Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
29.08.2022

На минувшей неделе стали известны подробности сделки между VK Group, "Яндексом" и Сбером. Каждый из участников, наконец, сделал выбор между хлебом и зрелищами. "Зрелищами" в России теперь будет заведовать VK, а по вопросам "хлеба" главным пытается стать "Яндекс".

Во вторник, 23 августа, стали известны подробности сделки, которую уже окрестили "крупнейшей в истории российского digital-рынка". VK Group (в лице ООО "ВК") выйдет из состава участников совместного предприятия со Сбером - "О2О Холдинг", прихватив с собой сервис по доставке готовой еды и продуктов Delivery Club, и обменяет этот актив на контентные платформы "Дзен" и "Новости", пока принадлежащие "Яндексу".

https://www.comnews.ru/content/221844/2022-08-24/2022-w34/yandexru-stanet-fantomnym

Активы "Яндекса", которые получит VK, некоторые эксперты оценивают в $1 млрд. Столько же может стоить и Delivery Club, который достанется "Яндексу" в результате сделки.

Похоже, что эта сделка "закроет вопросы" сразу по нескольким направлениям бизнеса и, что еще важнее, дальнейшей судьбе каждой из компаний - участниц этого размена.

Так, Сбер получит возможность дистанцироваться от принадлежащих ему активов, что может снизить для него санкционные риски. РБК, со ссылкой на свои источники, уже сообщил, что в результате раздела "О2О Холдинга" Сбербанк не получит над ним контроль. Для выкупа доли VK Сбер привлек консорциум сторонних инвесторов, и именно последний получит более 50% долей в ООО "О2О Холдинг". Источник РБК утверждает, что в О2О будут консолидированы все e-commerce-активы Сбера, а привлечение капитала от сторонних инвесторов и снижение доли ниже контрольной должны снять с компаний санкционные риски и позволят банку не отвлекать средства на развитие нефинансового направления.

https://www.comnews.ru/content/221854/2022-08-24/2022-w34/sberbank-ne-poluchit-kontrol-o2o-kholdinge-posle-razdela-aktivov-vk

VK Group в результате этой сделки может превратиться в крупнейшего в российском сегменте интернета владельца медийных и контентных активов. Эксперты оценивают аудиторию сервисов, которые будет контролировать VK, в 95% пользователей Рунета.

И похоже, что именно эта цель поставлена перед компанией. В декабре 2021 года VK Group перешла под контроль "Газпрома" и структур Юрия Ковальчука, что сделало VK фаворитом власти в деле контроля над информационными и контентными потоками. Так что получение платформ "Дзен" и "Новости" дает VK Group возможность доносить информацию в нужном ключе до каждого.

https://www.comnews.ru/content/217748/2021-12-03/2021-w48/lyudi-putina-i-gazprom-prikhvatili-vk

Кроме того, участие в "О2О Холдинге" для VK Group было обременительным и с чисто финансовой точки зрения. В отчетности по МСФО за II квартал 2022 года VK Group показала убыток от долей в ассоциированных предприятиях (к которым относится и "О2О Холдинг") в размере почти 4 млрд руб. После выхода из "О2О Холдинга" и постановки на баланс медийных активов "Яндекса", у VK Group есть шанс этот убыток существенно сократить.

Наконец, "Яндекс" по итогам сделки значительно укрепит позиции на рынке доставки продуктов и готовой еды, что может сделать его доминирующим российским игроком в этом сегменте.

Есть вероятность, что это поможет "Яндексу" окончательно закрыть тянущуюся уже давно историю, связанную с контролем (или имитацией контроля) над компанией со стороны госструктур.

https://www.comnews.ru/content/220567/2022-06-06/2022-w23/revolyuciya-yandeksa

"Яндекс" в последнее время начал получать неприятные "подарки" со стороны западных стран в виде санкций. Одновременно с российской стороны активизировалась негативная риторика в его адрес за прописку головной компании - Yandex N.V. - в Нидерландах.

Возможно, теперь негатив в отношении "Яндекса" со стороны российской власти сойдет на нет, поскольку компания отдала необходимый государству актив в нужные руки. Да и сам "Яндекс", похоже, снизил градус "неопределенности". Ведь компания очевидно усилила позиции на рынке доставки еды - очень плотно завязанном именно на российском пространстве с точки зрения географии. А это может означать, что всплывающей то тут, то там информации о возможном переезде головного офиса "Яндекса" из Москвы в иные страны может поубавиться.