Леонид
Коник

главный редактор ComNews
© ComNews
06.12.2021

Государство российское, похоже, устремилось за созданием новой цифровой экосистемы, не удовлетворившись тем, что и как сделали "Яндекс" и Сбер. Забрав у олигарха Алишера Усманова Mail.ru Group (явно под эту сделку сменившую бренд на VK), "Газпром" получил все ресурсы для создания своей экосистемы. А приглядят за этим три человека, связанных с президентом РФ Владимиром Путиным: бенефициар банка "Россия" и "Национальной Медиа Группы" Юрий Ковальчук, сын первого замглавы администрации президента РФ Сергея Кириенко Владимир и глава ГК "Ростех" Сергей Чемезов.

На прошлой неделе состав собственников VK радикально обновился. Сначала АО "СОГАЗ" 2 декабря выкупило у "МегаФона" 45% акций АО "МФ Технологии", которое контролирует 57,3% голосов VK. А 3 декабря выяснилось, что Газпромбанк приобрел у холдинга USM Алишера Усманова 9% "МФ Технологий". В ноябре этого года Газпромбанк купил 36% акций "МФ Технологий" у Сбербанка (сумма сделки составила 12,8 млрд руб.). Консолидировав в своих руках 45% "МФ Технологий", Газпромбанк 3 декабря внес этот пакет в имущество АО "Газпром-Медиа Холдинг". Таким образом, теперь состав акционеров АО "МФ Технологии" выглядит так: "Газпром-Медиа Холдинг" (45%), "СОГАЗ" (45%) и "Ростех" (10%).

Если учесть, что группа "Газпром" контролирует 23,69% акций АО "СОГАЗ" (см. новость ComNews от 3 декабря 2021 г.), а "Газпром-Медиа Холдинг" через ООО "Элион" полностью принадлежит Газпромбанку, то выходит, что "Газпром" получил контроль над 55,66% голосов в VK. Иными словами, именно "Газпром" будет определять будущее VK.

Хотя, в русле российской политики тотального недоверия, к "Газпрому" приставлены три прокремлевские силы, которые будут за ним приглядывать: это близкий друг Владимира Путина Юрий Ковальчук, являющийся крупнейшим бенефициаром "СОГАЗа", глава ГК "Ростех" Сергей Чемезов, бок о бок работавший с Владимиром Путиным в ГДР в конце 1980-х, и первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко, чей сын Владимир вот-вот станет гендиректором VK (см. новость ComNews от 3 декабря 2021 г.).

Верховная власть в России уже не первый год озабочена импортозамещением и, шире, созданием местных аналогов зарубежных цифровых продуктов и экосистем. В интернете и иных медийных сферах к этому добавляется желание российских чиновников контролировать информационное пространство, чтобы не допускать коррупционных разоблачений, оппозиционных точек зрения и иной крамолы. Глобальный курс на создание экосистем играет таким амбициям на руку: гораздо удобнее взять под контроль сразу целый медийно-контентный куст, чем бегать за каждым отдельным сайтом, телеканалом или газетой.

На современном этапе именно экосистемы играют ключевую роль на всех цифровых рынках. Как заметил на одной из недавних конференций гендиректор компании "Нетрика" Артем Мошков, "экосистема в природе - это установка: кто, кого и в каком порядке ест, иными словами - это вопрос о месте в пищевой цепочке".

Казалось бы, нишу прогосударственных экосистем прочно заняли "Яндекс" и Сбер. "Яндекс" вроде бы доказал лояльность: в 2009 году, одновременно с выходом на американскую фондовую биржу, он за символическую сумму €1 отдал Сбербанку "золотую акцию". В 2020 году эта акция перешла к мутному Фонду общественных интересов, единственным владельцем которого является материнская компания "Яндекса" - Yandex N.V., а в совет входят различные провластные личности (см. новость ComNews от 29 сентября 2020 г.). "Яндекс" давил оппозиционную онлайн-активность в "Навигаторе" (см. редколонку ComNews от 21 апреля 2020 г.) и помогал АНО "Диалог" в создании алгоритмов для отслеживания протестных настроений в региональных интернет-ресурсах и соцсетях. Но своим для власти "Яндекс" так и не стал. Шаткая конструкция с Фондом общественных интересов защищает разве что от радикальных действий "Яндекса", но едва ли позволяет контролировать его деятельность. А обращающиеся на американской фондовой бирже NASDAQ акции Yandex N.V. напоминают Кремлю поговорку "Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит".

Сбер для государства выглядит гораздо более своим. Но похоже, многолетние попытки создать цифровую экосистему сам банк признал не очень успешными. В недавнем интервью ComNews директор дивизиона "Малый и микробизнес" Сбербанка Алексей Шашкин прямо сказал: "Мы пробовали отдельно анализировать продажи каждого продукта. Но в итоге приняли кардинально другое решение: мы хотим предоставить такие сервисы экосистемы, которые позволят привлечь большее число клиентов в банк на расчетно-кассовое обслуживание и предоставить им лучший банковский сервис" (см. интервью ComNews от 9 августа 2021 г.).

Похоже, что власть решила сделать ставку на новую экосистемную лошадь. "Газпром" борозды явно не испортит, но для создания экосистемы ему не хватало по-настоящему массового сервиса. У "Яндекса" таковым был одноименный поисковик, а в новые времена к нему добавились "Яндекс.Карты", "Навигатор" и "Такси". Сбербанк является самым массовым банком в стране: достаточно сказать, что количество эмитированных им пластиковых карт существенно превышает население России.

У "Газпрома" вроде бы есть "Газпром-Медиа Холдинг", но подконтрольные ему телеканалы типа ТНТ и НТВ не взаимодействуют с конечным пользователем напрямую, а видеохостинг Rutube слишком слаб, чтобы хоть немного походить на свою ролевую модель - YouTube. Газпромбанк с массовым клиентом тоже работает мало, а созданный им виртуальный сотовый оператор "ГПБ Мобайл" едва ли привлек даже несколько тысяч пользователей.

И тут - бинго: покупка VK. Аналитики отмечают, что Алишер Усманов продал VK далеко не на пике финансовых показателей. Весьма вероятно, что он просто получил сигнал к продаже - как вынужденно стал в 2006 году покупателем газеты "Коммерсантъ" у опального олигарха Бориса Березовского, а в 2014 году - приобретателем соцсети "ВКонтакте" у впавшего в немилость Павла Дурова. Так сказать, Бог дал, Бог и взял.

Что стало первопричиной продажи VK - бог весть. Возможно, на первом месте действительно было желание "Газпрома" создать свою экосистему. А может быть, виной тому - систематически сокращающаяся аудитория соцсети "ВКонтакте", что не может не беспокоить Кремль.

Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин считает, что, забрав этот актив у Алишера Усманова, власть сняла с VK риски попадания этого олигарха и холдинга USM под санкции. Но эта версия не выдерживает никакой критики: "Газпром" исполосован санкциями не меньше, а его партнер по сделке с VK Юрий Ковальчук стал едва ли не первым номером в санкционном списке США (как член кооператива "Озеро" и владелец банка "Россия", где держит свои деньги Владимир Путин).

Получив контроль над VK, "Газпром" вполне может взяться за создание экосистемы. К этой платформе можно пристыковать и контент "Газпром-Медиа Холдинга", и сотовую связь "ГПБ Мобайл", и АЗС "Газпром нефти". Возможно, Газпромбанк и "СОГАЗ" тоже повернутся в сторону массового рынка. У "Газпрома" есть даже своя авиакомпания "Газпром авиа" - развернув её в сторону В2С-рынка, председатель правления ПАО "Газпром" Алексей Миллер способен утереть нос даже главе Сбера Герману Грефу.

Конечно, для цифровой экосистемы название "Газпром" подходит плохо - в отличие от "Яндекса", который изначально был digital native, и Сбера, который отбросил в обновленном бренде слово "банк". Несмотря на широкую поддержку спорта и сбывающиеся у некоторых мечты, бренд "Газпром" ассоциируется с чем-то тяжелым и индустриальным. Но все "дочки" и "внучки" "Газпрома" объединяет логотип в виде буквы G с огоньком сверху, и для новой экосистемы сам собой напрашивается весьма молодежный бренд "Зажигалка".

Судя по той скорости, с которой случилась смена собственников и руководства VK, мы очень скоро увидим, оправдается ли предположение ComNews о создании цифровой экосистемы "Газпрома".