VK подрос в преддверии неясных перспектив
Также в VK сообщают, что совокупный чистый убыток компании с учетом ключевых стратегических ассоциированных компаний и совместных предприятий составил 6,4 млрд руб. в 2021 г. против 1,959 млрд руб. чистого убытка в 2020 г. В том числе СП "O2O" - 14,4 млрд руб. в 2021 г. против 10,5 млрд руб. в 2020 г. СП "AliExpress Россия" - 4,3 млрд руб. в 2021 г. против 1,3 млрд руб. в 2020 г. "Учи.ру" - 66 млн руб. в 2021 г. "Умскул" - 34 млн руб. в 2021 г.
Также в VK сообщили, что в IV квартале 2021 г. совокупная сегментная выручка компании выросла на 12,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, до 37 млрд руб. Совокупный сегментный показатель EBITDA компании вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 46,4%, до 10,6 млрд руб. Совокупная чистая прибыль от консолидированных дочерних компаний выросла на 152,1 % год к году и составила 4,3 млрд руб. Совокупный чистый убыток с учетом ключевых стратегических ассоциированных компаний и совместных предприятий составил 1,1 млрд руб., против 2,633 млрд руб. чистого убытка в IV квартале 2020 г.
"Поскольку это моя первая отчетность в качестве генерального директора VK (Россия), я хочу рассказать об основных финансовых показателях и поделиться первыми впечатлениями. Прежде всего мы достигли хороших результатов. В IV квартале выручка компании выросла более чем на 12%, при этом доходы от образовательных технологий (+38%), прочих направлений (+25%) и онлайн-рекламы (около +15%) продемонстрировали опережающие темпы роста. Выручка от MMO-игр продолжила рост, несмотря на эффект высокой базы и отсутствие запусков новых игр", - отметил генеральный директор VK (Россия) Владимир Кириенко.
По его словам, в IV квартале 2021 г. выручка от рекламы выросла на 14,7% год к году и составила 14,6 млрд руб. Выручка от ММО-игр выросла на 3,3% год к году и составила 10,1 млрд руб. Выручка от пользовательских платежей за социальные сервисы (Community IVAS) повысилась на 2,9% год к году и составила 5 млрд руб. Выручка от образовательных технологий выросла на 38% год к году, до 3,5 млрд руб. Прочая выручка увеличилась на 25,4% год к году, до 3,6 млрд руб. "ВКонтакте" остается основным источником выручки от онлайн-рекламы, а также выручки в крупнейшем сегменте "Социальные сети и коммуникационные сервисы". Квартальная выручка "ВКонтакте" выросла на 12% в годовом сопоставлении и составила 8,1 млрд руб., несмотря на то что IV квартал показал самую высокую базу в 2021 г. - рост "ВКонтакте" составил +17,2% год к году в IV квартале 2020 г. Выручка "ВКонтакте" за год увеличилась на 21,9% и составила 27,9 млрд руб. Дальнейшее укрепление лидирующей позиции на российском рынке социальных сетей остается одним из наших основных стратегических приоритетов", - рассказывает Владимир Кириенко.
Также он отметил, что в IV квартале перформанс-реклама осталась основным драйвером роста (+20% год к году) в сегменте рекламных продуктов. Среди рекламных форматов отмечается увеличение выручки от видео на 27% год к году. Пользовательские платежи за социальные сервисы (Community IVAS) в IV квартале составили 14% от выручки компании, увеличившись на 2,9% в годовом исчислении благодаря "музыке". 97% выручки от Community IVAS и 81% выручки онлайн-рекламы пришлись на сегмент "Социальные сети и коммуникационные сервисы". Сегмент показал рост на 10,2%, а также продемонстрировал рост рентабельности: рентабельность по EBITDA увеличилась до 45,7% против 40,7% в IV квартале 2020 г. "Этому способствовал тот факт, что мы продолжали фокусироваться на повышении эффективности и контролировали затраты по вcем ключевым направлениям сегмента", - уточняет генеральный директор VK.
Также он рассказал, что выручка от MMO-игр (27% от выручки компании) выросла на 3,3% год к году, при этом общий сегмент игр (представленный My.games) в IV квартале показал рост на 5,1% - до 11,6 млрд руб. EBITDA My.games составила 3,8 млрд руб., а рентабельность по EBITDA составила 32,7%, что выше показателей на 24,2% за III квартал и на 13% за IV квартал 2020 г. По словам представителей компании, EBITDA My.games в 2021 г. увеличилась более чем вдвое, до 10,4 млрд руб., по сравнению с уровнем 2018 г. (5 млрд руб.) - это произошло на год раньше запланированного. "Рентабельность по EBITDA в 2021 г. составила 23,6%, что является значительным улучшением показателя по сравнению с 16% в 2020 г. и соответствует целевому показателю рентабельности для бизнеса внутри цикла на уровне 20-26%, заложенному еще в 2018 г.", - сказал Владимир Кириенко.
Также он отметил, что выручка от сегмента образовательных технологий (Skillbox Holding Limited) в IV квартале выросла примерно на 38,1% в годовом сопоставлении до 3,6 млрд руб., при этом выручка в 2021 г. составила 10,4 млрд руб. "Рентабельность по EBITDA составила минус 12,7% в IV квартале по сравнению с минус 13% в III квартале на фоне инвестиций в расширение линейки курсов и экспериментов на международных рынках", - отметил Владимир Кириенко.
По его словам, "Юла" остается крупнейшим игроком в сегменте "Новые инициативы" с выручкой 1,1 млрд руб. в IV квартале (+11% год к году). Выручка Юлы в 2021 г. составила 3,8 млрд руб., что соответствовало установленному плану в 3,6-3,9 млрд руб. Рентабельность по EBITDA составила минус 20% в IV квартале 2021 г. по сравнению с минус 59% в IV квартале 2020 г. "Выручка VK за год достигла 125,8 млрд руб. при прогнозе в 124-127 млрд руб. со стабильной рентабельностью в 25,3%. Прогноз и планы на 2022 г. будут представлены после того, как завершится текущий стратегический анализ и улучшится возможность прогнозирования", - рассказал спикер компании. Также он отметили, что чистый долг без учета арендных обязательств на конец декабря составил 35,3 млрд руб. (50,8 млрд руб. с учетом арендных обязательств), при этом 21,6 млрд руб. инвестировано в совместное предприятие (СП) "O2O", $60,3 млн - в СП "AliExpress Россия", а также 4,7 млрд руб. - в онлайн-образование и игры.
"Кроме того, хочу поделиться первыми впечатлениями. Я считаю, что VK обладает выдающимся набором активов, которые охватывают практически все ежедневные онлайн-потребности миллионов людей - а теперь и многие из их офлайн-задач. У компании есть уникальные технологии и платформенные решения с актуальными сервисами, которые позволяют людям оставаться на связи, поддерживать друг друга, работать, учиться и решать множество других задач. Меня также впечатлила команда на всех уровнях и мотивированность людей оставаться или становиться лидерами в своих направлениях. Кроме того, у нас сильный бренд и уникальная культура. На мой взгляд, у компании в целом есть все необходимое для того, чтобы мы как команда преуспели в достижении нашей главной цели - развитии экосистемы VK и укреплении ее роли на российском рынке", - рассказал Владимир Кириенко.
"Я верю в нашу команду и в то, что вместе мы способны максимально реализовать потенциал VK. Мы продолжим развивать экосистему VK и укреплять лидирующие позиции компании в ключевых сферах. Уверен, что наши сервисы останутся незаменимыми для нашей аудитории и партнеров в решении их повседневных задач максимально удобным и безопасным способом", - отметил председатель совета директоров VK Дмитрий Гришин.
Напомним, что в декабре 2021 г. совет директоров VK Company Limited единогласно проголосовал за назначение Владимира Кириенко новым генеральным директором VK (Россия) (см. новость ComNews от 13 декабря 2021 г.). А в феврале 2022 г. Владимир Кириенко начал перетягивать за собой топ-менеджеров "Ростелекома", вице-президентом которого он проработал более пяти лет. Старшим вице-президентом по инвестициям и развитию бизнеса VK стал Александр Айвазов (бывший вице-президент по развитию бизнеса "Ростелекома"), а вице-президентом по связям с госорганами VK назначена Ирина Сиренко, которая являлась вице-президентом по GR "Ростелекома" (см. новость ComNews.ru от 9 февраля 2022 г.).
Аналитики "Фридом Финанса" сообщают, что результаты компании VK в 2021 г. совпали с их ожиданиями, так как они прогнозировали рост основных финансовых показателей относительно 2020 г. на фоне восстановления бизнес-процессов и высокой инфляции, которая позитивно отразилась на выручке. "Основное внимание стоит обратить на рост показателя EBITDA и рентабельность по EBITDA во всех основных сегментах работы компании, которые растут быстрее прогнозов, обеспечивая и рост прибыли компании. Наибольшее влияние на результаты компании в 2021 г. оказала перформанс-реклама, которая стала основным драйвером роста и дала +20% в сегменте рекламных продуктов, а также увеличение выручки от видео на 27% относительного 2020 г. Сегмент "социальные сети и коммуникационные сервисы" показал рост в 10,2% благодаря тому, что в компании контролировали затраты по ключевым направлениям и сфокусировались на повышении эффективности", - отметили аналитики. Также они рассказали, что капитализация компании на 22 февраля составляла $1,2 млрд, а на сегодняшний день оценивается в $125,7 млн. Котировки на Лондонской бирже на 22 февраля находились на отметке в £6, а на сегодняшний день они опустились ниже 0,9 GBP. "Динамика негативная, но никак не связана с операционными результатами компании за прошлый год - это влияние внешних факторов. На Московской бирже котировки остановились на отметке в 296 руб. за акцию", - уточняют аналитики.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын говорит, что рост общей выручки компании на 22% - ожидаемый результат. По его словам, VK продолжает развиваться вширь, поражая воображение обилием проектов и контента. "Ежегодно на платформу загружают 250 млн видеороликов. Количество мини-приложений VK Mini Apps увеличилось на 53% и составило 37,7 тыс. Но хотя VK и охватывает 76% российского интернета, аудитория перестала расти, а выход на зарубежные рынки сейчас вряд ли возможен. В этом главное отличие от прямого зарубежного аналога Facebook, аудитория которого до недавнего времени продолжала линейный рост. В этой связи переименование Mail.ru в VK по-прежнему кажется бессмысленным шагом", - считает аналитик. Также он отмечает, что игровой сегмент вырос на 10%, то есть шел приблизительно в ногу с глобальным игровым рынком, но это не те темпы, которые нужны, чтобы конкурировать с "Яндексом". "Сектор новых инициатив увеличил выручку на 41% - это уже гораздо ближе к нужному результату. Сектор совместных проектов рос уже с достаточной скоростью - на 62%. Это направление, в основном состоящее из проектов, которые можно отнести к электронной коммерции, пока убыточно. Поскольку революционных проектов, которые росли бы за счет уникальных преимуществ, компании создать не удалось, рост достигался при помощи инвестирования. Фондовому рынку такая стратегия не нравилась, поэтому акции дешевели. В последние дни эта стратегия стала нравиться еще меньше, но поскольку и Лондонская, и Московская биржи приостановили торги, расписки VK пока не произвели такого фурора, как падение стоимости расписок Сбера до одного цента", - отметил аналитик.
Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин отмечает, что финансовые результаты холдинга VK за IV квартал 2021 г. и по итогам года оказались несколько слабее прогноза и консенсуса, чем ожидалось. "Больше, чем мы ожидали, замедлился рост выручки в сегменте социальных сетей, хотя игровое направление и образовательные сервисы, напротив, опередили наши оценки. По итогам года выручка составила 125,7 млрд руб., что укладывается в последний прогноз группы. Рентабельность EBITDA за 2021 г. осталась на уровне 2020 г., и улучшения не произошло, что мы по большей части связываем с динамикой показателя в онлайн-образовании. Текущий отчетный период стал первым при новом генеральном директоре, но разговоры о стратегии временно откладываются. Компания пока решила не предоставлять прогнозы на 2022 г. в связи с высокой неопределенностью и не проводила конференц-звонок", - говорит аналитик.
Также, по его словам, выручка VK по итогам квартала увеличилась на 12,4% г./г., до 37 млрд руб., что примерно на 1,2% меньше нашего прогноза и консенсуса. Рост выручки в сегменте социальных сетей замедлился до 10,2% г./г. против 20,2% г./г. кварталом ранее. "Мы отмечали, что рост выручки сегмента замедлится в силу эффекта базы сравнения, но ожидали меньшего влияния. Выручка социальной сети "ВКонтакте" выросла на 12% г./г. против 29% г./г. в 3К, а операционные метрики остались стабильны. Основным источником роста сегмента, как и прежде, была интернет-реклама, в то время как совокупные доходы от IVAS увеличились только на 3% г./г. за счет музыкального сервиса. Общее количество подписчиков сервиса Combo превысило 5 млн чел. Рентабельность EBITDA подразделения заметно улучшилась г./г. и не так сильно скорректировалась квартал к кварталу, как мы полагали. Компания отмечает повышение эффективности по крупнейшим статьям затрат, включая расходы на персонал и маркетинг", - считает аналитик.
Он отмечает, что игровое направление продемонстрировало рост выручки на 5,1% г./г., что слегка выше его оценки. По его словам, интересные изменения произошли в структуре доходов сегмента. Только 67% выручки пришлись на мобильные игры против 77-78% в первой половине 2021 г., а доля международных рынков сократилась до 73%. "В группе это объясняют высокими показателями игр на ПК и консолях, а также продолжающейся адаптацией к изменениям из-за IDFA. MAU составила по итогам квартала около 22,1 млн пользователей, в то время как доля платящей аудитории не изменилась и была на уровне 4,3%. Рентабельность EBITDA игрового направления составила 32,6%, что соответствует нашему прогнозу. Поддержали маржинальность сезонные факторы и низкая маркетинговая активность при отсутствии новых релизов. Цель компании - получить рентабельность EBITDA My.Games за 2021 г. выше 20% - также достигнута. Выручка сегмента онлайн-образования выросла на 38% г./г. и опередила наш прогноз", - говорит аналитик ИК "Велес Капитал".
По его словам, компания вполне уверенно преодолела целевой уровень выручки в 10 млрд руб. за 2021 г. на фоне дальнейшего роста базы пользователей. По итогам декабря общее число зарегистрированных участников на всех платформах превысило 9,9 млн человек, включая 1,1 млн новых регистраций в 4К. Количество платных пользователей было на уровне 349 тыс., что в 2,1 раза превышает показатель предшествующего года, а средний чек вырос на 17% г./г. "Рентабельность EBITDA, однако, почти не улучшилась квартал к кварталу и осталась отрицательной. Компания отмечает, что без учета эффекта от роста налоговой нагрузки рентабельность была на уровне -1%. Остальная часть негативного эффекта связана с маркетинговой активностью при запуске новых курсов и сезонных программ", - отмечает Артем Михайлин.
Он говорит, что за 2021 г. "Юла" заработала 3,8 млрд руб. выручки, что укладывается в прогнозный диапазон VK. "Рентабельность EBITDA проекта в 4К осталась на уровне 3К, но, как и ожидалось, продемонстрировала заметное улучшение г./г. В целом по сегменту новых инициатив рост оказался слабее, чем мы ожидали, но убыток на уровне EBITDA удалось существенно сократить г./г. и квартал к кварталу", - отмечает аналитик.
Также он пояснил, что в этот раз VK не раскрывал подробно результаты неконсолидированных бизнесов. Совокупный объем GMV совместного предприятия "O2O" увеличился на 34% г./г., до 53 млрд руб. Рентабельность EBITDA в процентах от оборота улучшилась как квартал к кварталу, так и год к году, достигнув -12%. Delivery Club показал увлечение темпов роста выручки и количества заказов по сравнению с предыдущими двумя кварталами. "Выручка сервиса достигла в IV квартале 5,3 млрд руб., что эквивалентно росту 70% г./г. при увеличении доли собственной доставки до 66%. По итогам 2021 г. Delivery Club удалось обойти наш прогноз. Убыток ассоциированных компаний продолжил сильно давить на чистую прибыль VK, хотя этот эффект был отчасти нейтрализован за счет общего роста рентабельности бизнеса", - считает Артем Михайлин из ИК "Велес Капитал".