Новости / октябрь 2021
"Россети" применят единый подход к операторам связи

ФАС согласовала "Россетям" новую методику расчета тарифа на доступ к инфраструктуре. Методика расчета стоимости услуг на размещение волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) на объектах сетевого комплекса будет применяться во всех дочерних обществах группы "Россети" с конца 2021 г.
© ComNews
13.10.2021

Как сообщили в ФАС, методика устанавливает прозрачный механизм формирования тарифа, что позволит решить задачи по облегчению доступа телекоммуникационных компаний к объектам электросетевой инфраструктуры для размещения линий связи. Также это позволит оптимизировать капитальные и операционные затраты операторов на развитие и, как следствие, активнее решать задачи по ликвидации цифрового неравенства. При этом документ учитывает необходимость обеспечения надежной и бесперебойной работы электросетевого комплекса страны при осуществлении кооперации между участниками рынка.

"Появились понятные единые механизмы, как разместить на наших линиях свою ВОЛС. Методика соответствует требованиям антимонопольного законодательства, учитывает дополнительные затраты на обслуживание и ремонт ЛЭП, на которых размещены ВОЛС, расходы на обеспечение целостности линий связи при переустройстве сетевой инфраструктуры", - отметили в пресс-службе "Россетей".

Внедрение единой методики расчета стоимости доступа будет способствовать расширению сотрудничества телекоммуникационных операторов и компаний группы "Россети".

В пресс-службе Tele2 положительно оценивают прозрачный механизм ценообразования.

"Мы готовы предоставить оценку новых условий, как только будут известны детали единого тарифа. Однако ключевая проблема взаимодействия операторов и сетевых компаний не в тарифах или завышенных ценах в отдельных регионах, а в отсутствии самих электросетей либо технических возможностей подключения в местах, где необходимо ставить базовые станции LTE. Свобода доступа к инфраструктуре сетевых компаний разнится в зависимости от региона. Важно, чтобы их представители были заинтересованы в предоставлении операторам доступа к своим сетям при прокладке ВОЛС, поэтому для эффективной работы требуется вовлечение и поддержка региональных властей", - отмечают в пресс-службе Tele2.

ФАС России проводит комплексную работу по приведению тарифов на услуги по предоставлению объектов инфраструктуры для размещения сетей связи к экономически обоснованному уровню. Так, антимонопольная служба уже рассмотрела серию дел в отношении "Орелобэнерго", "Россети Кубань", "Россети Центра", "Облкоммунэнерго" и выдала предписания о снижении тарифов на доступ к инфраструктуре. Все эти дела возбуждены антимонопольным органом по заявлениям операторов связи.

Их действия признаны ограничивающими конкуренцию, ответственность за которые установлена ч.2 ст.14.31 (то есть оборотный штраф). Об этом сообщили в пресс-службе ФАС. При этом устранение правонарушения до вынесения постановления по делу об административном правонарушении будет учтено при наложении штрафа.

В пресс-службе ФАС заявили, что в соответствии с новой методикой произведен перерасчет тарифов (они существенно снижены), а затраты, включаемые в стоимость, проверены и обоснованны. ФАС России будет контролировать применение новых тарифов на всей территории страны.

Однако генеральный директор ООО "Ордерком" Дмитрий Галушко считает, что методикой не решить проблему завышения цен на аренду. "Они по методике нарисуют нужные им цифры, и внешне все будет красиво. А потом опять придется жаловаться в ФАС", - отмечает Дмитрий Галушко.

Действительно, сейчас операторы вынуждены судиться с отдельными "дочками" "Россетей" и другими энергетическими компаниями из-за установления монопольно высоких цен на аренду. Сейчас слушается дело по обвинению "Россети Северный Кавказ". Согласно последнему постановлению, оно перенесено на 21 октября 2021 г. Кроме того, сейчас возбуждены дела УФАС Московской области в отношении "Мособлэнерго" и "Россети Московский регион".

По мнению Дмитрия Галушко, основным методом борьбы за снижение цен является обращение в антимонопольную службу, а ФАС должна быть регулятором таких ситуаций. Благодаря действиям "Ордеркома" цена за одну опору 0.4 кВт снижена до 36 руб. с НДС - на Кубани, в Орловской области - до 42,72 руб.

В пресс-службе ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") считают, что наиболее эффективной в этом вопросе является реализация системных решений. "Мы приветствуем подход ФАС, который также развивается параллельно принятию мер антимонопольного реагирования в части нормативно-правового определения порядка формирования стоимости использования имущества субъектов естественной монополии. Полагаем, что в вопросе ценообразования важна прозрачность формирования условий", - подчеркивают в пресс-службе "Билайна".

Помощник юриста компании Rödl Мария Кириллова отмечает, что, проанализировав практику ФАС, можно выделить тенденцию к увеличению количества таких споров: так, в период 2010-2015 гг. встречалось всего два таких случая, тогда как в 2016-2021 гг. этих дел уже не меньше семи.

"Примечательно, что во всех обнаруженных нами делах решение принято в пользу заявителей - операторов сетей связи. В некоторых случаях монополисты электросетей пытаются оспорить решение Федеральной монопольной службы в суде, однако им отказывают в удовлетворении заявленных требований", - подчеркивает Мария Кириллова.

Она отмечает, что, согласно закону "Об электроэнергетике", тарифное регулирование в сфере электроэнергетики осуществляет управление регулирования электроэнергетики ФАС. "Оно осуществляет контроль за обоснованностью установления, изменения и применения тарифов, проводит мониторинг, сбор и анализ информации об утвержденных тарифах в этой сфере, а также принимает меры по устранению нарушений и приведению тарифных решений в соответствие с законодательством. Это видится довольно логичным", - считает юрист.

Владелец IT-legal компании "Катков и партнеры" (КИП), член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков подчеркивает, что в обычной коммерческой практике разумный ценовой уровень регулируется конкуренцией, поддержка которой является одной из конституционных гарантий (ч.1 ст.8 Конституции России).

"Однако энергоснабжающие и инфраструктурные компании являются специфическими субъектами, не каждый может оказывать такие услуги, к тому же отдать их на свободный рынок может быть элементарно опасно с техногенной точки зрения: это вопрос не только клиентского сервиса, но промышленной безопасности. В этом одна из причин высокой степени монополизированности этого рынка", - отмечает Павел Катков.

"Пока заявители идут по пути "жалоба в ФАС - суд - результат", однако достигают его не всегда. Состязательность процесса, обстоятельства конкретных дел, разный уровень судебных представителей - все это не дает возможности говорить об однозначной и единообразной практике по данной категории споров", - отмечает Павел Катков.

Новости из связанных рубрик