Российские металлургические компании предложили правительству РФ рассмотреть возможность постепенного отказа от зарубежных решений на объектах КИИ - вместо резкого перехода к 1 января 2025 г. Государство готово одобрить такой подход, но взамен хочет получить от представителей индустрии гарантии работоспособности импортных ИТ-продуктов.
Павел
Синяков
© ComNews
21.04.2023

Диалог по этой теме состоялся на пленарной сессии III Международного форума по цифровизации и ИТ в металлургической отрасли Smart Mining & Metals, который Информационная группа ComNews организовала 20-21 апреля в Москве.

Указ президента России от 30.03.2022 №166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры РФ" ввел запрет на использование иностранного программного обеспечения на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) с 1 января 2025 г.

В августе 2022 г. Минпромторг России опубликовал проект постановления правительства, которое требует от владельцев КИИ преимущественного перехода на доверенные программно-аппаратные комплексы не позднее 31 декабря 2024 г. Доработанный текст проекта правительственного постановления Минпромторг представил 20 сентября 2022 г., однако этот документ до сих пор не подписан.

С вопросом, успевают ли металлургические компании с импортозамещением ИТ-решений на объектах КИИ до конца 2024 г., к участникам форума Smart Mining & Metals 2023 обратился директор АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ" (ЦКИТ) Илья Массух.

Директор по ИТ-стратегии и бизнес-приложениям ПАО "ГМК "Норникель" Алексей Манихин отметил, что планы профильного Индустриального центра компетенций (ИЦК) "Металлургия" по созданию отечественных альтернатив импортным программным продуктам в отрасли частично выходят за границы 2025 г. Руководитель ИЦК "Металлургия", директор по информационным технологиям АО "Северсталь Менеджмент" Сергей Дунаев уточнил, что правительство РФ согласовало 13 проектов этого центра компетенций.

"Нужно просить увязывать планы ИЦК и требования регулятора в единое целое. Даже если мы за оставшиеся два года в рамках ИЦК создадим новые российские продукты, то внедрить и тиражировать их по всей отрасли - задача очень тяжелая и, скорее всего, в столь короткий срок невыполнимая", - полагает Алексей Манихин.

"Сроки должны опираться на этапность внедрения. Жесткий дедлайн, когда нужно полностью перейти на российские решения, должен оказаться где-то правее по времени. Нужен промежуточный срок на апробацию, получение пилотных результатов с возможностью в ограниченном объеме использовать это ПО", - согласился директор департамента развития бизнес-процессов ПАО "Полюс" Денис Ерофеев. Он обратил внимание, что в металлургической отрасли под требования к КИИ попадает все программное обеспечение (ПО), задействованное в производственных процессах. "Не хотелось бы, чтобы мы встали перед фактом, что к какой-то дате нужно отключить какой-то софт, от которого зависит, например, горно-обогатительный комбинат или иное производство. С производственным софтом нужно быть осторожнее", - отметил Денис Ерофеев.

На риски для производственных процессов при одномоментной смене софта на различных технологических линиях обратил внимание и Сергей Дунаев. Он опасается, что если срок 1 января 2025 г. останется жестким, то некоторые участники рынка могут заняться созданием потемкинских деревень для отчета.

Директор департамента развития и сопровождения ИТ-инфраструктуры УК "Полюс" Сергей Семенов рассказал корреспонденту ComNews: "Проблема импортозамещения для объектов КИИ нашей сферы - не в софте, а в "железе", в частности, в электронных устройствах - датчиках, контроллерах и т.п. Если что-то отечественное существует, то производится оно в малых количествах и зачастую не отличается высоким качеством", - сказал Сергей Семенов. Он добавил, что оборудование, российских аналогов которому не существует, приходится приобретать даже бывшее в употреблении, искать по рынку, и во многих случаях оно нуждается в ремонте. "С софтом ситуация чуть лучше, но и здесь не все настолько хорошо. Даже если есть отечественная операционная система, то не факт, что для нее найдутся все прикладные приложения", - подытожил Сергей Семенов.

Статус объекта КИИ в компании скорее мешает ее деятельности, нежели дает какие-либо преимущества, рассуждает представитель "Норникеля" Сергей Подволоцкий. "Объекты КИИ стали возникать в смежных областях, например, в энергетике, так как это направление обеспечивает производственный процесс", - пояснил он. Сергей Подволоцкий добавил, что в компании появился термин "высокопроизводительное оборудование": устройства такого типа отсутствуют у российских производителей и пока не могут быть замещены отечественными аналогами.

Илья Массух согласился, что 1 января 2025 г. не должно стать догмой, хотя этот срок важен для того, чтобы компании во всех отраслях экономики загодя начали процесс замены ИТ-решений на объектах КИИ на отечественные. При этом он высказал мнение, что в случае, если та или иная компания не откажется от зарубежного ПО или "железа" на объектах КИИ после 1 января 2025 г., она должна будет гарантировать государству работоспособность этих решений.

В ответ на вопрос корреспондента ComNews, как может выглядеть подобная гарантия, Илья Массух привел в пример указ президента РФ от 3 марта 2023 г. №139 "О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа". Этот документ позволяет государству приостанавливать права акционеров предприятия - исполнителя гособоронзаказа и вводить внешнее управление в случае нарушения обязательств по контракту, но только в случае введения военного положения.

Участники рынка сочли такие требования чрезмерными. Так, менеджер одной из отраслевых корпораций сообщил корреспонденту ComNews, что подобные меры в отношении компаний, которые вынуждены использовать зарубежное оборудование или ПО, заставят их искать возможности для сокрытия объектов КИИ. "Мы регулярно сталкиваемся с ситуациями, когда иностранное решение просто нечем заменить", - отметил он.

Представитель другого индустриального холдинга сообщил, что его компания имеет определенные резервы по комплектующим для иностранного оборудования, но это не избавляет от возможного отказа оборудования со 100%-ной вероятностью. "Таким образом, создаются условия для ухода некоторых сегментов производства - тех, где иностранные устройства необходимы для выполнения основных задач, - в тень", - подытожил собеседник ComNews.

Менеджер ПАО "МТС", пожелавший остаться неизвестным, указал на тот факт, что при определении объектов КИИ могут возникать спорные ситуации. Например, когда на предприятиях есть корпоративная сеть передачи данных (КСПД) и технологическая сеть передачи данных (ТСПД). "Последняя из них является КИИ, так как по ней передается информация, имеющая непосредственное отношение к процессу производства", - пояснил он, добавив, что в тот момент, когда у компании возникает необходимость подключения КСПД к ТСПД, ей нужно принять решение, считать ли обе сети объектами КИИ или только одну.

Новости из связанных рубрик