Ашот
Григорян

управляющий директор LIFE PAY
© ComNews
31.07.2023

Управляющий директор LIFE PAY Ашот Григорян рассматривает ситуацию на рынке эквайрингового оборудования: ее перспективы, подводные камни и риски для отечественного бизнеса.

В марте 2023 года с российского рынка ушел французский поставщик POS-терминалов Ingenico, прекратив техническое обслуживание 2 млн устройств из арсенала "Сбербанка", ВТБ и других крупнейших финансовых структур страны. Это, по словам экспертов — около 50% рынка POS-терминалов. В апреле представители ЦБ подчеркнули, что с операционными системами и программным обеспечением ситуация чуть проще, поскольку аналоги есть и активно используются, а на рынке оборудования и инфраструктуры альтернатива присутствует не всегда. В свою очередь, представители Ассоциация банков России (АБР) подсчитали затраты на импортозамещение в этом сегменте — они составят минимум 40 млрд. рублей.

Что было раньше

Ingenico Group — один из крупнейших поставщиков эквайрингового оборудования в мире, не только в России. Сегодня под брендом Ingenico выпускаются около 9 млн устройств в год. В России в 2022 году работало в районе 2 млн POS-терминалов компании по оценкам российских экспертов (сам концерт говорит о 1,5 млн штук). В феврале 2023 года закончились контракты сотрудников российского отделения французского концерта, а в марте компания перестала обслуживать терминалы. Важно подчеркнуть, что уход не был резким, поэтому большинство крупных банков и ритейлеров успели подготовиться и наметить дорожную карту по импортозамещению.

В марте 2022 года из России ушел бренд Jabil — американский производитель сложной электроники, который поставлял микросхемы для Ingenico. Тогда французская компания впервые задумалась о сворачивании деятельности. Еще раньше, в 2019 году, корпорация Ingenico Group перенесла производство POS-терминалов из Твери во Вьетнам. То есть, предпосылки к уходу компании с рынка были и раньше, однако российские компании до последнего надеялись, что это лишь слухи и домыслы.

Конечно, на рынке присутствуют и другие зарубежные производители эквайрингового оборудования, которые не объявляли об уходе. Среди них американская компания Verifone, австрийская Micros, китайская PAX и т. д. Но регулярное ужесточение санкций может сподвигнуть к смене курса и этих поставщиков. Даже PAX со штаб-квартирой в Гонконге способен пожертвовать российским рынком, так как пользуется американским программным обеспечением (например, Android).

Как приспособился бизнес

В январе 2023 года представители Минпромторга поспешили ответить на появившуюся в сети информацию об уходе Ingenico. В официальном телеграмм-канале ведомства появился пост о том, что "на российском рынке представлен ряд крупных поставщиков контрольно-кассовой техники, в том числе терминалов для безналичной оплаты". В качестве примера приведены компании "Атол" и "Штрих-М".

Большинство банков задумались о контрактах на поставку торгового оборудования от других производителей еще в 2022 году. Особые требования они предъявляют комплектующим — они должны производиться на территории РФ. Об активной замене парка POS-терминалов сообщили, например, представители "ВТБ" и "ФК Открытие". В свою очередь, руководители "Альфа-Банка" говорят о конкретных сроках — на импортозамещение потребуется около года, не больше. Практически все крупные компании уже провели аудит и сформировали дорожную карту замены иностранного ПО и оборудования на отечественные аналоги.

По сообщениям СМИ, Ingenico уходит плавно и с минимальным ущербом для платежной системы России. Конечные покупатели, скорее всего, ничего не заметят. Как утверждает Денис Кусков, руководитель агентства TelecomDaily, "ситуация была бы катастрофической, если бы Ingenico ушли в марте прошлого года". В текущих условиях все успели подготовиться. К тому же, среди экспертов имеется мнение, что Ingenico продолжит работу в России по новым правилам, как это сделали многие компании. Например, финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов считает, что "она вряд ли просто так отдаст 50% рынка конкурентам: скорее всего, обслуживание продолжится под другим брендом".

Варианты решения проблемы

Наши специалисты видят следующие пути решения проблемы после ухода столь крупного поставщика:

  1. Переход на другое зарубежное оборудование, но с российским ПО. Как полагают специалисты, с программным обеспечением проблем не возникнет, поскольку у России есть нужный опыт: например, на отечественное ПО уже перешли российские авиакомпании и банки. Разработчиков много — Softline, "Инвента", "Эвотор", "Атол", CSI, LIFE PAY и другие. Что касается "железа", то наиболее перспективным направлением импорта является Китай. Помимо уже упомянутого концерна PAX есть Telpo, Vanstone, Tianyu и Xinguodu, которые входят в ТОП-10 крупнейших мировых поставщиков платежных терминалов и не поддерживали санкции против России.

  2. Переход на отечественное оборудование. Импортозамещение само по себе подразумевает отказ от "всего зарубежного", поэтому рассматривать отечественные аналоги стоит в первую очередь. Например, в ассортименте "Атол" есть комплексная POS-система Optima, терминалы Jazz, дополнительные мониторы и другая периферия. А компания "Штрих-М" выпускает смарт-кассы "СМАРТПОС-Ф", базовые станции "ШТРИХ-УТМ" и т. д. Правда, "начинка" отечественных продуктов все еще иностранная: так, терминалы Jazz работают на процессорах Intel, а онлайн-касса "ШТРИХ-КАРТ-Ф" базируется на терминале APOS A8 от той же Ingenico.

  3. Развитие softPOS для малого бизнеса. Отличным выходом из ситуации для небольших фирм, индивидуальных предпринимателей и самозанятых станет softPOS — решение, превращающее любой смартфон на Android c NFC-чипом в онлайн-кассу с помощью специального приложения. Направление очень перспективное: по данным Juniper Research, к 2027 году количество продавцов в мире, использующих softPOS, увеличится до 34,5 млн (для сравнения, в 2022 году их было 6 млн). Примечательно, что компания Apple тоже планирует нарастить влияние в этом сегменте на 475% за предстоящие 5 лет. По мнению инсайдеров рынка, "яблочная компания" покажет собственное softPOS решение к концу 2023 года.

  4. QR-коды для оплаты через СБП. После отключения Apple и Google Pay в России число операций через СБП увеличилось в 25-30 раз. С января 2022-го по январь 2023 года количество юридических лиц и ИП, принимающих оплату по СПБ, выросло со 177 до 559 тыс. QR-коды стали отличной альтернативой, но, как утверждают эксперты, россиянам еще нужно привыкнуть к новому методу оплаты. Так, по результатам опроса "Битрикс24", оплату по QR-коду выбирают только 2% респондентов. Основные жалобы — неудобство, необходимость захода в банковское приложение, что требует времени, отсутствие кэшбэка. Тем не менее, по внутренней статистике LIFE PAY, доля платежей через СБП составляет 25% от доли всей безналичной оплаты: медленными но верными шагами такой способ оплаты становится привычным для покупателей и может вырасти больше при запуске собственной программы лояльности, анонсированной НСПК.

  5. NFC-стикеры для замены терминала. Объемы российского рынка NFC-стикеров выросли до 1 млн единиц за первый квартал 2023 года. Смысл простой: владелец смартфона крепит на телефон наклейку от банка, прикладывает телефон на кассе и запускает автоматическую оплату, как в случае с обычной картой. Но подобное решение есть и для продавцов: стикер помещается рядом с кассой, покупатель прикладывает смартфон и перенаправляется в банковское приложение для оплаты через СПБ. Получается аналог QR-кодов, только клиенту не приходится запускать камеру для считывания.
    Есть и противоположное решение, которое реализовал LIFE PAY и другие компании на рынке, — платежный стикер для кассира или курьера, который располагается на торговой точке. Клиенту нужно поднести свой телефон к NFC-микрочипу, чтобы автоматически запустить приложение банка и завершить оплату. Технология уже установлена во всех винотеках SimpleWine и запускается в других крупных сетях России.

В целом, как утверждает Минпромторг, "причин для нагнетания в данном сегменте нет". И это действительно так, поскольку российские финансовые организации и ритейлеры уже успели опробовать разные варианты приема платежей.

Заключение

В информационном поле пока идут споры о последствиях ухода иностранных вендоров из России. Например, Евгений Касперский, основатель "Лаборатории Касперского", считает отечественные решения конкурентными уже сейчас, а председатель совета директоров "Северстали" Алексей Мордашов, наоборот, указывает на "море проблем без ответа". Но факт остается фактом: после ухода ведущих мировых игроков из страны без технической поддержки остались около 50% российских компаний.

При этом причин для панических настроений нет. Так, малый и микро-бизнес активно осваивают softPOS и QR-коды, а средний и крупный — закупают терминалы в Китае и тестируют российские онлайн-кассы. Резкого отказа не случилось.