Андрей
Мишурный

руководитель проектного офиса АПК "Безопасный город" Объединенной приборостроительной корпорации (управляющей компании холдинга "Росэлектроника" Госкорпорации Ростех)
© ComNews
08.07.2021

О том, какое место отводится "Умному", "Безопасному" городу, "Цифровому региону", о межведомственном взаимодействии и прогнозно-аналитических моделях рассказал ComNews Андрей Мишурный, руководитель проектного офиса АПК "Безопасный город" Объединенной приборостроительной корпорации (управляющей компании холдинга "Росэлектроника" Госкорпорации Ростех).

За последние несколько лет в России появилось несколько программ и инициатив вокруг тематики цифровизации и безопасности в населенных пунктах: Система-112, АПК "Безопасный город", ведомственный проект "Умный город", "Цифровой регион". Взаимоувязаны ли они, и каково место "Безопасного города" в ряду этих инициатив?

"Цифровой регион", насколько мне известно, на данный момент имеет замысел, но не имеет правового статуса в качестве программы. Что касается Системы-112, то это – подсистема "Безопасного города". Система "Безопасный город" строится по принципу максимального использования того, что уже есть. Принимая решение о развертывании полноценного и полнофункционального АПК "Безопасный город", проводится аудит на наличие тех или иных систем и их дальнейшая интеграция в единый комплекс. Плюс добавляется то, чего не хватает. Поэтому Система-112 – это подсистема. Также есть и иные подсистемы: например, развернут экологический мониторинг. Все подобные подсистемы войдут в единое информационное пространство АПК "Безопасный город".

Изначально говорили, что "Цифровой регион" придет на смену "Умному городу". Потом появилась информация, что это совсем разные и параллельные системы. Сейчас, в итоге, вообще все запутано?

Я не располагаю полной информацией, чтобы комментировать "Цифровой регион". Единственное, могу сказать, что сейчас сформировался тренд на то, чтобы система "Безопасный город" объединила все имеющиеся подсистемы. А вновь создаваемые должны располагать возможностью простой интеграции в АПК "Безопасный город". Время идет вперед, научно-технический прогресс и цифровизация развиваются стремительно. Наверняка появятся еще какие-то системы. Поэтому наша задача сейчас – создать единую методологию, чтобы системы будущего легко интегрировались в "Безопасный город" и позволяли эффективно обеспечивать безопасность региона и управление субъектом и его хозяйственной деятельностью.

Безопасный город – это сервис с большим объемом информации, инструмент для муниципалитетов, регионов и федеральных органов.

В конце 2020 г. во всех субъектах федерации были развернуты Центры управления регионом (ЦУР). Есть ли связка между ЦУР и АПК "Безопасный город" (а также с ситуационными центрами губернаторов)?

Да, такая связка есть. Это единый контур системы "Безопасный город". И, принимая решение о внедрении АПК в регионе, губернатор как заказчик этой системы принимает решение, где будет развернут "мозг" этой системы – где в итоге будут консолидироваться все данные, поступающие из региона. Это может быть и ситуационный центр, и центр управления регионом. Сейчас мы знаем, что в отдельных регионах ситуационного центра нет, он не развернут. По разным причинам – не получилось, средств не хватило. А в целом это единый контур, так называемый "верх пирамиды". Внизу этой пирамиды находятся датчики, камеры, все первичные устройства, которые способны собирать информацию. Дальше это поднимается на муниципальный уровень, обрабатывается. Преследуются несколько целей: безопасность, которая состоит из прогноза, мониторинга, сбора данных в единое место и их обработка, и формирование на базе этих данных прогнозов. Плюс поддержка принятия управленческих решений при реагировании. На региональный уровень уходит уже обработанная информация для решения задач губернатора. А задач у него две: хозяйственная – управлять регионом, и глобальная – безопасность региона.

Как вы оцениваете идею создания ГИС "Национальная платформа видеонаблюдения", которая объединит все системы видеонаблюдения в стране? Насколько она реалистична и осмысленна?

Я прочитал об этом в средствах массовой информации, поэтому мне сложно комментировать этот вопрос. Могу точно сказать, что мы не получали предложение участвовать в разработке этой платформы

Сама идея – реалистична? Может ли она иметь развитие?

Реалистична. Учитывая имеющиеся каналы связи и логику построения большой системы федерального уровня, такая система, если бы ее планировалось разрабатывать, носила бы территориально-распределенный характер.

Расскажите, пожалуйста, про системы мониторинга и прогнозно-аналитические модели АПК "Безопасный город".

– В рамках исполнения НИОКР в интересах МЧС России и Межведомственной комиссии под руководством Юрия Борисова мы предлагаем рассмотреть подход к прогнозированию, основанный на Байесовском методе. Байесовский метод базируется на большом наборе статистических данных, и чем больше статистических данных, тем выше вероятность прогнозирования наступления событий. Мы определили 116 угроз, которые могут меняться, со временем может появиться 118, 120 угроз. Байесовский метод хорошо работает там, где, во-первых, есть статистический ряд, а во-вторых, как это ни парадоксально, там, где нет ничего – ни средств мониторинга, ни исторических данных, ни данных для анализа. Поэтому мы в своих исследованиях учитывали так называемый "эффект бабочки" – задача, которую перед нами поставил МЧС России. К примеру, повышение уровня воды на 1.5 метра условно в Мурманской области возможно будет иметь некую связь с повышением уровня воды через месяц в Астраханской области. Основываясь на научных традиционных подходах, проследить такую связь или невозможно, или крайне сложно. Кроме того, Байесовский метод "обучаемый", так как он способен обработать до 12 тыс. параметров одновременно. Программный модуль может найти зависимость там, где объяснить зависимость невозможно. Байесовский метод будет показывать, что повышение уровня воды в этой географической точке на метр всегда совпадет с повышением уровня воды в другой географической точке через месяц даже тогда, когда бассейны рек разные. Значит, некоторая зависимость существует. Познаваема ли эта зависимость? Нет. Объяснима ли эта зависимость? Нет. Но, тем не менее, она существует. Значит, Байесовский метод говорит, чтобы мы и далее изучали эту зависимость. Пройдет год или два, опять будет наблюдаться эта зависимость, значит, ее надо учитывать. Еще один грубый пример для понимания: сейсмические колебания в Аргентине в конце земного шара в определенной точке, если их соотнести с сейсмической активностью на Камчатке, также, возможно, связаны друг с другом, пусть нелинейно и сложно объяснимо. Байесовский метод вычисляет такие закономерности и показывает, что они реально существуют. В этом суть метода, который мы предлагаем применять к прогнозированию.

Новая ли это модель?

В России таким подходом еще никто не занимался. При разработке модели мы анализируем и зарубежный опыт. Канада, например, сильна по лесным пожарам. Япония – по наводнениям. Поэтому осторожно скажу, что в мире такой подход, скорее всего, еще никто и нигде не демонстрирует именно в части предупреждения и предотвращения чрезвычайной ситуации. Байесовский метод, конечно же, используется. Байес доказал этот метод еще в 1750-х годах, работа была опубликована в 1763 году. Просто этот метод долгие годы не пользовался популярностью и не находил практического применения, так как он построен на обработке больших объемов данных. А технических средств в те годы еще не было. Сегодня человечество обладает мощными вычислительными возможностями, позволяющими обрабатывать большие массивы информации. В других сферах также активно применяется метод Байеса, например, в финансовой сфере биржевые роботы работают и на Байесе тоже, а иногда даже исключительно на Байесе. Биржевые роботы, тем не менее, допускают ошибки, потому что часто они получают искаженные исходные данные (например, данные из социальных сетей, которые можно очень легко исказить, дать расчетному модулю изначально неверные параметры, из которых он сделает неверный вывод). Но мы работаем не с информацией, а с сертифицированными датчиками. Если датчик показывает, например, температуру 26°C, значит так оно и есть. Если он показывает определенную влажность или уровень воды, то эти параметры абсолютно точные.

То есть неверные данные можно получить лишь в случае, если датчики неисправны?

Система мониторинга предусматривает бесперебойную работоспособность датчиков, есть специальные регламенты проверки. Поэтому если регламент соблюдается, это допущение никак не повлияет на работу модели в целом.

Вы привлекаете к построению модели специалистов из других компаний?

Мы используем потенциал различных предприятий радиоэлектронного комплекса Ростеха. А там, где нам компетенций недостаточно, привлекаем специалистов со стороны. Например, мы активно сотрудничаем с Российской академией наук. Создание по-настоящему "Безопасных городов" – это сложный, междисциплинарный, межотраслевой проект, для успешной реализации которого нужно объединить усилия и компетенции специалистов из самых разных организаций и областей.