Выручка МКПАО "Яндекс" в I квартале 2024 г. выросла на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. и составила 228,3 млрд руб. Скорректированный показатель EBITDA увеличился в два раза до 37,6 млрд руб. Чистая прибыль в I квартале 2024 г. составила 19,4 млрд руб. против 13,2 млрд руб. в I квартале 2023 г.
© ComNews
27.04.2024

Российская транснациональная компания в области информационных технологий МКПАО "Яндекс" объявила финансовые результаты по итогам I квартала 2024 г. Выручка компании за отчетный период составила 228,3 млрд руб. Это на 40% больше, чем в I квартале 2023 г. - 162,9 млрд руб. Чуть больший рост (47%) показала чистая прибыль - 19,4 млрд руб. в I квартале 2024 г. против 13,2 млрд руб. за тот же период в 2023 г. Скорректированный показатель EBITDA увеличился на 107% - 37,6 млрд руб. против 18,2 млрд руб.

Доля компании на российском поисковом рынке в I квартале 2024 г. составила 64,5% (93,6 млрд руб.). Это на 38% больше, чем за аналогичный период в 2023 г. - 67,7 млрд руб. Рост выручки обусловлен развитием поисковых технологий и повышением эффективности рекламных продуктов "Яндекса", а также расширением рекламного инвентаря, преимущественно на мобильных платформах.

В сервисах электронной коммерции товарооборот вырос на 42% и составил 199 млрд руб. против 140 млрд руб. в I квартале 2023 г. Доля товарооборота сторонних продавцов на "Яндекс Маркет" достигла 91%.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын проанализировал сектор электронной коммерции: "В электронной коммерции "Яндекс" кажется скорее специализированным, чем универсальным игроком. Очередей за одеждой и обувью, как в пунктах выдачи Wildberries, у "Яндекса" я не наблюдаю. Количество активных покупателей "Яндекса" увеличилось на 22% и составило 18,7 млн. В то же время у Ozon 46 млн покупателей. Даже если темпы прироста числа розничных покупателей у "Яндекса" сохранятся, а у Ozon обнулятся, все равно раньше чем через пять лет с сегодняшними темпами "Яндекс.Маркету" не догнать лидирующий маркетплейс. Но последовать его примеру и уйти в убыток ради роста масштаба деятельности тоже невыгодно. Это заведомо негативно отразится на стоимости акций компании и ее капитализации. Поэтому "Яндекс" ищет разные пути увеличить выручку, например, продает разработанные недорогие ноутбуки Lunnen с подпиской на медиасервисы. Вероятно, в ближайшее время "Яндекс" попробует много подобных изобретений.

Выручка в сегменте "Плюса" и развлекательных сервисов в I квартале 2024 г. выросла на 54% по сравнению с аналогичным показателем за I квартал 2023 г. и составила 20,5 млрд руб. Рост в основном обусловлен увеличением доходов от продаж подписки "Яндекс Плюс" (55% год к году) на фоне роста общего числа платящих подписчиков и увеличения проникновения дополнительных опций к подписке. На рост выручки также повлияла хорошая динамика других доходов (включая рекламную, лицензионную, выручку от продажи билетов и другие категории выручки).

Выручка в сегменте сервисов объявлений ("Авто.ру", "Яндекс Недвижимость", "Яндекс Аренда" и "Яндекс Путешествия") в I квартале 2024 г. выросла на 56% по сравнению с аналогичным показателем в 2023 г. и составила 6,9 млрд руб. Она увеличилась благодаря высоким результатам "Авто.ру" за счет расширения базы дилеров, увеличения их активности на платформе и улучшения монетизации, а также за счет "Яндекс Путешествий" на фоне укрепления положения сервиса на рынке. На рост выручки повлияли еще и результаты "Яндекс Недвижимости" в категории объявлений на рынке новостроек.

Аналитик инвестиционной компании "Велес Капитал" Артем Михайлин объяснил причины замедления темпов роста показателей по сравнению с предыдущими кварталами: "Мы связываем это прежде всего с эффектом высокой базы сравнения. Эффект наблюдался в большинстве сегментов бизнеса "Яндекса". Как исключение можно выделить онлайн-торговлю, где влияет обострение ценовой конкуренции и увеличение доли продаж. Сегмент медиасервисов пока демонстрирует высокие темпы роста. База подписчиков продолжает расширяться, а новые опции внутри подписки увеличивают доходы компании с каждого платящего пользователя. Мы ожидаем, что темпы роста в сегменте останутся относительно высокими в ближайшей перспективе, но естественно они могут замедляться по мере увеличения масштабов бизнеса. В том числе компании будет сложнее расширять базу подписчиков при достижении определенного уровня".

Однако аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов считает темпы роста "Яндекса" по-прежнему высокими: "Темпы роста остались высокими, несмотря на эффект высокой базы, так как "Яндекс" остается "компанией роста". По сравнению с показателями IV квартала 2023 г. темпы в некоторых финансовых статьях замедлились, а где-то, наоборот, ускорились. Например, темпы роста выручки компании в I квартале 2024 г. составили 40% год к году, а в IV квартале 2023 г. выручка увеличилась на 51% год к году. Но скорректированный показатель EBITDA в I квартале 2024 г. вырос на 107%, а в IV квартале 2023 г. только на 92%. Однако необходимо понимать, что у всех "компаний роста" рано или поздно темпы роста финансовых показателей начинают замедляться, и в первую очередь как раз на фоне эффекта высокой базы".

Новости из связанных рубрик