Юлия
Мельникова

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
01.04.2024

После 10 лет баталий Госдума приняла в третьем чтении законопроект о недискриминационном доступе (НДД) операторов связи в многоквартирные жилые дома (МКД). Он ратует за все хорошее против всего плохого, но на практике рискует быть сложным в исполнении и еще больше запутать ситуацию на рынке. Дальнейшая судьба отношений операторов связи с управляющими компаниями (УК) будет зависеть от того, насколько качественный подзаконный нормативно-правовой акт через четыре месяца утвердит правительство РФ.

27 марта Госдума приняла в третьем чтении законопроект №237186-8 внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации", который вступит в силу с момента его опубликования (после одобрения в Совете Федерации и подписания президентом РФ). Согласно документу, провайдеры смогут размещать оборудование в жилых домах бесплатно, получая доступ в МКД на основании договора с собственником жилья или нанимателем. При этом оператор не обязан согласовывать это с иными собственниками - то есть больше не потребуется решения общего собрания жильцов. (Однако общее собрание собственников может принять решение о демонтаже оборудования - для этого потребуется собрать две трети голосов.)

Договоры между провайдерами и управляющей компанией, заключенные до вступления в силу закона и предусматривающие плату за пользование общим имуществом для оказания услуг связи, теперь можно расторгнуть по требованию любой из сторон. Это означает, что оператор связи вправе аннулировать договор платной аренды и тут же потребовать от УК заключения договора безвозмездного пользования.

Складывается ситуация, когда в доме из, к примеру, 50 квартир может оказаться одновременно до 50 провайдеров. Конечно, ситуация гипотетическая, потому что, во-первых, рыночные конкурентные механизмы этого не допустят, а во-вторых, такому количеству операторов связи будет негде установить оборудование в доме. Однако я считаю, что необходимо установить минимальное и максимальное количество провайдеров в каждом МКД, а не пускать отрасль на саморегулирование - она уже более 10 лет это делает безуспешно.

Законопроект поручает правительству в течение четырех месяцев со дня вступления в силу принять нормативный правовой акт, который утвердит единый порядок и требования для регулирования взаимоотношений между управляющими компаниями МКД и операторами связи. Этот документ в том числе урегулирует детали монтажа, эксплуатации и демонтажа оборудования. Операторам отводится год, чтобы привести уже существующие сети и оборудование в соответствие новым требованиям.

В решении подобных проблем у жителей апартаментов новый закон о недискриминационном доступе не поможетВ решении подобных проблем у жителей апартаментов новый закон о недискриминационном доступе не поможет

Открытым остается вопрос, какое будет предусмотрено наказание для УК за неисполнение требований новых нормативно-правовых актов по НДД, и какой госорган получит контрольные права в этой сфере.

Кстати, за бортом долгожданного НДД остается немалая часть недвижимости - например, апартаменты, так как этот тип зданий формально не относится к многоквартирным домам.

Есть два полюса взаимоотношений между УК и интернет-провайдерами, и оба они отрицательные. Первая схема, которая действует по сей день, - когда УК монопольно определяет и количество операторов в МКД, и условия, на которых они размещают оборудование и имеют право находиться на объекте.

Есть риск, что после принятия законопроекта и подзаконных требований мы скатимся в другой полюс - когда государство обяжет УК допускать интернет-провайдеров в МКД в любом количестве и абсолютно бесплатно. УК лишится денег даже за аренду мест для размещения оборудования. В ситуации, когда один из субъектов экономических отношений чувствует себя обделенным, он найдет способы либо саботировать законодательные требования, либо извлекать доход иным способом.

Например, УК сможет сослаться на отсутствие в доме технической возможности для входа очередного оператора связи. Как защищаться от таких схем и кто сможет проверить, есть ли на самом деле место для размещения оборудования - вопрос открытый. Или как быть, если УК заявит, что располагает лишь одним помещением, малопригодным для размещения оборудования множества провайдеров, - а через месяц помещение вдруг окажется залитым водой, и все оборудование выйдет из строя.

Как пример, когда хотели как лучше, а получилось хуже, вспомним введение в России "повременки". До 2000-х годов плата за домашний телефон в РФ была фиксированной, вне зависимости от количества проговоренных абонентом минут. Под натиском регулятора телефонные компании запустили "повременку", которая предполагала оплату каждой минуты местного телефонного разговора. Еще на этапе обсуждения регулятор и телеком-компании уверяли, что "повременка" будет выгодной для граждан. Например, если человек уезжает на несколько месяцев на дачу и не пользуется домашним телефоном, он не будет платить все это время за телефон.

https://www.comnews.ru/content/22562

Однако вскоре после старта "повременки" телефонные компании смекнули, что могут лишиться больших денег и по-быстрому ввели "плату за абонентскую линию", которая взимается вне зависимости от того, звонит человек по телефону или нет. В 2007 году, когда ввели такую плату, в Москве она составляла 125 рублей в месяц, плюс 0,28 рублей за минуту разговора (а безлимит - 380 рублей в месяц). До введения повременного учета соединений абонентская плата составляла 229 рублей в месяц, то есть фактически связь с 229 рублей в месяц подорожала до 380 рублей - на 66%. Наверняка и после легализации НДД в жилые дома операторы связи не снизят тарифы, хотя однозначно смогут сэкономить на платежах в адрес УК, а подчас и их руководителей.

Хорошо бы в новом подзаконном нормативно-правовом акте по НДД закрепить обязательное создание в доме нейтрального инфраструктурного оператора, который может подключать других провайдеров к единой инфраструктуре. А чтобы он не стал новым монополистом (вместо УК), тарифы инфраструктурного оператора должны иметь четкую "вилку". Такие тарифы должны быть прозрачными и едиными на всю страну, но быть дифференцированы в зависимости от количества этажей в доме (или его высоты в метрах), количества квартир (или их суммарной площади) и иных параметров, влияющих на протяженность и сложность прокладки телеком-инфраструктуры в доме, а также на ее поддержание в исправном состоянии.

От того, какой нормативно-правовой акт последует от правительства, будет зависеть итог многолетних споров министерств, УК и операторов. Четыре месяца - крайне короткий срок для подготовки документа, который повлияет на всю отрасль. Правила НДД к инфраструктуре субъектов естественных монополий для размещения сетей электросвязи - ПП №1284 - действуют с 2014 года, однако вопрос с МКД до сих пор не урегулирован, а в Госдуме за это время встретились лицом к лицу сразу три законопроекта на эту тему.

https://www.comnews.ru/content/224289/2023-02-07/2023-w06/ndd-zastyl-mezh-trekh-dorog

В конце 2018 года отрасль получила надежду в виде внесенного членами Совета Федерации Людмилой Боковой, Дмитрием Мезенцевым и Олегом Мельниченко законопроекта "О внесении изменений в ФЗ "О связи" и иные законодательные акты РФ в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи" (№614271-7). Однако 8 ноября 2022 года рассмотрение документа в первом чтении перенесли. А девять дней спустя, 17 ноября, депутаты от "Единой России" во главе с Александром Хинштейном внесли в Госдуму новый законопроект (№237186-8 - который и приняли в третьем чтении). Третий проект федерального закона №238034-8 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" инициировали депутаты Госдумы, члены партии "Справедливая Россия - Патриоты - За правду" Сергей Миронов и Галина Хованская: они внесли его через день - 18 ноября 2022-го.

29 июня 2023 года законопроекты Людмилой Боковой и Сергея Миронова были отклонены, а в этот же день документ от "Единой России" был принят в первом чтении. С момента его внесения до первого чтения прошло семь месяцев, а до второго и третьего - девять.

27 января 2020 года Людмила Бокова получила повышение и была назначена заместителем министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Тогда отрасль надеялась, что ее законопроект дойдет до конца. Однако уже через семь месяцев, 11 сентября 2020 года, она была освобождена от должности по собственному желанию. С тех пор судьба Людмилы Боковой в Сети не отслеживается.