Екатерина
Ясакова
25.04.2022

В первом квартале геополитические события еще не оказали влияния на российский венчурный рынок, но по итогам года ожидается падение его объема в 2–3 раза. Основные покупатели стартапов взяли паузу, оценка активов сильно снизилась

Объем венчурных инвестиций в российские проекты в первом квартале 2022 составил более $680 млн, что на 27% больше, чем за аналогичный период 2021 года, свидетельствуют данные аналитической платформы Dsight, подготовленные для РБК. Под венчурными инвестициями компания понимает вложения в размере до $150 млн в рискованные, технологичные и потенциально высокодоходные проекты. При оценке рынка учитывались данные о сделках из открытых источников.

Особенно сильно выросли инвестиции в компании, находящиеся на стадии зрелости (бизнес демонстрирует устойчивость и постоянный рост), — в 11 раз, до $514 млн. На посевной стадии (на этапе от идеи до ведения регулярной коммерческой стадии) увеличение также было значительным — в восемь раз, до $39,3 млн.

Общее количество сделок в первом квартале немного выросло — их было 50 по сравнению с 46 год назад. Однако, если исключить крупные сделки со стартапами российских основателей за рубежом — компаниями Vivid Money и Miro (первая получила $114 млн от прежних инвесторов в лице Greenoaks Capital и Ribbit Capital, а также нового — структуры SoftBank; Miro договорилась о привлечении $400 млн от американского фонда Iconiq Capital), то окажется, что объем рынка снизился на 9%.

Глобальное венчурное финансирование в первом квартале снизилось на 5,5% по сравнению с тем же периодом 2021-го и составило $145 млрд, ранее оценила KPMG.

Как кризис влияет на венчурный рынок

В первом квартале росли инвестиции от частных фондов, особенно Family Office, так как состоятельные россияне оказались выдавлены с финансового рынка западных стран и теперь ищут применение капиталам в России и дружественных государствах. Вложения от государственных и корпоративных фондов, наоборот, снижались. В этом году была осуществлена всего одна сделка с госструктурой и две с корпоративными фондами. Объем вложений от инвесторов этого типа снизился на 50% и 95%, соответственно.

По словам основателя Dsight Арсения Даббаха, пока что рынок сохраняет инерцию: в первом квартале были завершено и анонсировано много сделок из тех, что ранее обсуждались. Как отметил основатель инвесткомпании A.Partners Алексей Соловьев, о сделке объявляют не сразу после подписания документов — в среднем от term sheet (соглашения) до объявления проходит два-три месяца. "Не заключенные после 24 февраля сделки окажут влияние на статистику второго квартала", — указал он.

Но уже в конце марта — начале апреля стали заметны серьезные изменения в недельной динамике количества сделок и в оценке компаний, подчеркивает Даббах. Он прогнозирует, что по итогам года рынок может упасть в объеме и количестве сделок в два-три раза. "Основной удар примут растущие зрелые стартапы. Оценки при сделках со зрелыми компаниями снизятся в два-четыре раза по сравнению с предыдущим раундом, особенно если компания экстренно продает российский бизнес. Многие компании, которые работают в России и западных странах, сейчас стоят перед выбором — остаться или продать российский бизнес", — говорит Даббах. По его словам, рынок стартапов и инвесторов разделился на тех, кто решил работать в Европе, Северной Америке, и тех, кто работает в России и СНГ. Европейские страны, привлекательные для российских стартапов, стали закрываться для релокации уже в марте. Стартапы из России, которые не могут выйти на развитые рынки, стараются попасть в СНГ, Азию, на Ближний Восток. ИТ-стартапы в основном перемещаются в Армению, Грузию, Прибалтику, ОАЭ, Кипр, Турцию, Сербию и ряд других стран.

Аналогичная ситуация с фондами — часть осталась и фокусируется на российских стартапах, но большинство решило не инвестировать в Россию, открывая новые структуры в Азии, ОАЭ.

По прогнозу Алексея Соловьева, в следующем квартале "мы увидим травматическое падение" российского венчурного рынка на неопределенное время. В последние годы более 50% объема рынка формировалось привлечением инвестиций от международных фондов в компании, основанные россиянами и работающие за рубежом. "Очевидно, что эти сделки в ближайшее время пропадут", — уверен Соловьев.

По словам вице-президента Advance Capital Артура Шубаева, в целом число слияний и поглощений (M&A), если учитывать объявления о закрытых сделках, сократилось: до 24 февраля в России в среднем объявлялось по две-три сделки в день, сейчас — по две-три в неделю, но идет "очень много активных обсуждений и переговоров". Шубаев не стал прогнозировать, когда рынок восстановится по количеству сделок, но отметил, что в 2022 году "он точно упадет по объему".

Как изменилась стоимость активов

Для многих стартапов, которые выбрали западный рынок, возникла необходимость продажи российской части бизнеса, но быстро продать даже хорошую компанию в России невозможно, поэтому оценки их стоимости стали сильно падать, отметил Арсений Даббах. Сегмент сделок "специальных ситуаций" охватил не только традиционный бизнес (уход иностранцев, компании в сложной ситуации), но и технологические стартапы.

По словам Артура Шубаева, сейчас мультипликаторы значительно снизились из-за того, что на рынке появилось много активов с дисконтными оценками — на уровне двух-трех EBITDA. "Некоторые иностранные компании готовы продать активы в России по низкой цене, потому что цель — не заработать на сделке, а снизить политическое давление на компанию. Такие сделки для покупателей как лотерейные билеты — шансы выиграть не очень высоки. Тем не менее на рынке появилось много покупателей, которые активно ищут именно такие сделки", — поясняет он.

Управляющий партнер TMT Investments Артем Инютин отметил, что ситуация на фондовом рынке всегда с запозданием сказывается на венчурном рынке. По его мнению, падение котировок многих компаний из сектора высоких технологий, начавшееся еще в декабре прошлого года, сейчас еще не сказалось — проекты не скорректировали свои мультипликаторы вслед за биржей. "Сейчас многие международные фонды тормозят свои инвестиции, дожидаясь рыночных мультипликаторов. По моему мнению, в июле-августе возможна ситуация, когда многие стартапы, не дождавшись раундов по высоким оценкам, скорректируют свои мультипликаторы до биржевых, и тогда фонды опять начнут инвестировать более интенсивно", — рассуждает Инютин.

По мнению представителя Advance Capital, ситуация на рынке осложняется еще и тем, что многие из компаний, которые были активны в M&A до недавнего времени ("Сбер", "Яндекс", Ozon и др.), столкнулись с проблемами на основных направлениях деятельности. "Скорее всего, для "Сбера" на данный момент намного более приоритетно разобраться с проблемами с основным бизнесом и только после этого вернуться к развитию экосистемы. Новый менеджмент VK намерен продолжить создание экосистемы, но будет смотреть в основном на прибыльные активы", — говорит он.

Шубаев подчеркнул, что в ближайшее время убыточные активы не будут интересны инвесторам. "Это будет иметь очень плохие последствия для венчурного рынка. Даже очень перспективным стартапам, которые пока не успели выйти в прибыль, придется серьезно сокращать расходы либо продаваться по очень дисконтным оценкам. Какие-то идеи так и не будут реализованы", — прогнозирует он.

Инвесторы в России в основном переключаются на дивидендную стратегию, то есть отдают предпочтение активам, которые уже приносят прибыль или могут стать безубыточными в течение года, согласен Арсений Даббах. Среди других трендов, которые будут основными на венчурном рынке в ближайшее время, он отметил возможность господдержки проектов, связанных с импортозамещением.

Новости из связанных рубрик