28.02.2001

«Главная провинность WAP в том, что он скучен», - заметил один из участников специализированной конференции, посвященной мобильному Интернету. В мире, а следом и в России в последнее время о WAP говорят как о мертворожденной технологии. Проблема же в том, что WAP нужно продавать как интегрированную услугу, а к этому сотовые операторы оказались не готовы.

При попытке проконсультироваться у московских дилеров о возможностях сотового телефона, совместимого с технологией WAP, получаешь самую разнообразную информацию. Менеджеры салонов сотовой связи говорят, что WAP-телефоны имеют больший срок действия аккумуляторов, хорошие средства навигации по меню, что они более дороги. Но продавцы, как правило, не в состоянии продемонстрировать выход в Интернет, а тем более настроить телефон на какие-либо полезные сайты. В сущности, они просто не заинтересованы в продаже самой идеи WAP.

"В целом WAP провалился. Мгновенно перебраться в Интернет не удалось", - говорит Шагит Резников, директор службы новых технологий и услуг "Мобильных ТелеСистем". Не оправдались прошлогодние ожидания, что с помощью сотового телефона можно будет получить доступ к услугам Сети.

        Впрочем, по мнению Резникова, неудача с внедрением WAP является временной. WAP не должен позиционироваться как некий неполноценный доступ, как "взгляд на Интернет через лупу". Более плодотворный подход состоит в том, что WAP открывает возможность организовывать совершенно новые сервисы, которых по отдельности не может предоставить ни сотовая связь, ни "стационарный" Интернет.

Одним из таких сервисов могут стать "частные корпоративные справочники" - доступные только сотрудникам определенного предприятия WAP-сайты, на которых централизованно хранятся все нужные этим сотрудникам телефоны или другая информация. Этим сервисом готовы заняться издатели "бумажного" справочника Moscow Business Telephone Guide (MBTG). В открытом доступе уже есть интернет-сайт MBTG, а с декабря 2000 г. заработал и WAP-сайт справочника. Роман Гил, президент MBTG, считает, что их сайт является примером действительно необходимой WAP-услуги. По данным Гила, в MBTG ежемесячно обновляется около 10% информации - компании переезжают, меняют номера телефонов и факсов. Уследить за этим можно только в электронной версии издания. С другой стороны, эта информация обычно бывает нужна, когда компьютера под рукой нет.

Распространению WAP препятствует то, что сотовые операторы рассматривают его как очередную технологию (т. е. просто как дополнительный протокол для своих базовых станций) , а не как комплексную услугу. Роман Гил критикует операторов за пассивное отношение к WAP: "С ними или без них, мы обеспечим мобильный доступ к блокам информации".

Шагит Резников соглашается с тем, что ключевым остается вопрос о том, кто именно должен продавать WAP - оператор, контент-провайдер (создатель содержательного наполнения сайтов) или кто-то еще. "Дело оператора - пропускать трафик", - указывает он, а остальным должны заниматься некие новые компании, которые понимают потребности мобильной аудитории.

Однако у контент-провайдеров свои проблемы. "WAP как протокол обещает очень многое. Проблема в реализации. Существующая реализация очень неудобна в первую очередь для пользователя. Приходится очень долго ждать, когда придет ответ", - говорит Алексей Питеркин, технический директор компании A.Partners, которая выступает консультантом проекта "БиОнЛайн" (он принадлежит "ВымпелКому"). Первоначально "БиОнЛайн" позиционировался как портал для передачи данных с помощью WAP и службы коротких сообщений (SMS). Однако на сегодня реализована только SMS, а WAP "стоит на низких приоритетах" из-за невысокого спроса.

Британский журнал Mobile указывает, что низкая скорость передачи данных, маленький экран, низкое разрешение не являются недостатками WAP. Наоборот, WAP был специально создан именно для того, чтобы работать с такими устройствами - медленными, с маленьким монохромным экраном. Другое дело, указывает Питеркин, что пока в различных моделях телефонов и даже у операторов установлены различные версии программного обеспечения для WAP. Поэтому если контент-провайдер создает свой WAP-сайт, следуя стандарту, то он не будет правильно работать.

Еще одной проблемой, препятствующей распространению WAP в России, считают его неоправданно высокую стоимость. Ожидая соединения с сайтом, абонент вынужден оплачивать эфирное время поминутно. Роман Гил приводит в пример американскую AT&T, которая в Нью-Йорке предоставляет неограниченный доступ к WAP за $14 в месяц при скорости 19,2 Кбит/с. В России за подключение к WAP-сервисам приходится платить около 15 центов в минуту.

        I-MODE ПРОТИВ WAP.

Японский сервис i-mode часто ставят в пример WAP. Запущенный в феврале 1999 г. компанией NTT DoCoMo, i-mode уже имеет в Японии 14 млн абонентов. Телефоны i-mode оснащены цветными дисплеями и полифоническими звонками, что позволяет реализовывать различные развлекательные сервисы.

С самого начала i-mode был представлен как вертикально-интегрированная услуга, а не только как технологическая новинка. С другой стороны, WAP - это открытая технология, которая теоретически совместима с любыми телефонами и стандартами сотовой связи (в отличие от i-mode, который полностью принадлежит DoCoMo).

Ожидается, что в середине 2001 г. язык описания WAP-сайтов (wireless markup landuage, WML) и язык i-mode ( "компактный" HTML) сольются на базе нового языка XML. Этот язык будет уметь выводить любое содержимое веб-сайтов на любых устройствах.