рамках программы "Яндекс.Плюс". Сейчас интернет-компания формирует команду в сегменте финансовых сервисов и разрабатывает их технологическое ядро.

Представитель "Яндекса" сообщил РБК, что компания не комментирует отчеты аналитиков. Сроки запуска финансовых сервисов он не назвал.

Этой весной "Яндекс" стал владельцем небольшого банка "Акрополь" (310-е место по активам в российской банковской системе). Он купил кредитную организацию у бывшего гендиректора "Связного" Евгения Давидовича, сумма сделки составила 1,1 млрд руб. Более 85% активов банка приходится на портфель ликвидных ценных бумаг и средства на счетах в Центробанке.

Интернет-компания решила развивать финтех-направление самостоятельно после отказа от работы с другими крупными партнерами: прошлым летом "Яндекс" разделил активы со Сбербанком, в результате чего "Сбер" стал единственным владельцем платежного сервиса "Яндекс.Деньги" (теперь переименован в "ЮMoney"). Осенью же "Яндекс" пытался договориться о покупке Тинькофф Банка, но сделка не состоялась: по словам управляющего директора группы компаний "Яндекс" Тиграна Худавердяна, ее инициатором был основатель банка Олег Тиньков, а причиной разрыва предварительных договоренностей стало то, что "Олег передумал продавать". Сам Тиньков заявлял, что стороны не договорились о цене.

"Яндекс" в течение нескольких лет развивает собственную экосистему, сейчас она насчитывает 87 сервисов, в том числе в сфере логистики, торговли и развлечений: "Яндекс.Такси", "Яндекс.Еда", "Яндекс.Маркет", "Яндекс.Лавка", "Кинопоиск" и другие. "Благодаря экосистемной модели "Яндекс" совершил трансформацию из локальной поисковой системы, конкурента Google, в крупнейший в России инкубатор инновационных проектов в области цифровых технологий", — характеризовал ЦБ компанию в своем докладе. По итогам первого квартала 2021 года доля нерекламной выручки "Яндекса" впервые превысила долю рекламной, достигнув 51%. Суммарно сервисы экосистемы принесли компании 37 млрд руб. выручки.

Зачем "Яндексу" нужен банкинг

Реалистичный срок, через который "Яндекс" сможет выдавать первые кредиты и карточки, — 12 месяцев, говорил в ноябре прошлого года в интервью РБК Худавердян. Речь идет об онлайн-сервисах — запуск банковских отделений компания не рассматривает.

В целом у "Яндекса" "есть продуктовая финансовая стратегия" по предоставлению базовых финансовых сервисов, объяснял Худавердян журналу Forbes. Компания хочет создать дебетовую карту (и виртуальную, и физическую), но сроки запуска такого продукта глава "Яндекса" не называл.

"Без подробностей судить о шансах "Яндекса" на финансовом рынке и конкуренции с банками достаточно сложно. Но в любом случае, выходя на рынок кредитования, "Яндекс" начнет конкурировать с банками. BNPL-сервисы (Buy now pay later — "Купи сейчас — плати потом". — РБК) для потребителя, по сути, ничем не отличаются от рассрочки, которая уже есть у многих кредитных организаций. С другой стороны, этот сегмент кредитования достаточно быстро оборачивается из-за небольших объемов, в отличие от, например, длинной ипотеки", — рассуждает директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Антон Лопатин.

Потребители "могут легко переходить от одного продукта к другому, и все в итоге будет зависеть от спроса в магазине и предложенных условий", а преимущества "Яндекса" в этом сегменте заключаются в том, что у компании уже есть большая клиентская база и при оформлении кредита заемщикам не нужно будет обращаться к посреднику (банку)", добавляет он.

По словам директора по банковским рейтингам Национального рейтингового агентства Константина Бородулина, "нельзя сказать, что компания планирует делать бизнес в этой сфере ключевым". "Учитывая широкий охват пользователей прочими сервисами "Яндекса", финтех-направление весьма перспективно, однако стоит учесть, что "Яндекс" развивает его фактически с нуля, поэтому на первоначальном этапе ожидаемая доля рынка будет несущественна", — указывает он.

"Дебетовые карты могут стать фундаментом построения новой системы лояльности, от которой выиграет как сам "Яндекс", так и конечные пользователи", — считает сооснователь и генеральный директор платежного сервиса CloudPayments Дмитрий Спиридонов. По его мнению, компания может "приравнять кешбэк к баллам лояльности и утилизировать их внутри экосистемы, без подключения партнерских программ". По схожей схеме сейчас действует Сбербанк с баллами "Спасибо".

Как планируют регулировать экосистемы

Строительство экосистем в России идет по двум направлениям: крупные банки ("Сбер", ВТБ, "Тинькофф") развивают технологические направления, а технологические компании, в том числе "Яндекс", начинают выходить на финансовые рынки. Помимо "Яндекса" своим банком обзавелись онлайн-ретейлеры Wildberries и Ozon.

На этом фоне правительство уже готовит концепцию регулирования цифровых экосистем. Она должна охватить такие направления регулирования, как госинвестиции в развитие цифровых платформ, координация стратегий крупных цифровых платформ, принципы налогообложения экосистем, а также порядок их слияний и поглощений, писал "Коммерсантъ".

Свои идеи по регулированию экосистем есть и у Банка России. Как говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, такие структуры не должны строиться "по закрытому принципу, когда лидеры рынка захватывают в свой периметр все больше небанковских продуктов, собирают все больше данных, а данные становятся главным конкурентным преимуществом финансового бизнеса".

Новости из связанных рубрик