Маркировка входящих вызовов дала сбой

С 1 сентября 2025 г. стала обязательной маркировка исходящих звонков от компаний и индивидуальных предпринимателей. Правительство России выпустило , в котором разъяснило, как оператор связи, с сети связи которого инициируется телефонный вызов, должен передавать информацию об абоненте (то есть бизнесе или ИП), который звонит абоненту мобильной сети.
Эта мера действует уже более трех месяцев, в полной мере она не заработала. Так, одному из корреспондентов ComNews недавно дозвонились представители бизнеса, не подключившие маркировку: Альфа Банк (+7 (909) 952-75-48); Банк Дом.РФ (+7 495 775-00 13); Почта Банк (+7 906 042-56-43, +7 906 043-46-62, +7 963 624-50-86, +7 909 979-24-58, +7 966 005-20-84).
Несмотря на то, что в постановлении правительства №1300 о маркировке звонков явно указана "договорная" основа передачи маркировки вызовов - оно не указывает на возмездность (или безвозмездность) ее передачи. Кроме того, как такового наказания ни для самих юридических лиц, кто не подключил маркировку, ни для операторов, чьими клиентами они являются и с сети которых исходит вызов, - нет. Этот разрыв и породил подмену обязательной "маркировки", на платную, но не обязательную, услугу, которую операторы подвижной связи предлагают как своим абонентам, так и абонентам присоединенных телефонных сетей.
"Согласно ФЗ "О связи", маркировка - это обязанность оператора, с сети которого инициируется вызов. Принятые в рамках борьбы с мошенниками поправки не закрепляют такой обязанности для юрлиц и ИП, следовательно, нет оснований для введения наказания для организаций", - объясняет пресс-служба Минцифры РФ.
Оператором, с сети которого инициируется вызов, может быть, в том числе, фиксированный оператор. Однако не все из них осознают, что конечная ответственность установить маркировку, как оказывается, - на них.
Технический директор ГК "ИВЦ" (оператор фиксированной связи из Нижнего Новгорода) Дмитрий Терентьев понимает постановление №1300 следующим образом: "Документ описывает отношения между конечным пользователем (бизнесом или ИП) и оператором подвижной связи, а операторы местной фиксированной связи - являются вторичной сущностью, которые могут, но не обязаны, чисто технически в интересах абонента пообщаться с операторами подвижной связи и помочь заключить договор".
"Мы этим заниматься не собираемся. Нам это неинтересно. Технической документации и нормативной базы, кроме постановления №1300, нет. Если конечному пользователю нужно обеспечить маркировку вызовов, то он и должен этим заниматься", - заявил Дмитрий Терентьев.
Как сообщил генеральный директор ООО "ТелеСтор" Никита Капитанский, "ТелеСтор" не заключил договора на показ маркировки ни с одним оператором мобильной связи по следующим причинам: "Во-первых, агентская схема крайне трудоемка, при этом риски взаимодействия с клиентами лежат на операторе связи, как и дебиторская задолженность. Во-вторых, тарификация за попытку соединения: попробуйте эту "услугу" продать корпоративному клиенту, который не горит желанием за нее платить больше необходимого. Он спросит:
- За что вы выставили счет за этот звонок?
- За то, что мы попытались показать маркировку?
- Ну и как, удачно?
- Нет.
- Тогда вы мне услугу не оказали. А попытка оказать услугу - это не услуга. Вы же не платите застройщику за то, что он попытался построить дом. Вы платите за дом", - поделился Никита Капитанский.
В частости, речь идет об условиях, на основе которых мобильные операторы маркируют звонки: плата взимается не за дозвон, а за каждое инициирование звонка.
Третья причина, по словам Никиты Капитанского, почему фиксированный оператор не заключает договоры с мобильными операторами, - риски передачи полных данных о клиентах. "Каждый оператор из большой тройки - коммерческая компания, у которой есть отдел продаж для b2b клиентов. И этому отделу продаж ничего не помешает получить этот список и начать предлагать клиентам услуги. И скидку на маркировку заодно", - добавил он.
Генеральный директор АО "Теледисконт" Владимир Ульянов сообщил: "Чтобы исполнить положение №1300, мы разослали абонентам уведомительные письма о необходимости введения маркировки вызовов и попросили прислать, чтобы они хотели видеть на сотовых телефонах клиентов".
По его словам, многие владельцы бизнеса даже не слышали об изменениях законодательстве, многие не понимают, зачем им нужна маркировка, если нет никакой гарантии, что ее увидит абонент, а платить придется за "воздух".
Коммерческая услуга
Чтобы бизнесу или ИП полностью соблюсти требование постановления, маркировка при его звонке должна отображаться у абонентов любого оператора. Но условия подключения услуги по маркировке у всех операторов разные, и не все предлагают ее установить сразу для абонентов всех операторов. Например, если изучить прайс-листы на услуги по маркировке, то увидим: "Билайн" для сторонних клиентов предлагает "Этикетку" только для звонков клиентам "Билайна". А у МТС, например, есть предложение уже для отображения у всех.
Пресс-служба ПАО "МегаФон" сообщила: "Юридические лица и ИП могут заключить договор с одним мобильным оператором связи, который будет передавать маркировку при звонках на сети всех операторов большой четверки. Абоненты фиксированных операторов могут заключить договор на услугу с фиксированным оператором, который имеет соответствующие соглашения с мобильными операторами. Списание платы за маркировку осуществляет тот оператор, с которым у юридического лица заключен договор на оказание этой услуги".
Пресс-служба ООО "Т2 Мобайл" (Т2) сообщила, что считает оправданным договорной характер маркировки, поскольку инициатива потребовала финансирования на развитие инфраструктуры и поддержание баз в актуальном состоянии: "Маркировка в данном случае будет применяться не только на сети Т2, но и на сети "Билайна", "МегаФона", МТС. Через оферту к услуге подключено более 120 тыс. ИНН. Корпоративные клиенты все чаще обращаются за маркировкой, понимая, что указание поставщика товара или услуги воспринимается пользователями лучше, чем "безымянный" звонок. Условия партнерства прорабатываются с каждым заказчиком индивидуально".
Дмитрий Терентьев отметил, что даже если оператор фиксированной связи решит помочь клиентам - бизнесу или ИП - оформить услугу маркировки у операторов, ему придется заключать договор с каждым из них, поскольку условия у всех разные, и единого окна для входа - нет. Количество этих операторов, включая множество виртуальных, по словам Дмитрия Терентьева, составляет около 30.
Никита Капитанский тоже сообщил, что абоненту приходится заключать договор с каждым из операторов (поскольку у большой четверки 90% рынка, то для решения задачи в целом достаточно заключить договора с ними). "При этом большая тройка ("МегаФон", "Билайн", МТС) требуют передать им список всех корпоративных клиентов, список предоставляемых им номеров, заключить агентский договор с ними на продажу их коммерческой услуги (не показа маркировки по положению правительства №1300, а "этикетки" у "Билайна", "визитки" у "МегаФона", "авторизованного вызова" у МТС)", - отметил он.
Никита Капитанский добавил, что у каждого оператора из большой тройки в договоре прописано, что они гарантируют передачу маркировки только на их сеть: "Если хотите на все, надо заключать договора со всеми. При этом стоимость у всех примерно одинаковая - 0,3 руб. именно за попытку показа маркировки".
"Минцифры России прорабатывает с операторами связи механизмы межоператорского взаимодействия при передаче маркировок", - сообщает пресс-служба ведомства.
Владимир Ульянов отметил, что пока нет ясности, сколько договоров надо заключить, чтобы маркировка работала на все сети. "Мы против монетизации "воздуха" и разработали платформу для маркировки, на которой операторы большой четверки могут безвозмездно получать информацию как маркировать звонок посредством API запросов. Уведомили их, ждем официальные ответы", - заявил Владимир Ульянов.
Абоненты фиксированной связи без маркировки не могут дозвониться до клиентов
Известны случаи, что происходит так, что бизнес или ИП, которые являются клиентами небольших фиксированных операторов, не могут дозвониться на мобильный номер. Причина, которую называют фиксированные операторы, - мобильный оператор не пропускает вызов.
"Полагаем, что речь идет о случаях, когда блокируются массовые вызовы. Закон прямо закрепляет, что обзвоны, совершаемые с нарушением требований, не должны пропускаться", - сообщила пресс-служба Минцифры РФ.
Однако, как отмечают фиксированные операторы, проблема касается и обычных звонков.
"Около 10% всех вызовов с фиксированных номеров, которые не являются массовыми рекламными обзвонами или мошенническими вызовами, операторы мобильной связи блокируют", - поделился оценкой ситуации Дмитрий Терентьев. По его словам, эта проблема становится массовой: не только бизнес, но и городские службы, полиция, больницы, являющиеся абонентами операторов фиксированной связи, порой не могут дозвониться до абонента мобильной сети.
Никита Капитанский отметил, что звонки на мобильные номера не проходят в случае, если мобильный оператор решит, что это вызов массовый. Он рассказал о результатах диалога с "Билайном".
- Почему звонок не проходит?
- Наша система проанализировала и решила, что это спам.
- Но клиент звонит по заявкам, которые оставили его пользователи.
- Решение окончательное. Рекомендуем заключить договор на этикетку, чтобы ваши абоненты могли лучше дозваниваться".
"Проблема заключается в том, что не установлены критерии признания вызова массовым. То, что эти критерии не являются известными приводит к такому вот произволу со стороны, в частности, "Билайна", - рассказал Никита Капитанский.
Пресс-служба ПАО "ВымпелКом" ("Билайн") воздержалась от комментариев.
Владимир Ульянов также отметил волнообразное ухудшение качества дозвона до мобильных номеров. "Самые проблемные T2, далее МТС. Более менее обстоят дела с "МегаФоном" и "Билайном", - сообщил он.
Пресс-служба Т2 заявила, что Т2 не блокирует звонки от юридических лиц.
"Мы и еще несколько сотен операторов фиксированной телефонной связи рассчитываем, что регулятор согласует передачу маркировки через единую платформу верификации вызовов (ИС "Антифрод"), т.к. это позволит в полной мере исполнить постановление №1300 и не разрушит рынок телефонной связи. То, что пытаются делать операторы большой тройки, приведет именно к этому", - заявил Никита Капитанский.
Пресс-служба Минцифры в заключение добавила, что широкое распространение маркировки и четкое выполнение требований законодательства юрлицами и ИП приведет к формированию доверия к звонящему и уверенности гражданина в том, что звонок, маркированный как вызов от той или иной организации, исходит от таковой, а не от злоумышленников. "Закон о маркировке нацелен на повышение прозрачности телеком-рынка, борьбу со спамом и мошенничеством, улучшение качества сервиса и спокойствие абонента", - заключила пресс-служба ведомства.
https://www.comnews.ru/content/241669/2025-10-09/2025-w41/1007/mincifry…
