Яков
Шпунт

обозреватель журнала Стандарт
© ComNews
04.07.2022

Со мной недавно случилась неприятная, но ожидаемая ситуация: закончился срок подписки на Microsoft (MS Office), а продлить ее, оплатив с российской банковской карты, не получилось. В итоге передо мной встала тема импортозамещения основного рабочего инструмента. Результат этой работы оказался многоступенчатым и поучительным.

В принципе, тема для меня лично не новая. Свою деятельность как ИТ-журналист я начинал с обзоров малоизвестных продуктов для работы с документами. Ну а в середине нулевых, после перехода с Windows на один из альтернативных продуктов последний на довольно долгое время стал для меня основным. Однако после того, как для Mac, моей основной платформы, появился нормально работающий с документами на русском языке MS Office 2011, альтернативный офисный набор переместился на роль резервного.

Но время шло, и MS Office мне нравился все меньше и меньше. Прежде всего, громоздкостью: объем каждого приложения в два с лишним гигабайта – явный перебор. Плюс ко всему, с Word периодически возникали проблемы (например, невозможность сохранить документ). Так несколько раз у меня пропадали результаты работы. Не могу сказать, что такая ситуация возникала часто, но где-то раз в полгода подобная неприятность происходила.

Надо сказать, для меня уход с Windows был относительно безболезненным. Потребовалось лишь несколько дней на то, чтобы привыкнуть к другой раскладке клавиатуры. Однако у меня не было критичного для моих задач ПО, которое существует только под Windows. А вот с этим у многих проблемы, начиная от школ или автосервисов и заканчивая нефтегазовыми компаниями. Только под Windows работают и многие системы диспетчерского управления производственными процессами. Так что я лично вполне понимают тех, кого невозможность легального приобретения Windows вынуждает искать разные пути, в том числе использование нелицензионных копий, принимая все возможные риски. И это не фигура речи: по данным Google Trends, количество поисковых запросов об активации пиратских версий операционной системы Windows в России выросли на 80–250% за последние три месяца.

Впрочем, загрузки и продажи российских операционных систем также увеличивались. С моей точки зрения, этот путь более правильный, чем пиратство. Правда, для использования в компании желательно дистрибутив купить: это даст право на техническую поддержку. Обойдется это совсем недорого, если речь не идет о специфических дистрибутивах с повышенным уровнем защиты. К тому же, помимо Mac, я пользуюсь еще и Linux (правда, это не российский дистрибутив, а одна из дружественных для пользователя вариаций на тему Arch Linux), под управлением которой работает мой ноутбук для использования в "поле" - в не самых стерильных условиях. А для Linux нативного MS Office не существует, равно как и Apple iWork. Так что другим моим пожеланием было иметь одни и те же продукты для обеих платформ.

И продуктов для работы с документами, которые существуют для обеих платформ и обеспечивают необходимый минимум функциональных возможностей, оказалось не так мало. Это LibreOffice и OpenOffice, наиболее старые и известные офисные наборы с открытым кодом, Onlyoffice (тоже продукт с открытым кодом), отечественный МойОфис, WPS Office от китайских разработчиков, а также FreeOffice. С "пиратскими" копиями связываться не хотелось, а оплатить легально зарубежный продукт российской банковской картой теперь невозможно.

В финальную стадию моего отбора вышли LibreOffice и Onlyoffice. WPS Office сошел с дистанции первым. Там содержится рекламный модуль, который многие антивирусные лаборатории считают вредоносным ПО. Плюс ко всему, подключение словаря для проверки орфографии там - довольно нетривиальная процедура, по крайней мере для Mac. "МойОфис" в бесплатной версии слишком малофункционален, да и в его полной версии отсутствует полноценный редактор презентаций, который хоть и редко, но бывает нужен. Стоит полная версия "МойОфис" для коммерческих компаний от 4900 руб. за рабочее место в год. FreeOffice не устраивал по причине отсутствия нативной версии для новейшей аппаратной платформы от Apple. К слову, у "МойОфис" и WPS Office также пока нет полноценной версии для аппаратной платформы Apple Silicon.

И LibreOffice, и Onlyoffice остались на моих компьютерах: эти продукты друг друга дополняют. LibreOffice более функционален и эргономичен, а Onlyoffice корректнее работает с унаследованными документами в форматах MS Office. Кто-то из аналитиков рынка офисных приложений отметил, что Onlyoffice выдает даже более корректный Open XML, чем приложения MS Office. Соответственно, полностью сохраняется исходное оформление документов. У LibreOffice с этим проблемы, особенно это относится к редактору презентаций Impress, который просто корежит содержимое файлов PowerPoint до неузнаваемости, что не раз и не два становилось причиной конфузов участников некоторых конференций, посвященных теме ПО с открытым кодом. Да и с документами в формате Word, особенно со сложным оформлением, проблемы возникают чаще, чем хотелось бы.

Еще одним плюсом Onlyoffice является так называемый многодокументный интерфейс (MDI). Его используют все современные браузеры, где каждая страница открывается в отдельной вкладке. Как говорится, мелочь, а приятно. Что касается функциональных возможностей, то тут не все однозначно. С одной стороны, Onlyoffice действительно уступает лидерам. Но, с другой, отсутствующие возможности если и востребованы, то очень редко. По некоторым данным, даже такую функцию, как стили, использует не более 5% пользователей. О пометке элементов именного или предметного указателя, которой я лично последний раз пользовался лет 15 назад, можно и не говорить. А некоторые функции, вроде расстановки переносов, скорее, вредны.

Также у Onlyoffice есть своего рода deluxe-версия – "Р7 Офис". Его клиентскую часть отличает наличие почтового клиента, серверов документов и совместной работы, почтового сервера, системы корпоративных коммуникаций, а также полноценного частного облака. Но офисные редакторы в обоих пакетах абсолютно идентичны. Подписка на "Р7 Офис" стоит, в зависимости от комплектации, от 4200 до 7800 руб. в год. Onlyoffice абсолютно бесплатен, но при этом техническая поддержка будет ограниченной.

Так что выбирать лучше то, что хорошо подходит лично вам, и не гнаться за функциями, которые вряд ли будут нужны слишком часто. Важнее удобство и стабильность работы, хорошая совместимость с нужными программными и аппаратными платформами, а также корректное чтение накопленного багажа документов. Вполне возможно, другим лучше подойдет что-то другое.