09.08.2000

На петербургский рынок вышел новый оператор спутниковой связи GlobalStar.


Местные провайдеры сдержанно оценивают его возможности.
С 4 августа сеть находится в стадии опытно-коммерческой эксплуатации. Это означает, что провайдеры занимаются реализацией спутниковых телефонов, но абонентская плата при этом не взимается.
Оператором российского сектора спутниковой сети выступает ЗАО "ГлобалТел". Его совладельцами являются компании GlobalStar (49% акций) и ОАО "Ростелеком" (51%).
Принципиальное отличие новой сети от оскандалившегося своей неудачей проекта Iridium - максимальное использование наземных коммуникаций. Спутники используются только в качестве ретрансляторов, а обработка и передача сигнала конечному абоненту осуществляются на Земле.
Для проекта GlobalStar не является самоцелью 100%-ный охват поверхности Земли. Зона действия сети простирается только до 70-го градуса широты в обоих полушариях. По оценкам специалистов GlobalStar, на этой территории проживает 97% населения планеты.
В связи с использованием более простых, следовательно, более дешевых спутников, а также из-за меньшего охвата территории цены на услуги спутниковой связи должны быть ниже, чем в проекте Iridium.
Еще одной особенностью новой сети будет то, что в зоне действия операторов сотовой связи абонент GlobalStar сможет пользоваться их услугами без выхода на спутник.
Петербург осторожничает
В Петербурге сервис-провайдерами услуг GlobalStar являются АОЗТ "Телэкс" и ООО "Элиен". Любопытно, что "Элиен" ранее был провайдером услуг сети Iridium, а "Телэкс" является "дочкой" "Ростелекома". Отношения между "ГлобалТел" и провайдерами будут строиться по схеме, аналогичной Iridium, т.е. телефонные трубки начнут выкупаться провайдерами, а не браться на реализацию. Памятуя о печальной судьбе Iridium, участники проекта весьма осторожны в своих прогнозах относительно его будущего. К примеру, "Элиен" пока не приобрел ни одного аппарата, а "Телэкс" купил только два. Напомним: за год полноценной работы сети Iridium петербургские провайдеры смогли подключить около 120 абонентов. После провала Iridium у "Элиен" остались невостребованными четыре телефонные трубки стоимостью $1500.
Рекламу услуг GlobalStar провайдеры будут осуществлять самостоятельно, 30% их рекламных расходов возьмет на себя "ГлобалТел".
"Следует также отметить, что система спутниковой связи не очень удобна для использования в городе, особенно в наших северных широтах, - поделился с "ДП" Михаил Венедиктов, главный специалист компании "Телэкс". - Для установления связи со спутником абоненту желательно выйти на улицу, причем во дворе-колодце связь работать не будет. Наша целевая аудитория - это мобильные люди, чья деятельность связана с постоянным перемещением по миру". (Ел.С.)

Источник: Деловой Петербург, 9 августа 2000 г.