11.12.2001

Руководство Евросоюза пытается законодательно ограничить рассылку рекламных сообщений с использованием электронной почты, факса и мобильных телефонов - так называемого спама. А в России борьба с этим злом пока лежит целиком на плечах интернет-провайдеров. Эксперты полагают, что одними техническими или юридическими мерами спам не победить.

На прошлой неделе министры Евросоюза так и не смогли прийти к окончательному решению о методах борьбы со спамом. Они предложили несколько разных поправок к готовящемуся закону "О защите коммуникаций и персональной информации в цифровую эпоху", который должен запретить массовую рассылку не заказанной получателем электронной почты. Один вариант законопроекта предполагает, что компании должны будут получить предварительное разрешение получателя на такие рассылки, другой - что компании смогут рассылать рекламу своим существующим клиентам (тем, которые когда-либо что-либо приобрели у компании) , но лишь при условии, что клиенты смогут в любое время бесплатно отказаться от получения такой корреспонденции. В отношении мобильного спама (коротких сообщений рекламного характера, приходящих на мобильные телефоны) власти Евросоюза были более категоричны, выступив за их полный запрет.

К категории спама относятся как коммерческие рассылки, так и всякого рода хулиганские выходки, "письма счастья" или предупреждения о мифических "очень опасных вирусах". По данным Еврокомиссии, спам обходится пользователям Интернета во всем мире в 10 млрд евро ($8,8 млрд) в год. По данным британской компании MessageLabs, свыше 28% деловой переписки является спамом. По данным исследовательской компании MediaMetrix, если в 1999 г. средний пользователь Интернета получил 40 "мусорных" писем, то к 2005 г. объем непрошеной корреспонденции составит 1600 писем в год.

В России ущерб от спама никто не считал, однако, по данным интернет-опроса, проведенного компанией AYAXI, 61% пользователей Рунета получают спам по нескольку раз в неделю. Лишь 36% пострадавших активно борются со спамом - устанавливают в почтовых программах специальные фильтры и пишут жалобы интернет-провайдеру отправителя. Именно провайдерам приходится в конечном итоге бороться с потоками почтового мусора.

Единственное, что они могут сделать, - это отключить спамера от Сети в момент совершения рассылки. "Проблема в том, что отключать его нужно в течение пяти минут. Обычно человек покупает карточку на $5, заряжает свой компьютер - пишет миллион адресов, и к тому моменту, когда его закрыли, он свои сообщения уже разослал", - рассказывает председатель комитета Интернета в Ассоциации документальной электросвязи, гендиректор компании "МТУ-Интел" Николай Репин. По его словам, в некоторых случаях провайдерам удается перехватить спам (обычно рассылки совершаются ночью) , но это скорее исключение из правил.

Никаких законодательных способов привлечь к ответственности компании, рассылающие ненужные письма, не существует ни в России, ни в других странах. В этом году в США был отклонен законопроект, предусматривающий для спамера ответственность в виде серьезных штрафов и даже тюремного заключения.

"В отличие от почтового ящика на двери пользователь электронной почты несет расходы на оплату трафика, чтобы скачивать и читать то, что ему не предназначается", - говорит руководитель рабочей группы по юридическим вопросам Союза операторов Интернета Михаил Якушев. По его мнению, необходимо установить четкие требования к информации рекламного характера, распространяемой по электронной почте и другим информационным каналам. "Такие нормы существуют в законодательстве ряда стран, они не помешали бы и нам", - говорит Михаил Якушев.

По мнению Николая Репина, нужно бороться с некорректной рекламой вообще. "Ящик электронной почты ничем не отличается от обычного почтового ящика. Необходимо общее законодательство, которое распространялось бы и на Интернет. Нужны санкции против организаций, которые рассылают свои рекламные материалы таким способом. Закон о рекламе должен запретить что-либо насильно человеку "впаривать" - как в Интернете, так и в обычной жизни", - считает Николай Репин.

Вообще же специалисты считают, что одними законодательными ограничениями спам не победить. "Борьба со спамом представляется мне невероятно сложной технической проблемой, - говорит исполнительный директор Российского общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Джан Хан-Магомедов. - Как и в случае с компьютерными вирусами, это - борьба двух сил. Одни пишут вирусы, другие - антивирусы. И те и другие постоянно находят новые приемы, идет бесконечная борьба".

Например, сотовые операторы пытаются поставить заслон мобильному спаму, но пока не очень успешно. Многие компании мобильной связи позволяют посылать SMS-сообщение через интернет-шлюз лишь минуту спустя после отсылки предыдущего сообщения. Однако это не останавливает спамеров, придумывающих технические решения, позволяющие осуществлять "мусорные" рассылки в обход операторских ограничений.