Image By Ajay Suresh On Flickr
С 1 сентября 2025 г. вступает в силу закон, который обязывает маркировать звонки от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП). На прошлой неделе правительство утвердило правила маркировки. Это повлечет дополнительные затраты для бизнеса. А эксперты по кибербезопасности считают, что особого эффекта в борьбе с мошенничеством не будет.
Анна
Швецова
© ComNews
01.09.2025

С 1 сентября 2025 г. операторы связи обязаны передавать информацию о звонящем, если тот является юрлицом или ИП. В пятницу постановление правительства утвердило правила передачи оператором связи, с сети связи которого инициируется телефонный вызов, информации об абоненте, который инициирует звонок. Документ вступил в силу 1 сентября этого года.

Согласно документу, при входящем вызове абонент должен видеть на экране полное или сокращенное наименование компании или указание на статус ИП с инициалами предпринимателя. Также может отображаться коммерческое обозначение, категория вызова в зависимости от основного вида деятельности ("банк", "реклама", "недвижимость" и другое - в правилах Минцифры 38 категорий). Текст должен быть не длиннее 32 символов. Маркировка касается и звонков с телефонов сотрудников, даже если он звонит родственникам или знакомым.

Информация о звонящем передается на основании договора, заключенного с представителем бизнеса, об отображении информации об инициаторе телефонного вызова на пользовательском оборудовании.

Наказания за отсутствие маркировки нет. Но оператор может пометить звонок как "спам". В таком случае предусмотрены штрафы. Для граждан - от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Для должностных лиц - от 20 тыс. до 100 тыс. руб. Для среднего и крупного бизнеса - от 300 тыс. до 1 млн руб. Для малого бизнеса и микропредприятий - от 150 тыс. до 500 тыс. руб.

https://www.comnews.ru/content/240464/2025-08-04/2025-w32/1009/1-sentyabrya-2025-goda-rossii-vstupaet-silu-zakon-o-markirovke-zvonkov-chto-vazhno-znat-biznesu

Оплачивать маркировку должен инициатор звонка, то есть юрлицо или ИП.

ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") предлагает для маркировки звонков сервис "Этикетка". Стоимость за услугу начинается с 0,24 руб. за вызов. Помимо этого "Билайн" совместно с брендом смартфонов Tecno запустил сервис Branded Call, который позволяет отображать на устройствах не только название компании, но и ее логотип. "В дальнейшем мы планируем расширить эту услугу на другие бренды устройств", - сказал представитель пресс-службы оператора ComNews.

ПАО "МегаФон" предлагает сервис "Визитка", который на данный момент стоит 0,5 руб. за показ на номера абонентов МегаФона и Yota, но с 1 октября 2025 г. стоимость снизится до 0,3 руб. за вызов. "Маркировка звонков - это платный сервис, однако для новых клиентов, которые еще не пользуются услугой "Визитка", мы в течение сентября делаем бесплатной маркировку при звонках на номера "МегаФона" и Yota. Кроме того, с октября мы снижаем стоимость услуги на 40% и она составит 30 копеек с НДС за каждый вызов".

Представитель пресс-службы ООО "Т2 Мобайл" (Т2) заявил ComNews, что Т2 прорабатывает условия партнерства с каждым заказчиком индивидуально. "В целом мы поддерживаем договорной характер маркировки, поскольку инициатива потребовала финансирования на развитие инфраструктуры и поддержание баз в актуальном состоянии", - рассказал ComNews представитель пресс-службы Т2.

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) не сообщает на сайте стоимость услуг по маркировке. Однако по данным на октябрь 2024 г., ПАО МТС предоставляет сервис "Авторизованные вызовы", цена которого начинается от 0,29 руб. за вызов. МТС отказался от комментариев.

Инициатива по маркировке звонков - одна из мер в рамках борьбы правительства с мошенничеством. Как утверждает зампредседателя правительства Дмитрий Григоренко, эти меры лишают злоумышленников главного инструмента - анонимности. При этом граждане могут фильтровать нежелательные и опасные звонки.

В 2025 г. Госдума приняла закон, который включает около 30 инициатив по противодействию злоумышленникам. Маркировка звонков - одна из них. Второй пакет мер по противодействию мошенников содержит около 20 инициатив по защите. Его версия опубликована для общественного обсуждения.

Операторы заявили, что новое регулирование поможет в борьбе с преступниками. Представитель пресс-службы Т2 рассказал, что заинтересован в создании прозрачной и безопасной коммуникации с клиентами, особенно на фоне телефонного мошенничества, которое заставляет многих игнорировать звонки с незнакомых номеров. Это подталкивает компании чаще обращаться для маркировки на договорной основе.

Представитель "МегаФона" считает, что маркировка вызовов станет еще одним инструментом в борьбе с телефонным и интернет-мошенничеством. Абоненты сразу будут видеть на экране реальное название компании, потому что маркировка проходит обязательную верификацию у оператора связи. В результате клиенты смогут отличать настоящие звонки от мошеннических и не бояться отвечать на вызовы от проверенных организаций.

Представитель пресс-службы "Билайна" заявил, что маркировка создает дополнительный барьер для мошенников: для легального бизнеса передача данных операторам будет проходить на основе договора, что усложнит мошенникам использование корпоративных номеров в незаконных целях. "Злоумышленники часто маскируются под представителей банков, государственных учреждений или служб доставки. С маркировкой звонков такая маскировка становится сложнее, так как абонент увидит реальное название организации или категорию, которая не соответствует заявленной цели", - рассказал представитель пресс-службы оператора ComNews.

Эксперты сомневаются, что таким образом можно победить телефонное мошенничество. Руководитель отдела технического пресейла ООО "АйТи Таск" (IT Task) Михаил Тимаев считает, что обязательная передача информации об инициаторе звонка усложнит подмену номеров и снизит часть мошеннических схем, но полностью проблему не решит.

Мера не помешает мошенникам регистрировать временные номера на частных или несуществующих лиц, которые не обязаны ничего передавать. На это указал ведущий инженер АО "Корп Софт" (CorpSoft24) Михаил Сергеев. "Кроме того, большинство спамеров звонят не через обычные SIM-карты, а через IP-телефонию, где номера можно регистрировать в огромном количестве автоматически на подставных лиц, нужен лишь скрин паспорта", - объяснил Михаил Сергеев.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин обращает внимание на то, что вряд ли индивидуальные предприниматели массово будут маркировать номера. "Вопросов много. Посмотрим на практике, как это будет работать. Я не думаю, что все будет тихо, гладко и хорошо", - сказал аналитик.

https://www.comnews.ru/content/236005/2024-10-31/2024-w44/1008/servisy-markirovki-zvonkov-stanut-bolee-vostrebovany-u-biznesa

Новости из связанных рубрик