Лицензии на отстрел. Роскомнадзор аннулировал почти тысячу операторских лицензий

5 декабря 2025 г. Роскомнадзор приказом № 1146-рчс отозвал 943 лицензии у нескольких сотен операторов связи. По данным Роскомнадзора на 9 декабря 2025 г., в Реестре лицензий в области связи содержатся данные о 23202 действующих лицензиях (то есть с учетом отозванных 5 декабря 2025 г. их было 24145). Таким образом, Роскомнадзор разом аннулировал 4% всех операторских лицензий в России.
Несмотря на то, что с даты подписания приказа прошло уже пять дней, многие операторы узнали об аннулировании их лицензий от корреспондента ComNews.
Интересно, что надзорное ведомство ссылается в этом приказе сразу на два разных нормативных основания для этого действия. В качестве одного основания Роскомнадзор привел пп. 6 п. 1 ст. З9 закона № 126-ФЗ "О связи": неоказание услуг связи более чем шесть месяцев, в том числе их неоказание с предусмотренного лицензией дня начала оказания таких услуг (на самом деле, об этом гласит пп. 6 п. 2 ст. 39 этого закона).
Но в заголовке перечня аннулированных лицензий Роскомнадзор сослался на иной документ: п. 13 ст. 20 закона № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Эта статья содержит девять случаев прекращения действия лицензии (см. Досье ComNews ниже), однако редакция портала ComNews не смогла найти среди них подходящее основание для произошедшего 5 декабря аннулирования почти тысячи операторских лицензий.
Это первый случай, когда Роскомнадзор массово отозвал лицензии за то, что операторы не начали оказывать услуги в положенный срок. Каждая операторская лицензия содержит три ключевых даты: дату предоставления, срок действия и крайний срок начала предоставления услуг. Обычно надзорное ведомство дает оператору для начала коммерческой работы два года года со дня выдачи лицензии. До сих пор Роскомнадзор закрывал глаза на случаи, когда операторы начинали работу после лицензионного дедлайна.
Например, у ООО "Мой оператор" - совместного предприятия банка ПСБ и "Росатома", которое предоставляет услуги сотовой связи по модели MVNO, крайним днем начала оказания услуг в лицензии было указано 5 октября 2024 г. Однако де-факто "Мой оператор" начал работу лишь год спустя - осенью 2025 г.
https://www.comnews.ru/content/242304/2025-11-13/2025-w46/1007/moy-oper…
Без вины виноватые
Российские операторы связи обязаны ежегодно подавать в Роскомнадзор отчет о своей деятельности до 1 марта года, следующего за отчетным, включая сведения о состоянии сетей. Это следует из п. 15 ст. 46 закона "О связи". Первый массовый "отстрел" лицензий Роскомнадзор предпринял в мае 2025 г. - как раз за неподачу ежегодного отчета о деятельности. Тогда надзорное ведомство (приказом № 413-рчс от 29.05.2025) аннулировало 746 лицензий на услуги связи.
Источник на рынке сообщил корреспонденту ComNews, что 1 марта 2025 г. некоторые компании сами упомянули в отчетах, что больше не оказывают услуги по отдельным лицензиям - и именно эти данные стали для Роскомнадзора отправной точкой к формированию перечня лицензий для аннулирования.
Также источник сообщил, что этот перечень Роскомнадзор "обогатил" данными об операторах, которые не заплатили 2% выручки в резерв универсального обслуживания (с 1 января 2025 г. размер обязательных отчислений в этот резерв увеличился с 1,2% до 2% - прим. ComNews). Как слышал источник, таких компаний оказалось около 1200: до части из них Роскомнадзор достучался, но до многих - нет.
Другой источник ComNews утверждает, что Роскомнадзор обращался за советом о дальнейших действиях в Минцифры, однако министерство устранилось от этой темы - и в итоге надзорное ведомство действовало по своему усмотрению. Как бы то ни было, среди "нарушителей" в числе владельцев 943 отозванных лицензий оказались и те операторы, которые выполнили все нормативные требования.
Исполнительный директор Ассоциации малых операторов связи регионов (АМОР) Иван Галушко рассказал корреспонденту ComNews о случаях с несправедливо отозванными лицензиями: "Знаю случаи, когда ряд операторов (по крайней мере три из этого списка) подтверждали оказание услуг по прекращенным лицензиям, подавая соответствующие отчеты (указывали доход от услуг связи, платили 2% от этого дохода в фонд универсальной услуги, имели документы о вводе в эксплуатацию сети электросвязи, документы по реализации СОРМ), но их лицензии почему-то тоже аннулировали".
Среди компаний, попавших под массовый отзыв операторских лицензий, - московское АО "ЦифраБит", у которого Роскомнадзор аннулировал сразу пять лицензий. Заместитель генерального директора АО "ЦифраБит" Антон Леонов поделился с корреспондентом ComNews недоумением от случившегося: "Исходя из мотивировки принятого решения, оно справедливо только по одной из пяти отозванных лицензий. По остальным были введены узлы связи, подключен СОРМ и оказывались услуги, что было отображено в статистических отчетах оператора". При этом Антон Леонов заметил, что у "ЦифраБита" остались две лицензии, и одну из них Роскомнадзор мог отозвать на законных основаниях – но не сделал этого.
В частности, среди аннулированных у "ЦифроБита" оказалась лицензия на услуги междугородной и международной телефонной связи (№ Л030-00114-77/00081992, выдана 21.06.2021, с датой начала оказания услуг не позднее 21.06.2023). Но Антон Леонов сообщил, что "ЦифраБит" сдал по этой лицензии фрагмент сети и узел связи в Москве, а второй узел уже был готов к сдаче Роскомнадзору.
В подтверждение этих слов Антон Леонов показал документы, в том числе - акт о вводе фрагмента сети электросвязи в эксплуатацию № РЭ-1/25 от 22.05.2025 г. и сформированное на портале заявителей Роскомнадзора уведомление об этом (исх. № 14 от 26.05.2025 г., идентификационный номер 2417175). По его информации, центральный комбинированный узел связи компании "ЦифраБит", выполняющий функции ТМгУС и ТМнУС, расположен по адресу Москва, ул. Бутлерова, д.7 (ММТС-9).
"Предписаний от Роскомнадзора не было, актуальный статус по лицензиям никто не проверил перед подписанием приказа, - сетует заместитель гендиректора АО "ЦифраБит". - Конечно, мы будем жаловаться в контролирующие органы и оспаривать данное решение в суде".
По словам Ивана Галушко, операторы АМОР не пострадали. "В целом, пострадали те лицензиаты, которые не подтверждали оказание услуг связи (в ежеквартальной отчетности в Минцифры России указывали нулевые сведения о доходах от услуг связи по прекращенным лицензиям). Соответственно регулирующий орган пришел к выводу о неоказании услуг связи", - полагает Иван Галушко.
Также он отметил, что ряд операторов (те, кто оказывает услуги связи и подтверждал деятельность соответствующими отчетами) планируют жаловаться на действия Роскомнадзора: обращаться в Минцифры России и судебные органы за защитой своих прав и интересов. "Кто-то считает эту процедуру бесполезной и долгой (быстро жалобы не рассмотрят, суды - тем более) и задумывается о покупке компаний с лицензиями, которые есть на рынке - чтобы не платить госпошлину в 1 млн руб. за каждую новую лицензию", - добавил Иван Галушко.
Кобыле легче
Среди компаний, которые лишились 5 декабря части операторских лицензий, есть и те, которые об этом не сожалеют. Например, Роскомнадзор аннулировал семь лицензий у АО "Северен-Телеком" - петербургской дочерней компании "Ростелекома". В частности, две лицензии - на услуги передачи данных для целей передачи голосовой информации и на услуги передачи данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации - охватывали целых 78 субъектов Федерации (фактически все регионы за пределом Северо-Западного федерального округа). Генеральный директор АО "Северен-Телеком" и директор по работе с корпоративным и государственным сегментами региона "Северо-Запад" ПАО "Ростелеком" Андрей Ковтонюк сообщил корреспонденту ComNews: "Мы не планируем обжаловать отзыв лицензий. Аннулированные лицензии относятся к территориям, на которых компания не предоставляет услуги клиентам".
Правда, еще две аннулированных лицензии "Северен-Телекома" - на услуги местной телефонии и на услуги передачи данных для целей передачи голосовой информации (обе выданы еще в 2016 г.) - охватывают как раз Северо-Запад: Архангельскую, Калининградскую, Мурманскую, Новгородскую, Псковскую области, Ненецкий автономный округ, республики Карелия и Коми.
Лицензии на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации лишилось ООО "Исател", полностью принадлежащее Международной организации космической связи (МОКС) "Интерспутник". Генеральный директор ООО "Исател" Игорь Заболотный пояснил корреспонденту ComNews: "Мы сами отказались от этой лицензии, так как данный вид услуг не предоставляли".
Не видит проблем в отзыве двух лицензий и председатель совета директоров АО "МС-Спецтелеком" Юрий Горшков. Эти разрешительные документа - на телематику и на услуги передачи данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (выданные, соответственно, в 2021 г. и 2022 г.) он назвал неосновными. Действительно, в реестре Роскомназора у "МС-Спецтелекома" активными значатся две ключевых лицензии: на услуги подвижной радиотелефонной связи и услуги передачи данных (за исключением голосовой информации), выданные в 2022-2023 гг.
Трех лицензий - на Нижегородскую область, Краснодарский и Приморский края - Роскомнадзор лишил оператора транкинговой связи "Радиотел Санкт-Петербург", де-факто завершив разгром этой компании с некогда федеральными амбициями. Два десятка лет назад, когда министром связи РФ был Леонид Рейман, эта компания (вместе с аффилированным ООО "Тетрарус") была пролоббирована им на роль федерального оператора профессиональной мобильной радиосвязи стандарта TETRA. Однако лоббистский проект с треском провалился: госзаказчики и корпорации отказались менять ведомственные системы транкинговой связи на услуги коммерческого оператора. На пике расцвета АО "Радиотел Санкт-Петербург" имело 34 лицензии на услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи на разные регионы страны. С учетом отзыва еще трех у компании остались всего две действующих лицензии: на Петербург и Ленобласть, а также Республику Татарстан.
Четыре лицензии на 16 областей Центрального федерального округа, в том числе и на услуги подвижной радиотелефонной связи, Роскомнадзор аннулировал у московского ООО "Беспроводные инфокоммуникационные технологии", которое входит в группу "НИРИТ-СИНВЭЙ". Под раздачу также попали Государственное казенное учреждение Московской области "Московский областной центр информационно-коммуникационных технологий" (ГКУ МО "МОЦ ИКТ"), разом лишившееся четырех лицензий, АО "Крымтехнологии" из Симферополя, ООО "Спецтелеприем" из Москвы, утратившее две лицензии, ООО "Первая крымская строительная компания" (у нее отняты три лицензии) и многие другие компании из разных регионов России.
Есть среди "лишенцев" компании, которые явно и не собирались стать операторами связи. Например, московское ООО "Альфаком" разом лишилось пяти операторских лицензий. Но на сайте компании о ее операторским бизнесе нет ни слова: заявленная сфера деятельности ООО "Альфаком" - виртуализация ИТ-инфраструктуры, разработка и поставка программного обеспечения.
Охота на волков
Некоторые крупные игроки телекоммуникационного рынка уже не первый год призывают к сокращению количества его участников. Так, президент АО "ЭР-Телеком Холдинг" Андрей Кузяев с трибуны правительственного форума "Цифровые решения" 12 ноября 2025 г. открыто заявил: "В России 8931 оператор связи, из них только 59 - крупный бизнес. ИП не может быть оператором связи - они не способны выполнять все регуляторные требования, а у государства нет ресурсов для их контроля".
Андрей Кузяев посетовал, что российская телеком-отрасль потеряла инвестиционную привлекательность. "Маржинальность по чистой прибыли в отрасли в 2015 г. превышала 10,5%, а в 2024 г. опустилась до 4,1%. Кто готов инвестировать в бизнес с доходностью 4% годовых?, - вопрошал глава "ЭР-Телеком Холдинга". - За последние 10 лет закредитованность телекоммуникационной отрасли возросла втрое: с 573 млрд руб. в 2015 г. до более чем 1,6 трлн руб. к 2005 году. Отрасль тяжело больна!".
В сентябре 2025 г. аналитики проекта "Контур.Фокус" сообщили, что за последние три года количество компаний, имеющих лицензию в области связи, стало меньше, а структура игроков изменилась. По данным того исследования, с 1 сентября 2022 г. по 1 сентября 2025 г. количество юрлиц в российском телекоме сократилось с 10653 до 9405 (то есть на 11,72% или на 1248 участников). При этом численность ИП выросла с 1048 до 1104 (на 5,34% или 56 участников). Общее количество участников рынка сократилось с 11701 юрлиц или ИП до 10509 (меньше на 10,19% или 1192 игрока).
По данным онлайн-сервиса BroadbandNow, в США действует 2916 интернет-провайдеров, а агентство IBISWorld указывает, что к началу 2024 г. услуги беспроводной связи (в т.ч. по модели MVNO) в Соединенных Штатах предоставлял 991 оператор. Население Штатов в 2,4 раза больше, чем в РФ.
Досье ComNews
Пункт 13 статьи 20 федерального закона № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Действие лицензии прекращается в следующих случаях:
1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности, а также за исключением реорганизации юридического лица - лицензиата в форме его присоединения к другому юридическому лицу);
4) наличие решения суда об аннулировании лицензии;
5) установление факта представления лицензиатом заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых лицензирующим органом принято решение о предоставлении лицензии или о внесении после проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 9 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;
6) неустранение лицензиатом в период приостановления действия лицензии по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 настоящей статьи, причин, в результате которых проведение периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям либо проведение контрольных (надзорных) мероприятий оказалось невозможным;
7) по истечении срока приостановления действия лицензии по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 настоящей статьи, в отношении лицензиата не была проведена процедура периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям;
8) в случае исключения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации отдельных работ, услуг из состава конкретного лицензируемого вида деятельности, если лицензия предоставлена только в отношении указанных исключаемых работ, услуг;
9) прекращение действия аккредитации филиала иностранного юридического лица.
