Правообладатели добились блокировки 2,8 млн карточек товаров на маркетплейсах за первое полугодие 2025 г.

Об этом сообщила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Блокировки происходили в рамках подписанных добросовестных практик взаимодействия маркетплейсов с правообладателями и продавцами для предотвращения реализации контрафакта. "Следование им является востребованным механизмом в соблюдении интересов всех участников рынка, хорошим примером саморегулирования отрасли, большим шагом в деле защиты правообладателей", - написала ФАС в сообщении.
"Из более 9,6 млн заблокированных маркетплейсами карточек товаров с момента подписания добросовестных практик на первое полугодие 2025 г. приходится более 2,8 млн таких карточек. Площадки заблокировали их в связи с неподтвержденной информацией об оригинальности товаров", - рассказал представитель пресс-службы ФАС ComNews.
В апреле 2024 г. ComNews писал, что в рамках такого сотрудничества в янвере-апреле 2024 г. четыре маркетплейса (Wildberries, Ozon, "Яндекс Маркет" и "AliExpress Россия") заблокировали более 2 млн карточек. Всего на тот момент под блокировку попали около 4,5 млн карточек товаров. То есть за последние 15 месяцев маркетплейсы заблокировали 5,1 млн карточек.
Представитель пресс-службы "Яндекс Маркета" заявил, что благодаря многоступенчатой системе защиты на платформе, доля жалоб на подделки составляет 0,09% от общего числа доставленных заказов.
"Система защиты начинает работу, когда продавец регистрируется на площадке. Затем "Маркет" регулярно использует автоматические системы, которые сформируют гипотезу о подозрительности товара или продавца. Например, они среагируют, если цена брендовых кроссовок окажется слишком низкой. В случае подтверждения гипотезы сервис запускает углубленную проверку партнера - проверяет документы, делает контрольные закупки, а в самых сложных случаях взаимодействует с производителем товаров для определения подделок", - объяснил представитель пресс-службы "Яндекс Маркета". Также сервис реагирует на сообщения от покупателей о качестве товара.
Wildberries использует для проверки товаров инструменты профильных госорганов - маркировку "Честный знак", размещение ссылок на декларации, подтверждающие качество и безопасность товаров, верификацию правообладателей - и собственные инструменты. К последним относится значок "Оригинал". Недавно компания запустила инструмент для развития и защиты брендов правообладателями - сервис "Бренды". Благодаря ему официальные представители торговых марок смогут подтвердить права на бренд и усилить контроль над представленностью продукции на маркетплейсе.
"Если говорить о защите правообладателей, на Wildberries действует сервис "Цифровой арбитраж". Он позволяет владельцам брендов напрямую связываться с продавцами и проверять документы на товар. Если продавец не может их предоставить, маркетплейс скрывает такие товары с онлайн-витрины. За 2024 г. через сервис было подано 340 тыс. обращений и заблокировано 1 млн карточек", - рассказал представитель пресс-службы Wildberries.
Руководитель группы по взаимодействию с государственными органами Lamoda Александр Перекрест рассказал, что маркетплейс работает с узким кругом проверенных поставщиков и запрашивает полный пакет документов, подтверждающий оригинальность. На этапе приемки на складе проводится выборочная проверка маркировки, этикеток и качества. Он утверждает, что модель работы Lamoda построена так, чтобы на площадке были только подлинные товары.
ComNews также направил запрос в Ozon и "Мегамаркет", но не получил ответа.
По исследованию, проведенному представителями "Общественной потребительской инициативы" (ОПИ), в начале 2023 г., на Wildberries доля нелегальных продавцов самая высокая: по обуви - 47%, парфюму - 66%, воде - 58%. На Ozon те же показатели составили всего 8-13%, на "Яндекс Маркете" - в диапазоне 4-7%. Wildberries с результатами не согласились и указали на слишком маленькую выборку проверенных в рамках исследования продавцов.
Опрошенные ComNews эксперты отметили, что на практике большинство случаев с жалобами действительно связаны с Wildberries. Однако это может означать, на WB представлено больше товаров и продавцов, чем на других маркетплейсах.
Но за прошедшее время разрыв между количеством подделок на Wildberries и Ozon мог сократиться за счет увеличения доли контрафактной продукции на Ozon, считает адвокат, старший юрист практики разрешения споров и банкротства адвокатского бюро DS LAW Екатерина Глазунова.
"Причина высокой доли контрафакта - в недостаточном реагировании маркетплейсов на жалобы как продавцов-правообладателей, так и покупателей товаров, так как им важен объем продаж", - считает Екатерина Глазунова.
При этом данные в 9,6 млн заблокированных товаров не отражает полную картину по количеству контрафакта на маркетплейсах. По словам основатель юридической компании Future Legal Павла Каткова, правообладатели обращаются также в суды, прокуратуру, Роспотребнадзор. Блокировки происходит не только в рамках саморегулирования.
Екатерина Глазунова рассказала случай, когда АО "Невская косметика" обратилась в суд из-за контрафакта на Wildberries. "Как следует из судебных актов по делу, правообладатель неоднократно обращался к маркетплейсу как к информационному посреднику с претензиями, содержащими требования по удалению предложений к продаже контрафактной продукции, реализуемой под товарным знаком "Ушастый нянь". Однако ответчик указанные претензии оставил без удовлетворени", - рассказала Екатерина Глазунова. В конце декабря 2024 г. правообладатель взыскал с Wildberries 2 млн. руб. компенсации.
При этом блокировка карточек не всегда является обоснованной, поскольку обращения к ФАС и к маркетплейсам может являться одной из форм недобросовестной конкуренции со стороны продавцов, объяснил старший юрист юридической компании "Инноправо" Михаил Ялынычев.
Юрист и генеральный директор консалтинговой группы "Рацио" Наталья Голоснова утверждает, что риски купить контрафакт на маркетплейсах стал ниже. В том числе это связано с практиками по взаимодействию маркетплейсов с правообладателями и продавцами. "Для формирования рынка ответственных продавцов и снижение количества контрафактной продукции, данная динамика задает правильный вектор", - считает Наталья Голоснова.
Также существенную роль на снижение контрафакта оказало введение маркировки товаров и обязательной их регистрации в системе "Честный знак" и растущая ответственность маркетплейсов.
Добросовестные практики взаимодействия маркетплейсов с правообладателями и продавцами для предотвращения реализации контрафактной продукции появились в июле 2023 г.
