Иван Чеберко
__________
Мировой СРР-пейджинг
Принцип СРР широко применяется в развитых странах операторами сотовой и пейджинговой связи. Так, если вы звоните абоненту британской сети ORANGE, ему платить не придется. Вы звоните - вы и платите. В 1995 году систему СРР начали использовать сразу несколько операторов пейджинговой связи Германии, Франции, Великобритании, Голландии и Швеции. Абонент покупал пейджер и больше не платил за его обслуживание (если только не отправлял сообщения самому себе). Каждое послание стоило $0,75. Начинание оказалось успешным: к июню 1997 года в Европе было уже около 3,5 млн пользователей СРР-пейджинга.
Мобильные телефоны пейджерам не помеха
По состоянию на 1999 год в мире насчитывалось более 160 млн пользователей пейджеров. Из них 50 млн в США, 90 млн в Азии, 9,9 млн в странах Латинской Америки, 10,1 млн в Европе. Бурный рост числа пользователей мобильных телефонов на протяжении последних лет не мешает росту числа абонентов пейджинговых компаний. В этом смысле показателен пример Европы как континента с наибольшим числом пользователей сотовых телефонов. В 1994 году колчество абонентов пейджинговых компаний увеличилось на 10%, в 1995 - на 15%, в 1996 - на 25%, в 1997 - на 35%, в 1998 - на 30%. Средняя прибыль пейджинговых компаний в расчете на одного абонента постоянно растет, поскольку абоненты покупают "расширенные пакеты услуг" (специализированные информканалы, голосовую почту и проч.). К примеру, британский оператор SKYTEL (в Великобритании услуги сотовой связи одни из самых дешевых в Европе) во втором квартале прошлого года продал "расширенный пакет услуг" 40,3 тыс. новых клиентов. Всего у SKYTEL 1,732 млн таких абонентов, каждый из них платит от $34 в месяц.
19.04.2000

Источник: Коммерсантъ, 19 апреля 2000 г.

Через несколько недель российским гражданам станет доступна широко распространенная на Западе, но никогда не применявшаяся у нас система оплаты услуг мобильной связи - Calling Party Pays (CPP - "вызывающая сторона платит"). В середине мая компания "РТК Пейдж" начнет продажу в Москве услуг пейджинговой связи по системе СРР. Появление "бесплатных" приемников сообщений может кардинально изменить расстановку сил на российском рынке пейджинговой связи.

Сами приемники "РТК Пейдж" будет продавать по тем же ценам, что и традиционные педжинг-операторы. Однако, купив пейджер, абонент больше никогда ни за что платить не будет. А тот, кто хочет оповестить о чем-то владельца пейджера, будет платить по 6,95 руб. за каждое сообщение. Номер операторкой службы компании будет единым для всех населенных пунктов России и при этом коротким - 8-982.

В мае сервис компании "РТК Пейдж", которая будет продавать услуги под торговой маркой "Телетинг", будет доступен в Москве, к концу года - в Петербурге, в течение двух ближайших лет компания планирует начать оказывать услуги в 40 городах России. Абонент сможет получать сообщения, находясь в любой точке обслуживаемой территории. По словам гендиректора "РТК Пейдж" Дмитрия Холодилина, до конца года компания планирует стать крупнейшим оператором пейджинговой связи России. А к концу 2002 года "РТК Пейдж" планирует обслуживать несколько миллионов абонентов (для сравнения: крупнейшая пейджинговая компания "Мобил Телеком" обслуживает 84,2 тыс. абонентов).

---------------------------------------------------

Ъ: "РТК Пейдж" учреждена в 1997 году ОАО "Ростелеком" при участии ООО "Свит" и датской компании Great Nordic. На сегодня инвестиции в инфраструктуру сети составили $10 млн. При ее строительстве использовалось оборудование общеевропейского стандарта ERMES. В ближайшие два года компания планирует вложить в развитие и маркетинг еще около $40 млн.

---------------------------------------------------

Выйти на рынок "РТК Пейдж" планировала еще в 1999 году, но помешал кризис 1998 года, который сильно подпортил бизнес всем российским пейджинговым компаниям. Дело в том, что в посткризисный период операторы сотовой связи, пытаясь сохранить обедневших клиентов, значительно снизили цены. В результате сегодня в Москве обслуживание пейджера стоит примерно столько же, сколько содержание сотового телефона, - $10-25 в месяц (при разговорах по мобильному телефону в пределах 60-120 минут в месяц). В таких условиях многие пейджинговые компании быстрее теряют клиентов, чем приобретают новых. По информации "РТК Пейдж", в России ежемесячно продается 25 тыс. пейджеров (из них 5 тыс. в Москве). А "трубки" приобретают 150-160 тыс. россиян в месяц.

В такой ситуации многие российские операторы пейджинговой связи хотели бы обслуживать клиентов по схеме СРР. Но всем им оказалось не под силу организовать собстенную систему биллинга - выставления и доставки счетов. Такая система в федеральном масштабе есть только у "Ростелекома" - главного учредителя "РТК Пейдж". Так что в ближайшие годы "РТК Пейдж" останется единственным оператором пейджинговой связи России, работающим по схеме СРР.