Доля онлайн-покупок, сделанных с мобильных устройств, продолжает расти - в этом году она превысила 60%. Кроме того, покупая с мобильных, люди чаще пользуются приложениями магазинов, а не их сайтами. Половина городских жителей в возрасте 16-55 лет покупают что-нибудь в интернете минимум два раза в год. 80% из них заказывают что-то минимум раз в месяц, 26% - минимум раз в неделю. Такие данные приводит "Яндекс.Маркет" по итогам ежегодного опроса с компанией GfK Rus российской аудитории интернет-магазинов.

Константин
Скурат
© ComNews
02.12.2021

Опрос проводился среди городских жителей России в возрасте 16-55 лет, пользующихся интернет-магазинами. Нынешнее ежегодное исследование "Яндекс.Маркет" и GfK Rus стало уже девятым. Оно отвечает на вопросы, какая доля россиян покупают онлайн, как часто они это делают, что побуждает людей покупать в интернете, какими способами оплаты и доставки они пользуются и т.д.

Доля покупок, сделанных с мобильных устройств, продолжает расти: в этом году она превысила 60%, более 30% респондентов сделали последнюю покупку через компьютер, остальные - по телефону. Для сравнения: по данным аналогичного опроса за 2016 г., заказов с компьютера было больше 80%, со смартфонов - около 10%. Покупая с мобильных, люди чаще пользуются приложениями магазинов (около 70%, в 2020 г. - 60%, в 2016 г. - 30%), а не их сайтами (около 20%, в 2020 г. - 32%, в 2016 г. - 65%).

Половина респондентов покупают что-нибудь в интернете минимум два раза в год. 80% из них заказывают что-то минимум раз в месяц, 26% - минимум раз в неделю. По сравнению с 2020 г., доля тех, кто делает покупки онлайн "каждый или почти каждый день", выросла с 5,4% до 6,1%, а делающих один и более заказ в неделю - с 17,5% до 20,3%. Самый распространенный вариант "два-три раза в месяц" остался на том же уровне - было 34,6%, стало 34,3%. Уменьшилась лишь доля респондентов, покупающих в интернете несколько раз в год, - с 22,6% до 19,9%.

Исследователи делают вывод, что главная причина покупать онлайн - возможность сравнивать цены и искать выгодные предложения, ее в своем списке причин назвали 54,8% (в 2020 г. - 58,2%) респондентов. Каждый второй опрошенный отметил возможность почитать отзывы, примерно так же часто респонденты указывали на сравнительно низкие цены и возможность делать покупки в любое время и из любого места. То, что не надо никуда ехать, оценили 44,6%, с тем, что в онлайн-магазине шире ассортимент, согласились 38,6%. В 2021 г. по сравнению с 2020 г. чаще выбирали онлайн из-за экономии времени: так, на то, что в интернете "быстрее и проще искать нужный товар", указали 38,1% (годом ранее - 36,6%), "так быстрее" - 25,2% (ранее - 23,7%).

Больше половины опрошенных (55,4%) оплатили свою последнюю покупку банковской картой при оформлении заказа (53,5% в 2020 г. и 28,3% в 2016 г. по аналогичному показателю). Около четверти (23,5%) - рассчитались картой при получении (популярнее всего этот способ был в 2019 г. - 29,5%, с 2016 г. по 2021 г. держался между 20% и 30%). Наличными при получении расплачивался каждый десятый - 10,9%, причем в прошлом году таковых было 17,4%, а в 2016 г. - и вовсе 44,6%. Отвечая на вопрос о предпочтительном способе оплаты, почти каждый второй респондент называл оплату при получении. Однако доля тех, кому удобнее расплачиваться при оформлении заказа, с каждым годом все выше и уже перевалила за треть.

Наиболее распространенный способ получения заказа - самовывоз из магазина или пункта выдачи, так получили свои последние покупки почти две трети опрошенных (62,9%), эта доля растет год к году. На втором месте - доставка курьером (17,9%), показатель снижается каждый год (в 2016 г. курьерской доставкой пользовались 30,4%). На третьем - почта (9,8%), которой тоже стали пользоваться реже. Срочной курьерской доставкой пользовались почти в два раза чаще, чем в прошлом году (3,6% против 1,9%).

Категория товаров, пользующаяся самым широким спросом, - одежда и обувь для взрослых: эти товары хотя бы раз в течение года покупали 63,9% респондентов. На второе место поднялись средства для ухода за лицом, телом и волосами (59,3%). Заметнее всего, почти на четверть, расширился спрос на продукты питания (49,7% с 40,2% годом ранее) - они занимают пятую строчку в топе. На третьем месте - смартфоны и планшеты (54,6%), потерявшие 5% по сравнению с прошлым годом. Доля компьютеров и ноутбуков также снизилась (30,4% и 32,1% соответственно), доля электроники (ТВ, фото, видео, аудио) осталась на уровне 29%, крупную бытовую технику приобрели 20,2% против 19,2% годом ранее.

Среди товаров, которые россияне не стали бы покупать онлайн, лидирует алкоголь (36% опрошенных) и лекарства и БАДы (24%). Однако по сравнению с прошлым годом доля респондентов, которые не готовы покупать эти товары в интернете, снизилась. На третьем месте среди нежелательных в сети покупок - крупная бытовая техника (23,1% против 21,9% годом ранее). Доля компьютеров и ноутбуков повысилась (15,3% и 12,7% соответственно), электронику в интернете не будут приобретать 13,6% в 2021 г., против 12,5% в 2020 г. Покупать смарфтоны и планшеты, по данным исследователей, не станут 9,8%, годом ранее - 8,4%.

Самые распространенные действия перед покупкой, по данным опроса, - чтение отзывов (этот пункт отметили 32% опрошенных), сравнение похожих товаров (28%) и цен на них в разных магазинах (26%). Самая привлекательная акция - бесплатная доставка (54%). На втором месте - скидки (42%). На третьем - зачисление кешбэка на банковскую карту (33%).

Новости из связанных рубрик