По мнению игроков рынка логистики eCommerce, критические точки 2022 г. пройдены. В 2023 г. активнее будет развиваться направление C2C-доставки и трафика б/у-товаров, доля курьерской доставки продолжит снижаться, а сама услуга будет дорожать из-за инфляции, популярность доставок в пункты выдачи заказов, напротив, сохранится и даже продолжит расти.
© ComNews
28.11.2022

Аналитики Data Insight сообщили, что в 2022 г. сохранился тренд увеличения количества посылок на рынке логистики для eCommerce, однако скорость роста существенно снизилась: в I квартале рост год к году составил 83%, во II и III кварталах - 53%. Всего за три квартала 2022 г. силами логистов и собственными курьерами интернет-магазинов доставлено 1,7 млрд заказов. В течение трех лет большая доля доставок приходится на собственные службы интернет-магазинов.

"В среднем по итогам трех кварталов 2022 г. доля собственных служб доставки магазинов выросла на 11 п.п. - 86% по сравнению с 75% в 2021 г. Основной рост приходится на крупнейшие маркетплейсы - Ozon и Wildberries: в III квартале 2022 г. их доля от всех служб доставки составила 75%, в то время как в 2021 г. она равнялась 62%. По доле заказов и продаж в 2021 г. с большим отрывом ожидаемо лидируют Москва и Московская область - суммарно в 2021 г. на них приходится 28% всех российских заказов и покупок. При этом, наращивая свою долю, Москва растет быстрее рынка, а остальные города-миллионники - медленнее. Меньше всего заказов между регионами доставлено в Чукотский автономный округ (570 шт. за 2021 г.), а среди регионов с численностью населения от миллиона человек - в Красноярский край (1,2 млн заказов)", - сообщили аналитики.

По их данным, доставка в пункт выдачи заказа (ПВЗ) остается популярной - около двух третей заказов получено именно из ПВЗ. В Москве доля заказов, доставленных в ПВЗ, ниже среднего по стране, в то время как в Московской области и Петербурге доля приближена к среднему значению. Во всех регионах средний чек в 2021 г. ниже показателей 2020 г, в прошлом году регионов с упавшим относительно 2019 г. средним чеком было 69. В среднем чек снизился на 26% - 2,4 тыс. руб. в 2021 г. против 3,26 тыс. руб. в 2020 г. В Москве и МО, в Петербурге и ЛО падение чека находится на среднем уровне - 25-25%.

"В 2022 г. из-за общей неопределенности процессы, связанные с последней милей, развиваются осторожнее, чем в предыдущие периоды бурного роста. Логистические компании оптимизируют процессы и сокращают издержки, работают над эффективностью процессов и продолжают масштабировать свои возможности с учетом множества рисков, чтобы удержаться на рынке. Сжатие инвестиционного рынка отрезало возможность развивать экспериментальные, рискованные направления работы, поэтому игроки логистики замораживают новые проекты и предпочитают тратить ресурсы для поддержания внутренних процессов. Себестоимость логистики растет, маржинальность падает, вместе с тем стоимость доставки все равно растет или будет расти в ближайшее время. Курьерские службы вынуждены поднимать ценники или сокращать предложение, чтобы сделать операции прибыльными. Вместе с тем партнеры стали охотнее идти на компромиссы и уступать в требованиях друг другу ради сохранения взаимовыгодного и надежного сотрудничества", - объясняют представители Data Insight.

Генеральный директор PickPoint Надежда Романова считает, что все критические точки от изменений 2022 г. и временного ухода зарубежных клиентов российскими логистами уже пройдены. "Поэтому мы ожидаем положительных результатов от трансформации своей сети самовывоза под задачи существующих клиентов e-commerce, маркетплейсов и классифайдов. В 2023 г. еще активнее будет развиваться направление C2C-доставки и доставки трафика б/у-товаров. Мы это видим на примере ежемесячного прироста Х3-Х5 объемов междугородного трафика C2C, доставленных через PickPoint в этом году. Доставка между частными лицами набирает оборот и популярность уже не только внутри крупных городов, но и выходит на федеральный уровень. Логистическая инфраструктура и цифровые сервисы продолжат свою адаптацию под C2C-задачи, что вызывает доверие у конечных пользователей и рост объемов доставляемого трафика", - говорит она.

По словам аналитика Data Insight Ирины Карауловой, в связи с событиями 2022 г. стало практически невозможно прогнозировать что-либо в любой области. "Однако, если не рассматривать катастрофические сценарии, мы ожидаем, что некоторые тренды, которые успели зародиться на рынке, продолжат определенным образом влиять и на логистические процессы. Например, доля курьерской доставки, скорее всего, продолжит снижаться, а сама услуга будет дорожать из-за инфляции, повышения себестоимости и снижения маржинальности. Популярность доставок в пункты выдачи заказов, напротив, сохранится и даже продолжит расти, поскольку покупательская способность, доли eGrocery и премиальных покупок будут снижаться", - считает Ирина Караулова.

По ее словам, рост онлайн-продаж продолжится, вместе с ним и развитие логистики последней мили, однако консолидация рынка вокруг маркетплейсов приведет к дальнейшему падению доли доставки логистических компаний и росту доли собственных служб магазинов. "Чтобы выжить, логистическим компаниям придется искать новые ниши и способы взаимодействия с крупными игроками рынка", - считает она.

По словам аналитиков Data Insight, уход ряда международных логистических компаний и большого количества иностранных клиентов повышает конкуренцию в большинстве сегментов рынка и дает возможности для освоения новых ниш игроками, у которых окажется для этого достаточно ресурсов.

"Ситуация на рынке труда была нестабильной на протяжении всего года. В первой половине 2022 г. проблема с наймом линейного персонала начала ослабевать из-за высвобождения сотрудников ушедших компаний и повышения уровня безработицы в стране, однако уже во второй половине года компании вновь ощутили нехватку кадров из-за оттока людей из страны. Крупные интернет-магазины и маркетплейсы продолжают комбинировать мощности собственных служб и партнерских услуг для построения логистики. В 2022 г. к этому тренду добавилось увеличение спроса со стороны маркетплейсов и крупных интернет-магазинов на аутсорсинг "неудобной" логистики - рискованных направлений или покрытий, которые до этого пытались брать на себя", - рассказали представители Data Insight.

Они отметили, что доставка в пункты выдачи заказов и постаматы обходится дешевле, чем доставка до двери. "Разница в цене между доставкой в ПВЗ и постаматы незначительна - и все же в ряде случаев доставка в постаматы обходится дороже, чем в ПВЗ. Цена доставки для крупных клиентов в большинстве случаев ниже цены для средних и мелких клиентов, вне зависимости от канала доставки, веса посылки и направления", - говорят аналитики Data Insight.

По их словам, многие тренды 2022 г. напрямую связаны с изменениями, которые происходят в России с февраля. "В 2022 г. любой бизнес в стране работает в условиях неопределенности - это становится основополагающим тезисом и в организации последней мили. Себестоимость доставки выросла, маржинальность падает - как следствие, с начала года у большинства логистических компаний повышаются тарифы. Значительное подорожание или полное отсутствие комплектующих, потеря линейного персонала, поиск новых клиентов взамен ушедшим, необходимость постоянного внесения корректив в процессы и сокращенный горизонт планирования - все это создает большие риски для развития логистики. Вместе с тем запросы клиентов на высокое качество, усложнение процессов и быструю доставку, зародившиеся на фоне бурного роста eCommerce в 2020 г., остаются актуальными. ECommerce продолжает - хоть и медленнее - расти", - объясняют аналитики Data Insight.

По их данным, в сентябре 2022 г. количество заказов на российском рынке eCommerce (без учета кроссбордера) выросло по предварительным оценкам на 3% по сравнению с августом и на 42% относительно сентября прошлого года. "Продолжающийся рост требует инвестиций в логистические процессы и может стать проблемой для тех, кто не успел расширить производственные мощности в начале года. Кроме того, разрастание крупных универсальных маркетплейсов заставляет логистические компании искать новые модели развития, чтобы удержаться на рынке и успешно конкурировать с eCommerce-гигантами", - считают аналитики.

Генеральный директор "Мастер Деливери" Игорь Шиянов отмечает, что за год рынок перевернулся. "Понятно, что возникли кризисные события и санкции, которые спровоцировали изменения, но на самом деле рынок - особенно последняя миля - начал перестраиваться чуть раньше, а санкционное давление просто стало катализатором для ускорения", - говорит он.

Аналитики Data Insight отмечают, что в 2022 г. одним из важнейших приоритетов в работе множества компаний, в том числе и логистических служб, становится сокращение издержек и поддержание эффективности процессов. По их словам, прошлые периоды взрывного роста онлайн-заказов установили высокую планку в требованиях к качеству последней мили со стороны клиентов курьерских служб и конечных покупателей, а вместе с тем кризисные события 2022 г. вынуждают компании оптимизировать расходы и учитывать множество рисков.

"В результате логистические компании стараются удержаться на плаву, сохраняя при этом высокое качество услуг, чтобы выдерживать конкуренцию. Одним из ключевых решений для курьерских служб становятся инвестиции в совершенствование внутренних процессов. Появляется необходимость развития автоматизации в логистике, без которой уже невозможно представить высокую производительность на каждом этапе доставки и экономию ресурсов в дальнейшем. Автоматизация, в свою очередь, требует финансов и времени. Поэтому компании, которые не успели вложиться в ИТ ранее, сейчас могут испытывать дополнительные трудности", - говорят представители Data Insight.

Руководитель бизнеса "Гиперлокальная платформа" АО "Почта России" Леонид Зондберг отмечает, что с уходом крупных fashion-брендов, снижением покупательской способности у многих курьерских служб существенно снизились объемы доставки до двери, соответственно, доставка в пункты выдачи выросла в доле. "В то же время венчурные проекты в онлайн-ретейле, развивающие собственную логистику, начали задумываться об эффективности операций. Таким образом, перегретый до этого рынок курьеров вернулся в нормальное состояние. Быстрее всего с задачей повышения эффективности в такие периоды справляются логисты, которые не имеют курьеров в штате. Например, в нашем проекте "Срочная доставка" из отделений и магазинов нам удалось снизить себестоимость операций более чем на 50% за счет организации курьерской платформы", - говорит Леонид Зондберг. По его словам, объемы выросли в несколько раз, за счет трансформации традиционного клиентского опыта, когда получатель не ждет курьера, а управляет временем получения заказа, находящегося в близлежащей локации, по одной кнопке.

Генеральный директор "Мастер Деливери" Игорь Шиянов считает, что конкуренция в технологическом поле обострилась, ее возвели в абсолют. "Это происходит ровно потому, что технологии повышают производительность труда курьеров, а она - ключ к снижению тарифов и "схлопыванию" экономики доставки. Технологическая автономность становится мощным трендом", - уверен он.

Коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин рассказал, что существенный рост заказов в феврале-марте побудил оперативно дорабатывать сервисы, искать временные решения для работы с возросшим объемом. "Мы не могли спрогнозировать, что будет происходить дальше. Поэтому сокращали расходы и анализировали различные варианты повышения эффективности. Прежде всего оптимизировали внутренние процессы - обработку и доставку грузов, автоматизацию наших систем", - отметил он.

Аналитики Data Insight считают, что одним из наиболее заметных событий на отечественном рынке последней мили стало объявление о завершении работы логистического сервиса Ozon Rocket. "Многие компании отмечают высокую значимость этого события для рынка, вместе с тем для структуры Ozon направление являлось именно экспериментальным сегментом работы", - говорят они.

Директор по развитию партнерских логистических программ Ozon Денис Дьяченко отмечает, что проект работал в пилотном режиме. "Ежедневно Ozon Rocket отправлял около 30 тыс. заказов - несравнимо мало рядом с нашим обычным объемом заказов от селлеров. Поэтому спустя год мы решили сконцентрироваться на развитии логистических продуктов конкретно для селлеров, а не для внешних интернет-магазинов. К тому же среди всех внешних клиентов, которые пользовались нашими логистическими услугами, каждый второй уже является селлером на нашей витрине", - сообщил он.

По словам представителей Data Insight, большинство логистических компаний отметили неминуемое повышение тарифов, которое началось еще в начале года и продолжается сейчас. "Игроки были вынуждены поднять цены или сократить предложение, чтобы сделать операции прибыльными. Вместе с тем кризис заставил партнеров двигаться в своих требованиях друг к другу и находить компромиссы в уровне и стоимости услуг ради сохранения надежного партнерства. Например, некоторые крупные заказчики идут навстречу логистическому оператору, соглашаясь на повышения тарифа ради поддержания качества услуг. Или, наоборот, курьерская компания, проводя индексацию расценок, делает исключение для некоторых клиентов для сохранения их, как правило, высокой доли в своем портфеле", - отмечают они.

Руководитель "Яндекс Доставки" в России Тембот Керефов считает, что один из трендов этого года - оптимизация затрат. По его словам, практически каждый бизнес думает, как сократить расходы, и в том числе расходы на логистику. "Как раньше строились взаимоотношения бизнеса с логистическими партнерами: партнер предлагает тарифы, компания соглашается на эти тарифы или отказывается. Сейчас наше взаимодействие с бизнесом кардинально изменилось. Мы погружаемся в бизнес-процессы партнеров, детально изучаем параметры доставки, вместе анализируем большие данные. И помогаем компаниям находить решения, чтобы затормозить рост расходов на логистику или сократить их. Из логистической компании мы превратились в логистическо-консалтинговую", - рассказал Тембот Керефов.

Соучредитель и директор по развитию B2CPL Матвей Козловский говорит, что, когда рынок электронной коммерции предсказуемо и стабильно рос, от логистических операторов, а в особенности от операторов доставки на последней миле, ожидали снижения тарифов, и эти ожидания в большинстве случаев оправдывались. "Во многом это было обусловлено высокой конкуренцией и готовностью снижать прибыль в расчете на увеличение доли рынка и ожидания возврата от инвестиций в будущем. Сейчас ситуация менее предсказуемая, и крупный eCommerce понимает, что дешевая доставка - это потенциально очень большие риски. Важнее сохранить стабильный пул доставщиков, которые будут соблюдать требуемый уровень сервиса и, самое главное, обеспечивающих финансовые гарантии - поэтому целый ряд наших клиентов соглашаются на повышение тарифов к взаимной выгоде как самого ретейла, так и службы доставки", - считает он.

Аналитики Data Insight отмечают, что в 2022 г. с российского рынка ушел ряд международных логистических компаний и иностранных клиентов. По их словам, это повлияло на рынок в целом, но не затронуло напрямую каждого отечественного игрока. "Высвобождение рынка в большей степени ощутили логистические операторы, которые являлись прямыми конкурентами ушедших игроков, поскольку именно к ним предпочли обратиться оставшиеся без партнеров клиенты", - считают аналитики.

По мнению директора по продажам DPD в России Натальи Плетневой, в логистике уход ряда иностранных игроков не привел к таким критичным последствиям, как предполагалось изначально. "Спрос на перевозки остался высоким, клиенты быстро переориентировались на других крупных логистических операторов, в том числе и на нас. Соответственно, выиграли те, кто остались, - так бывает в каждый кризисный год, что мы знаем по собственному опыту, преодолев не один кризис за более чем 30 лет на российском рынке", - говорит она.

Аналитики Data Insight рассказали, что интернет-магазины продолжают использовать три стратегии развития логистики: собственная курьерская служба, аутсорс и комбинирование собственной службы и партнерских услуг. "При этом если раньше крупные игроки чаще предпочитали развивать собственные полноценные логистические службы, то в последнее время со стороны маркетплейсов и крупных интернет-магазинов увеличился спрос на аутсорсинг "неудобной" логистики - рискованных направлений или покрытий, которые до этого пытались брать на себя", - говорят аналитики.

Как отмечает руководитель развития доставки "Авито" Евгений Шапиро, тренд на то, что мелкие игроки используют 3PL-операторов, сохраняется. "Одновременно с этим мы отмечали, что мелкие игроки могут привлекать собственных курьеров в том случае, если доставка сконцентрирована локально и поддерживается регулярный объем заказов. Когда бизнес масштабируется в географии и объемы растут, развивать свою доставку становится сложнее и дороже, игроки начинают диверсифицировать потоки с внешними службами доставки. Тот факт, что крупные игроки стали смотреть в сторону 3PL, тоже есть. Вопрос только в качестве услуг и управления, которые может оказать собственная доставка в сравнении с 3PL", - говорит Евгений Шапиро.

Новости из связанных рубрик