Практическое применение беспилотных и автономных систем обнажило целый комплекс проблем с безопасностью, причем значительная их часть неустранима с помощью традиционных ИБ-инструментов. Эксперты не исключают, что по мере массового распространения беспилотных систем начнут проявляться новые специфичные угрозы.
Яков
Шпунт
© ComNews
24.08.2023

Как отметил директор департамента по управлению цифровыми активами АО "Газпромбанк" Александр Гришканич, выступая на круглом столе "Безопасность беспилотного транспорта" в рамках 10-го Форума технологического развития "Технопром 2023", угрозы для автономного транспорта вполне реальны, что называется, здесь и сейчас. По его мнению, они связаны с возможным перехватом управления из-за несанкционированного доступа или полной потерей управления вследствие неисправностей или внешнего воздействия.

Заместитель директора по развитию Центра компетенций национальной технологической инициативы "Технологии доверенного взаимодействия" Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Руслан Пермяков назвал главным подводным камнем безопасности беспилотного транспорта нерешенные вопросы идентификации устройств при межмашинном взаимодействии. При массовом применении, по его мнению, также остро встанет проблема предполетных и предрейсовых осмотров и то, чем и как заменить данную процедуру. Руслан Пермяков предложил использовать для решения данной задачи технологии цифровых двойников, но это повышает значимость данных телеметрии и необходимость их защиты.

При этом Александр Гришканич обратил внимание, что многие традиционные подходы к ИБ, апробированные при защите ИТ- и производственной инфраструктуры, на беспилотных системах работают плохо или даже не функционируют вообще. В случае тех же беспилотных аппаратов невозможно использовать комплексы защищенной связи, применяемые в традиционной авиации: как напомнил представитель Газпромбанка, их габариты и масса больше, чем у основной массы дронов. Александр Гришканич также указал, что целый комплекс проблем пока себя никак не проявляют, но они могут стать заметны и значимы уже в ходе массовой эксплуатации беспилотных и автономных систем. Также он напомнил, что широкое распространение квантовых вычислений полностью скомпрометирует традиционную криптографию. По некоторым оценкам, это может случиться уже совсем скоро.

https://www.comnews.ru/content/223779/2023-01-11/2023-w02/do-konca-ery-…

Руководитель направления ООО "КуРэйт" Сергей Чеусов констатировал тот факт, что беспилотные системы давно уже не являются игрушками, их эффективность доказал в том числе опыт боевого применения, обнаживший, однако, слабые места, которыми являются операторы и пункты их размещения, ограниченный радиус действия и уязвимость перед средствами радиоэлектронной борьбы. Многие из данных проблем, как заявил эксперт, позволило решить использование технологий интернета вещей (IoT). Однако, как напомнил Сергей Чеусов, слабыми местами IoT является ненадежная криптозащита каналов связи. Но при этом, по его оценке, применение квантовых и постквантовых средств криптозащиты (СКЗИ) позволит устранить эту уязвимость. Тем не менее, как предупредил Сергей Чеусов, может возникнуть проблема с регуляторами, что во многом обусловлено сложностью сертификационных испытаний квантовых и постквантовых СКЗИ.

Заместитель руководителя новосибирского филиала ООО "ИнфоТеКС" Валентин Селифанов напомнил, что в России уже есть сертифицированные квантовые СКЗИ ViPNet QSS. По его мнению, адаптация таких криптосредств для беспилотного транспорта является вполне реальной задачей. Также Валентин Селифанов заявил об успешной адаптации для защиты беспилотного транспорта решения ViPNet SIES, изначально ориентированного на работу в сетях IoT, в частности, в системах учета электроэнергии. По крайней мере, на уровне тестов, как заявил представитель "ИнфоТеКС", данное решение показало работоспособность.

https://www.comnews.ru/content/223155/2022-11-22/2022-w47/fsb-vydala-pe…

Ведущий специалист по международной деятельности, доцент кафедры математического моделирования и цифрового развития бизнес-систем Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) Дмитрий Казначеев назвал одним из способов решения многих проблем, связанных с беспилотным транспортом, применение искусственного интеллекта. Переход на автономное управление, как он заявил, практически полностью исключит риски перехвата или потери управления.

Однако тут, как отметил проректор по научной работе Московского политехнического университета Антон Наливайко, возникает новый комплекс проблем, общий для любых систем на основе нейросетей. Он поделился опытом разработок в области беспилотного транспорта и коммунальной техники и назвал эту сферу крайне чувствительной к качеству датасетов, на основе которых обучаются нейросети. При этом, как предупредил Антон Наливайко, ошибки и манипуляции приводят к тому, что автономные системы управления перестают реагировать на дорожные знаки и разметку или неправильно распознают те или иные объекты, что чревато аварией. При этом выявление такого рода проблем, по его словам, крайне сложно и трудоемко. Управляющий директор "Лаборатории Касперского" в России Анна Кулашова в выступлении на конференции AI IN 2023 также назвала риски, связанные с манипуляцией данными, ключевыми для любых систем, использующих ИИ.

https://www.comnews.ru/content/228275/2023-08-22/2023-w34/uroven-pronik…

Новости из связанных рубрик