Долгая «повременка»
Елена Серегина, Павел Нефедов
Источник: Ведомости, 3 апреля 2001 г
03.04.2001
Методика расчета повременного тарифа на услуги связи наконец разработана и уже находится на регистрации в Министерстве юстиции. Введение «повременки» технологически увязано с реформой «Связьинвеста»: только так можно упростить взаиморасчеты между операторами.
В 1977 году постановление Совета Министров СССР впервые обязывало Минсвязи начать внедрение оплаты телефонных разговоров по счетчикам, однако тогда этого не произошло по политическим соображениям. Сейчас оборудование повременного учета установлено на 9,4 млн телефонных линий (из 31 млн) в 58 регионах России (160 населенных пунктов).
Актуальность новой системы расчетов можно оценить хотя бы по тому, что на вчерашних парламентских слушаниях, посвященных телекоммуникационной отрасли, обсуждали в основном именно "повременку". Министр связи РФ Леонид Рейман изложил аргументы министерства в пользу этой системы: нынешние тарифы на местную телефонную связь лишь на 77% покрывают затраты операторов, остальные 23% затрат компании вынуждены окупать за счет более доходных услуг - междугородной и международной связи.
При этом установленный МАПом единый уровень абонентской платы для всех абонентов привел к тому, что 80% абонентов субсидируют многоговорящих клиентов компаний, отметил вчера Леонид Рейман. Этот дисбаланс может исправить "повременка", при которой взимается плата лишь за фактическое время разговора по местной телефонной сети. Для операторов появляются и новые стимулы внедрения повременной системы. Как считает заместитель генерального директора "Связьинвеста" Вадим Белов, введение "повременки" упростит учет доходов и расходов компаний, что сделает взаиморасчеты между операторами более прозрачными. Это будет особо актуально при реорганизации "Связьинвеста". Ожидается, что при повсеместном внедрении "повременки" сети операторов будут разгружены на 10-15%. Это может привести к росту доходов в секторе коммерческих абонентов, отметил Белов.
В начале года МАП наконец разработал методику установления тарифа при повременном учете, которая две недели назад была направлена на утверждение в Министерство юстиции, рассказал заместитель министра по антимонопольной политике Анатолий Голомолзин. Однако не исключено, что и теперь операторы будут очень осторожно относиться к введению новой системы. "Это не панацея, а один из элементов тарифной политики", - указал первый заместитель генерального директора Московской городской телефонной сети Семен Рабовский. МГТС практически готова к внедрению "повременки", но, используя предложенную методику МАПа, она может понести убытки. В ряде случаев при введении новой системы уже произошло резкое снижение доходов компаний.
Например, в Кемерове доходы снизились на 50%. Затраты же операторов на аппаратуру повременного учета составляют в среднем от 5 USD до 10 USD на один номер. Окупаемость проекта наступает лишь спустя два года, после того как абоненты привыкают к новой системе. "От того, говорят или не говорят абоненты, затраты операторов не меняются", - заявил депутат Петр Шелищ, который на вчерашних слушаниях выступал наиболее категоричным противником "повременки". В прошлогоднем отчете McKinsey & Company отмечается, что сильно монополизированная европейская отрасль связи повсеместно использует повременную оплату. Напротив, в США пользователи могут выбирать между различными операторами местной и дальней связи, которые, как правило, взимают фиксированную абонентскую плату за местную связь.
Руководство Минсвязи РФ определенно внедряет в России европейскую модель - абоненты не смогут выбирать оператора, зато смогут говорить меньше и, соответственно, экономить. Эксперты McKinsey отмечают, что даже до появления Интернета американцы говорили по телефону в три раза больше европейцев. В наши дни европейская модель является тормозом для развития Интернета, зато способствует росту мобильной связи.