Российские вузы для перехода на отечественное ПО ждут от вендоров льготных условий, понятных методичек и взаимной интеграции инженерных программных продуктов. Об этом рассказали игроки рынка на форуме "Российский софт: эффективные решения". Они предложили разработать универсальный формат обмена данными между отечественными САПР, ввести гранты на разработку методичек и скорректировать ценовую политику на программные продукты для вузов.
Ирина
Приборкина
© ComNews
28.04.2022

Член экспертного совета по программному обеспечению при Минцифры России Илья Массух рассказал, что полтора года назад Торговая палата США включила МГТУ им. Н.Э. Баумана в санкционный список и продлить лицензию Microsoft для вуза стало невозможно. "Тогда Бауманка одной из первых озаботилась переводом всего комплекса своих систем на отечественные решения и к сегодняшним санкциям подготовилась уже неплохо", - уточнил он.

Представитель Минцифры, руководитель проекта по переводу МГТУ им. Н.Э. Баумана на отечественный софт Евгений Устинов рассказал, что вуз обратился в министерство с просьбой помочь им не остаться без ПО, платформ и, соответственно, без всего учебного процесса. "Президент РФ решил ускорить процесс импортозамещения в рамках одного отдельно взятого вуза и поручил Минцифры разработать механизм перехода вуза на отечественное ПО. Минцифры создало центр компетенций, объединило работу нескольких проектных команд и выстроило взаимодействие с различными отечественными производителями ПО", - рассказал Евгений Устинов. По его словам, результатом работы и анализа стала основа для перевода вузов на отечественные программные продукты. Также он отметил ряд проблем, связанных с переходом на российское ПО.

"У нас присутствует некий замкнутый круг, когда предприятия не внедряют у себя программное обеспечение по той причине, что оно не используется в университетах и, соответственно, никто ему не обучен, и на предприятии не владеют циклом, как внедрить это ПО в производство. А в университете зачастую говорят, что производители, которые предлагают отечественные программные продукты, рассматривают вуз как некий мешок с деньгами. И предлагают сразу достаточно серьезные условия по лицензированию", - отметил Евгений Устинов.

Также он попросил коллег, представителей вендоров, на первом этапе подходить к вузам с более мягкой ценовой политикой. "Предложите им какие-то более широкие варианты, как можно использовать ваше программное обеспечение, если вы хотите, чтобы оно появлялось и у вас открывались новые рынки сбыта", - заключил он.

Руководитель образовательной программы "Аскон" Ольга Чернядьева в свою очередь отметила, что, если учебное заведение хочет использовать софт, оно всегда договорится с вендором, на каких условиях они его получат. "Это просто вопрос интереса. Когда предоставляется софт и просто лежит на полочке - это никому не интересно", - считает она.

Также, по ее словам, когда в вузе большое количество ПО, то преподаватели привыкают работать с определенным софтом. "Это же характерно для наших предприятий, которые живут много лет в определенной парадигме, и перестраиваться на что-то новое тяжело", - отметила Ольга Чернядьева.

Проректор по цифровому развитию Московского политехнического университета Илья Красильников говорит, что ПО появляется в университете благодаря тем руководителям образовательных программ, преподавателям, которые готовят методические материалы, формируют те лекции, практические занятия, которые ложатся в основу учебного плана. По его словам, этот процесс не происходит часто, и много лет назад, когда каждый преподаватель создавал что-то новое для себя, он ориентировался на те решения, которые были на слуху. "Случай, произошедший с коллегами из Бауманки, показал людям, как бывает, когда буквально за месяц до начала учебного года вдруг выяснилось, что программное обеспечение в университете больше работать не должно", - отметил он.

По его словам, образовательные программы должны меняться не реже чем раз в пять лет, все остальное - это лишь следование актуальным тенденциям отрасли, которые преподаватель должен отслеживать. "Основной задачей импортозамещения в московском Политехе является подготовка будущих специалистов по работе с ПО, представленном на отечественных предприятиях, а также интеграция и внедрение. По указам и поручениям правительства РФ практически все зарубежное ПО выводится из эксплуатации госсектора, а наложенные санкции не позволяют использовать его в коммерческих структурах", - рассказал Илья Красильников.

Он отметил, что преподаватели университетов ждут от вендоров доступности лицензий, методических материалов и безусловной поддержки. "Такая доступность дает возможность максимально быстро внедрить ПО в учебный процесс и преподавательскую деятельность. А также преподавателям обучиться и разработать новые курсы и учебные пособия. Кроме того, студентам участвовать в разработке цифровых продуктов совместно с индустрией", - сказал эксперт.

Еще одной проблемой, которую обозначили участники дискуссии, стала проблема отсутствия взаимной интеграции отечественных инженерных программных продуктов. Как отметил Илья Красильников, далеко не всегда можно качественно передать модель изделия, спроектированного в одной системе, для расчета в другой, более узко специализированной. Он предложил разработать универсальный формат обмена данными между отечественными САПР, чтобы решить эту проблему.

Илья Массух отметил важность методических материалов для преподавателей. "Мне кажется надо дать грант разработчикам, чтобы они сделали нормальные пакеты для других вузов для преподавания продуктов", - предложил он.

Ольга Чернядьева считает, что обучение в логике жизненного цикла изделия (ЖЦИ) - не только задача вендора. "Как раз вуз может стать инициатором и точкой входа для вендора и предприятий. Потому что вуз с хорошим техническим оснащением, с преподавателем, который грамотно владеет ПО, может как раз решать многие задачи, которые в дальнейшем можно будет и тиражировать на предприятия. Для вузов это хорошая возможность готовить кадры в логике ЖЦИ и оперативно менять программы", - сказала она.

Новости из связанных рубрик