Новости / август 2000
МТС: «Мы не виноваты»

Александр Грек, Юрий Грановский
Источник: Ведомости, 16 августа 2000 г.
16.08.2000

Три дня, с 12 по 14 августа, 10 000 роумеров МТС, находившихся за границей, испытывали трудности с мобильной связью. Проще говоря, у многих телефоны просто не работали. Только вчера вечером руководство МТС решило объявить о причинах неполадок в сети. По версии компании, во всем виноваты две немецкие компании - Siemens и Deutsche Telekom. Siemens себя виновной не признает.

По словам вице-президента МТС по техническим вопросам Юрия Громакова, 12 августа в компании проводились работы по установке нового программного обеспечения производства Siemens на одном из четырех московских коммутаторов компании. В 17. 00 в абонентскую службу компании стали поступать жалобы на отсутствие роуминга с Финляндией, Турцией и Литвой. Выяснилось, что у компании вышли из строя сигнальные каналы на Германию.

Международный телефонный трафик сотовые операторы передают по стандартным каналам «Ростелекома» - так же как проводные операторы. Но специальная информация, касающаяся, в частности, блокировки телефонов и наличия остатка на счете, идет по специально выделенным сигнальным каналам. По словам Громакова, у МТС есть два таких канала, которые идут через Дюссельдорф и Франкфурт на немецкого оператора Deutsche Telekom. Еще два резервных канала, арендуемых МТС у «Ростелекома», идут на Финляндию.

Вечером 12 мая сигнальные каналы на Германию вышли из строя по вине немецкой стороны, заявил Громаков: "Ошибка возникла у Deutsche Telekom, когда мы вводили новое ПО на коммутаторе". Тотчас же в Deutsche Telekom был направлен запрос. «Ответа мы так до сих пор и не получили», - сказал вице-президент МТС, демонстрируя журналистам факс с запросом. Deutsche Telekom оставила без ответа и вопросы «Ведомостей».

МТС перешла на резервные каналы, а к 23 часам Deutsche Telekom устранила проблему. Связь не улучшилась. «Тогда мы высказали свои претензии Siemens», - рассказывает Громаков.

В этом германском концерне, однако, отказываются брать на себя вину. «Да, про проблемы с каналами сигнализации 12-го числа - это правда, - говорит менеджер по работе с ключевыми клиентами Siemens Дмитрий Подгорбунский, непосредственно отвечающий за работу с МТС. - Что касается проблем 13 - 14 августа с программным обеспечением оборудования Siemens, то наши инженеры из службы поддержки выезжали по запросу МТС, чтобы определить причину, почему не работает роуминг, но не обнаружили никаких проблем с нашей техникой».

13 и 14 августа неполадки в сети МТС продолжались, разъяренные роумеры забрасывали компанию жалобами. Поэтому в ночь с 14 на 15 августа МТС вернулась к предыдущей версии программного обеспечения. «Новое ПО было отправлено на тестирование в Германию», - говорит Громаков. Во время смены программ роуминг был отключен на 151 секунду.

На вопрос, почему МТС сообщила своим клиентам о проблемах роуминга только на третий день, Громаков ответил, что роуминг по-настоящему не работал только в эти полторы сотни секунд: «В остальное время были просто ошибки сигнализации, которые заставляли клиентов дозваниваться по многу раз».

По словам Громакова, ошибки в программном обеспечении, стоимость которого составляет в сотовой связи около 70% от стоимости оборудования, встречаются у многих операторов. Но с ним категорически не согласен телекоммуникационный аналитик лондонского офиса Morgan Stanley Dean Witter Антон Иншутин. «Это из ряда вон выходящее событие, - говорит он. - Я про такое в Европе ни разу не слышал. Что-то похожее было в Турции у оператора Telsim в 1996 г. Это явилось как раз одной из причин, что у него сейчас маленькая доля рынка по сравнению, например, с Turkcell, контролирующим более 70% рынка».

Несмотря на уже вторую аварию на линиях МТС, аналитики полагают, что она не отразится на курсе акций компании. «Авария не настолько уж серьезная, чтобы отразиться на фондовом рынке. Вот если бы сеть лежала хотя бы неделю. .. - говорит Антон Иншутин. - Но если неполадки будут продолжаться, то возникнут вопросы. Потому что один из ключевых моментов, которые МТС постоянно пытается продать инвесторам, - это как раз качество сети».