Новости / октябрь 2000
Новый виток Inmarsat

Юрий Грановский
Источник: Ведомости, 10 октября 2000 г.
11.10.2000

Один из немногих успешных операторов спутниковой связи, компания Inmarsat Holdings, этим летом объявила о смене названия на Inmarsat Ventures, подчеркнув таким образом свое намерение заняться инвестированием в телекоммуникационные компании. В минувший уик-энд в Москве побывал президент и главный управляющий Inmarsat Ventures Майкл Стори, который приехал обсудить со своим российским партнером, государственным предприятием «Морсвязьспутник», детали сотрудничества в рамках новой стратегии.

В России у Inmarsat самые обширные планы - от организации производства оборудования до создания системы контроля за грузоперевозками для Министерства транспорта и сети передачи данных для МПС. Однако о каких суммах инвестиций идет речь, ни в Inmarsat, ни в организациях, ведущих переговоры с компанией, говорить не желают.

Российское ГП «Морсвязьспутник» является одним из крупнейших акционеров Inmarsat. По словам Майкла Стори, российское предприятие, владея 3,7% Inmarsat, занимает 6 - 7-е место по значимости среди 87 совладельцев компании. По данным генерального директора "Морсвязьспутника" Валерия Богданова, Россия обеспечивает около 10% трафика Inmarsat. «Очень многие самолеты крупных компаний, например «Газпрома» или РАО ЕЭС, обеспечены системами Inmarsat», - поясняет он. В России у спутникового оператора около 8000 абонентов. Это очень много для сотового оператора - например, компания «ГлобалТел», российский провайдер услуг известного спутникового оператора GlobalStar, согласно своему официальному заявлению рассчитывает получить в России 2000 - 3000 абонентов. «Поэтому нам важно начать новый этап жизни компании с России», - говорит Стори.

В преддверии IPO Inmarsat стремится поучаствовать в как можно большем количестве проектов. По словам Стори, сейчас компания ведет переговоры с Министерством транспорта о создании национальной системы контроля за грузоперевозками (в Inmarsat используется система глобального позиционирования GPS, позволяющая определить местонахождение грузовика с точностью до 50 - 100 м). Чиновники пока не спешат с решением. Как сообщили корреспонденту «Ведомостей» в пресс-службе министерства, сейчас идет перебор вариантов. Конкурентов достаточно - например, «Комбеллга» продвигает технологию Euteltracs (она использует спутники Eutelsat) , которая, правда, обеспечивает систему слежения только в европейской части России.

Другой большой проект Inmarsat надеется реализовать для Министерства путей сообщения. По словам Богданова, были проведены переговоры с компанией «Транстелеком», создающей общую информационную систему для российских железных дорог, об использовании системы Inmarsat в спутниковом сегменте сети «Транстелекома». В пресс-службе «Транстелекома» подтвердили факт переговоров, однако о финансовой стороне сделки говорить отказались.

Остальные проекты столь же грандиозны. И, увы, так же туманны. Президент Inmarsat намекнул на ведение переговоров с «Аэрофлотом» о сотрудничестве в рамках проекта AIRIA, не исключил возможность создания завода по производству оборудования для наземных станций Inmarsat. Однако основным направлением развития бизнеса Стори назвал предоставление услуг передачи данных по спутниковой связи для крупных компаний.

В этой области у Inmarsat в России уже есть серьезный конкурент - компания «ГлобалТел», которая на днях объявит о вводе в коммерческую эксплуатацию первого сегмента своей сети. «ГлобалТел» также нацелилась на корпоративный сектор - компания предлагает системы телеметрии для промышленных компаний, системы слежения за грузами для транспортников и даже корпоративные спутниковые телефонные станции. Правда, по словам исполнительного директора «ГлобалТел» Татьяны Шах-Назаровой, обеспечивать передачу данных планируется только в 2001 г. , причем скорость передачи будет небольшой - 9,6 Кбит/с (у Inmarsat скорость передачи данных достигает 64 Кбит/с). «Однако цена на трафик у нас будет в полтора-два раза ниже, от примерно $1 до $2 в минуту, - говорит Шах-Назарова. - К тому же приемные станции у нас гораздо меньше и изящнее».