Бизнес в РФ стал меньше пользоваться бесплатными почтами (Яндекс, Mail, Gmail), отдав предпочтение корпоративной почте на собственном домене. За год количество клиентов в корпоративных почтовых сервисах, предоставляемых хостинг-провайдерами, выросло - например, на Рег.ру зафиксирован рост на 24,4%.
© ComNews
14.08.2025

По данным аналитиков "Рунити" (бренд, объединяющий АО "РСИЦ" ("Руцентр"), ООО "РЕГ.РУ", ООО "СпейсВэб" (SpaceWeb) и др.) и специалистов ООО "Технический центр Интернет (ТЦИ), по состоянию на 1 июля 2025 г. уровень использования почтовых серверов в российских национальных доменных зонах .ru, .рф. и .su за год снизился: в корпоративных сервисах Gmail - на 12%, в Яндексе - на 8% и в Mail - на 1,5%.

В то же время, по данным "Рунити" и ТЦИ, растет спрос на почтовые сервисы хостинг-провайдеров, предлагающих создание уникальной брендированной электронной почты на домене компании. Так, спрос на доменную почту вырос у большинства популярных хостинг-провайдеров, предоставляющих почтовые сервисы. Максимальный прирост произошел в "Рег.ру" - на 24,4%, среди других провайдеров: в Beget - 7% и SpaceWeb - 5%, TimeWeb - 3%.

Согласно исследованию Strategy Partners, до 2030 г. российский рынок email-услуг будет расти в среднем на 19% в год (15% в консервативном сценарии) - росту способствуют расширение подписок и новые возможности сервисов.

Специалисты "Рег.ру" отмечают, что малый и средний бизнес активно переходит на доменную почту, регистрируя до ста ящиков на компанию, а четверть пользователей регулярно использует антиспам-защиту. "Спрос на доменную почту вырос в разы - за год мы подключили в два раза больше услуг, чем ранее. Популярность связана с защитой от спама, отсутствием лимитов на ящики и брендированными адресами, которые повышают доверие клиентов", - объясняет руководитель направления хостинга "Рег.ру" Валентин Бостанов.

"Количество почтовых серверов в национальных российских доменных зонах растет быстрее общего количества активных доменов в Рунете. С каждым днем многие компании все чаще используют доменные имена для цели регистрации электронной почты. Рост количества свободной регистрации доменных имен в зонах .ru, .рф и .su за год достиг 4%, в то время как динамика использования доменов в почтовых сервисах - 5%", - отмечает линейный руководитель отдела аналитики группы "Рунити" Ася Вартазарьян.

Эксперты "Технического центра Интернет" добавили, что стимулом для перехода компаний на доменную почту послужило и то, что часть зарубежных компаний ограничили или заблокировали почтовые сервисы для российских пользователей.

"Корпоративная почта на собственном домене обеспечивает независимость от внешних сервисов и повышает безопасность бизнеса. Она позволяет гибко управлять инфраструктурой: настраивать MX-записи, политики безопасности и резервное копирование. Ключевое преимущество - выбор уровня защиты: от антиспама и антифишинга до шифрования и аутентификации (SPF, DKIM, DMARC, S/MIME). Это усиливает доверие к коммуникациям, снижает риски утечек и повышает отказоустойчивость", - отмечает менеджер проектов "Технического центра Интернет" Никита Новиков.

Как отмечают специалисты "Рунити" и ТЦИ, Microsoft и Google начали вводить первые ограничения для корпоративного сектора в России еще в 2022 г.; кроме того, изменения на рынке электронной почты коснулись и обычных пользователей - с 2025 г. в РФ вступили в силу поправки к ФЗ- №406, в соответствии с которыми новые регистрации на российских сайтах и мобильных приложениях через иностранные сервисы запрещены.

Директор Координационного центра доменов .RU/.РФ (КЦ) Андрей Воробьев сообщил корреспонденту ComNews, что переход бизнеса от бесплатных почтовых сервисов в пользу корпоративных решений КЦ наблюдает уже не первый год. По его словам, этот переход напрямую связан с двумя ключевыми факторами: отказом от зарубежных решений и переносом ИТ-инфраструктуры в российские доменные зоны и усилением контроля за ИТ-безопасностью как среди крупных компаний, так и компаний малого и среднего бизнеса.

"Несмотря на развитие мессенджеров, электронная почта остается базовым каналом деловой коммуникации. И все больше компаний воспринимают ее не как вспомогательный сервис, а как стратегическую часть ИТ-инфраструктуры, которая должна находиться под контролем и быть максимально независимой от внешних бесплатных платформ", - отметил Андрей Воробьев.

Корпоративная почта на собственном домене, по его словам, не только повышает доверие к сообщениям со стороны клиентов и партнеров, но и дает компании возможность выстраивать политику безопасности: подключать защиту от спама, вирусов и фишинга, настраивать двухфакторную аутентификацию, шифрование и резервное копирование.

"Выбор почтовых решений у хостинг-провайдера дает возможность передать техническое администрирование специалистам, сохраняя за компанией полный контроль над перепиской и критичными данными. Такой подход особенно ценен в условиях роста кибератак на российские компании, и я уверен, что спрос на корпоративную почту в ближайшие годы будет только расти", - заключил Андрей Воробьев.

Генеральный директор ООО "Домены.РФ" (Rf.ru) Андрей Савельев считает, что с почтового сервиса Google пользователи уходят из-за опасений возможных санкций. Снижение количества корпоративных пользователей в "Яндексе" может быть обусловлено, по его мнению, введением два года назад платы за использование сервиса, а вот Mail.ru пока остается бесплатным.

"В хостинговых провайдерах почтовых сервисов - в том же "Руцентре", "Рег.ру" - степень защиты от спама меньше, чем у "Яндекса", Google и Mail.ru. Поэтому именно вопрос нежелательных писем может быть главной болью пользователей", - добавил он.

Новости из связанных рубрик