Реки реформ не впадают в озера данных, но фитнес-индустрия растет. Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева о технологичности фитнеса

Киселева
президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ)
Пространство физкультуры и спорта страны состоит не только из государственных спортивных школ и спорта высоких достижений, хотя порой это кажется неочевидным из проводимых реформ. О том, как себя ощущает в бурном потоке цифровых волн фитнес-индустрия, которая так созвучна с ФитTех, существует ли запрос в отрасли на технологии, почему государство не понимает, что ему делать с фитнесом и как "зумерские истории" неуклонно подчиняют себе бизнес-динозавров, с читателями ComNews поделилась президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ), омбудсмен физкультуры в России Ольга Киселева.
Новые модели
Что из себя представляет ландшафт фитнес-технологий в России, как развивается индустрия?
Чтоб понять развитие индустрии, я сначала кратко прокомментирую то, какими нас видит государство. Мы, как коммерческая отрасль, очень хорошо умеем считать свои показатели, в отличие от того, как это делает применительно к нам государство.
Аналитика, которая есть у федерального Минспорта относительно нас, не коррелирует ни с какой статистикой и предметной аналитикой нашей ассоциации, регулярно проводящего исследования развития отрасли, частью которой мы являемся.
Недавно вице-премьер Дмитрий Чернышенко озвучил текущую цифру занимающихся спортом у нас в стране на уровне 60,3% от всего населения. Туда, конечно, вошли показатели не только фитнеса, но это очень большая цифра: остальные виды спорта и физической активности столько не наберут. По нашим оценкам, которые опираются на сведения операторов фискальных данных, сейчас в России 5,2% людей, занимающихся коммерческим фитнесом - это 7,4 млн человек.
Официальная статистика завышает цифры занимающихся физкультурой?
Однозначно, да. Если говорить о цифровизации индустрии фитнеса, мы как бизнес без этого жить не можем. Для того чтобы планировать деятельность, нам в организациях как минимум нужны системы CRM. Понятно, что отрасль неоднородна, есть сегменты крупных сетей фитнес-клубов и фитнес-студий, где для обслуживания и аналитики клиентских потоков точно используются CRM, в основном – от 5-7 поставщиков. Конкурентная борьба существует, но тем не менее среди используемых в фитнес- индустрии CRM-систем есть очевидный лидер - 1С (для больших сетей, фитнес- клубов и студий). А вот в микробизнесе, в основном студийном, часть коллег продолжают работать либо на совсем коленочных CRM, типа ListOk, либо вовсе в Excel.
С просветительской целью мы организовываем разные форумы для участников рынка. В фитенс-индустрии есть два явных критерия технологического развития: размер бизнеса (от него напрямую зависит интерес к технологиям) и территориальный (удаленность от центральных районов страны). К примеру, интерес к технологиям на Дальнем Востоке в нашей отрасли существенно ниже, чем в центральной России.
Поэтому Дальнему Востоку мы уделяем повышенное внимание и везем туда, может быть, не самые крутые передовые технологии, но хотя бы стандартные, с которыми можно было бы начать работать.
А как вы думаете, почему так сложилось с территориями?
Когда говорим о технологиях, мы предполагаем все-таки их объективную пользу, а чем дальше от центра, тем сильнее принцип "зачем оно нам надо".
Для чего собственникам фитнес-клубов технологии: для красоты, для отчета или для повышения эффективности бизнеса?
Отсутствие внимания к инновациям - это просто олдовый менталитет, олдскульная история.Им нужны новые решения, но нужна прокачка этой консервативной убежденности. Чем дальше от столицы, тем темпы реформ медленнее.
Возьмем, допустим, Красноярск: очень прокаченный город, Новосибирск тоже, а вот на Дальнем Востоке само развитие фитнес-индустрии отстает на три-четыре года от субъектов, которые западнее. Повышение качества бизнес-управления повлечет и рост объема использования технологий. Как раз недавно на форуме на Дальнем Востоке мы обсуждали разрыв бизнес-парадигмы в России, и в индустрии в целом.
Примерно 3-4 года назад возникла так называемая подписная модель или рекуррентная форма занятия фитнесом. Это похоже на то, как смотреть кино по подписке. Таких операторов, которые предлагают клиенту не авансовую модель оплаты, пока немного. Классический вариант - это когда вы заплатили, условно, за год, и пользуетесь абонементом, расходу внесенные средства. Сейчас появились новые сети, которые рекуррентную модель интегрировали в фитнес-индустрию, они поймали зумерскую волну - плачу здесь и сейчас: историю, на которую очень сильно повлияла пандемия в части глубины планирования, и не только финансового.
Потребитель не готов платить за год вперед, ему гораздо комфортнее в нынешней ситуации платить раз в месяц. Сейчас больше 20% фитнес-рынка в Москве в денежном выражении работает по этой модели, а в России в среднем - около 12%.
Интерес к технологиям на Дальнем Востоке в отрасли фитнеса существенно ниже, чем в центральной части России
Интерес к технологиям на Дальнем Востоке в отрасли фитнеса существенно ниже, чем в центральной части России
Как цифровизация связана с распространением такой модели - она помогает отслеживать статус?
Очевидно, что для операционной работы клуба требуются специалисты, которые обзванивают клиентов, предлагая продлить абонемент и т.п., а рекуррентная модель - это автоматизация и сокращение подобных контактов, уменьшение затрат.
Не заплатил - тебе закрыли вход, у тебя не срабатывает проходка. Люди покупают оптовые абонементы, а могут ходить когда больше, когда меньше, и тех, кому выгодно платить по факту посещения, становится все больше.
Как правило у подобных заведений нет бассейна, но качество услуг, которое они представляют, - на высоком уровне, хорошее оборудование, светлые залы, нормальное кондиционирование, обученный персонал и т.д. Вот почему я привела пример с рекуррентной моделью, там есть возможность выстроить процессинг, там это нужно и работает, а на Дальнем Востоке таких моделей не много, потому что там технологии еще не освоили. И конкуренция не подстегнула трансформацию.
Только сейчас в ДФО начали заходить сети с рекуррентными схемами, которые совершенно по-другому обслуживают клиентов, у которых совершенно другое количество услуг. И местным игрокам точно придется меняться. За этим последует еще одно преимущество - меньше будет серых схем, неучтенных данных. В центральной части России это произошло быстрее, потому что там живее развивались новые модели фитнеса.
Рынок фитнеса растет, но при этом падает маржинальность. Источник: Ассоциация операторов фитнес-индустрии
Рынок фитнеса растет, но при этом падает маржинальность. Источник: Ассоциация операторов фитнес-индустрии
Почему ФитТех не в государственной повестке
Появляется ли интерес у клубов к ИТ-решениям, кроме CRM, программам для спортподготовки, возможно на основе искусственного интеллекта?
CRM для нас не ограничена бухгалтерией, для бизнеса это не только аналитика ситуации. Медленно, но в фитнес-пространство приходит искусственный интеллект, в первую очередь, для замены функций некоторых сотрудников, например, маркетинга. Все что касается генерации текстов, контента - задач, для которых раньше содержали маркетинговый отдел, копирайтеров, дизайнеров. Этот функционал теперь нередко передается нейронным сетям. И кстати, любопытно, что искусственному интеллекту больше достаются задачи от малых студий, нежели чем от крупных фитнес-клубов, потому что у маленьких, как правило, собственник, возглавляет свое учреждение, и он же занимается операционными задачами: и швец, и жнец, и на искусственном интеллекте игрец. И ему гораздо проще и быстрее в чат задать промт для написания текста, чем самому сорок минут с этим возиться.
Какова востребованность приложений для тренировочного процесса?
В этом вопросе непростая ситуация, но мы стараемся двигаться в эту сторону, прежде всего, применяя так называемые умные зеркала. Это роботы, которые направляют вашу траекторию движения при выполнении упражнений. Занимающийся смотрит в такое зеркало, приседает, бегает, а там появляются подсказки, какое у тебя расположение, правильность выполнения упражнений. Нельзя сказать, что это повсеместно используется, мы в начале пути.
Бизнес подтягивает технологию, когда она позволяет либо экономить, либо больше зарабатывать, к каким-либо технологиям виртуальных тренеров собственник подходит в сугубо прикладном значении. Есть готовые тренировочные программы, созданные ИИ, и там, где это может работать, допустим на сайкле, конечно это применимо, потому что экономит фонд оплаты труда и прочие издержки. Поверьте, если есть что оптимизировать и чем, это будет оптимизированно вне зависимости от суеверий.
Когда появилась возможность автоматизировать проход в клуб, еще до закона о биометрии, огромный пласт фитнес-клубов начал использовать биометрические данные для прохода на территорию комплекса. Сейчас этот сервис существенно схлопнулся в связи с законом о биометрии, но тогда это дало возможность минимизировать расходы на администрирование посещений. Мы обсуждали эту тему на правительственном уровне, и в других инстанциях, обосновывали, что когда принималось это решение, жесткие условия нужны были для банков, но не для случаев с посещением спортклуба. Конечно, навстречу нам никто не пошел, исключений не сделали.
Некоторые клубы не предоставляют налоговый вычет, но это не обязательно из вредности или непрозрачности. АОФИ поддерживает и одобряет прозрачность данных. Есть другие причины, по которым бизнес скрывает информацию. Бизнес очень осторожно относится к государству.
Соглашусь, и, пожалуй, не только в отрасли физкультуры.
Мало ли что придет в голову тем, кто считает и собирает информацию. Бизнес привык быть осторожным. К тому же вы видели, как региональные комитеты по спорту собирают аналитику? Это неавтоматизированная история. Иногда это скрин-шот с запросом. Бумажки, таблички, а еще там аббревиатуры у них особенные, которые они не заморачиваются комментировать. И когда нормальный специалист это видит, то у него возникает отторжение. Особенно некогда в эту отчетность приходится вникать сотрудникам небольших клубов и студий.
С одной стороны, доверие бизнеса к государству - это проблема не регионального комитета по спорту и даже не федерального министерства. Это проблема в целом государства.
Второй момент: у комитетов по спорту нет баз данных. Региональные ведомства спрашивают у нас, у ассоциации список организаций, которые работают на их территориях. Считаю, что коммуникация должна выстраиваться на местах.
Можно сказать, что государство как регулятор, и, наверное, не только в спорте, недостаточно качественно формирует модель взаимодействия с рыночными игроками, с бизнесом в части его мотивации включаться в работу по обороту данных. В действительности, функция регулятора, - создавать инструменты, которые будут мотивировать тех, с кем ты работаешь, давать данные, включая инструменты возможной конфиденциальности, презумпции невиновности, когда ты не будешь опасаться, а стоит ли мне что-то им давать, что-то им говорить. Общий вывод такой: власти должны создавать механизмы, стимулирующие обмен данными с ними.
Поверьте, если есть что оптимизировать и чем, это будет оптимизированно вне зависимости от суеверий
Поверьте, если есть что оптимизировать и чем, это будет оптимизированно вне зависимости от суеверий
Отношение к "новой нефти"
Если бы государство создало единое информационное пространство, со стандартами, понятными отрасли от Калининграда до Находки, исключив случаи двойного ввода, ситуация со статистикой улучшалась бы?
Думаю, да - системы клубов подружатся с региональным ГИС, чтобы обмениваться данными по нажатию кнопки. Очевидно, что бизнесу выгодно избегать дополнительных действий по формализованной отчетности, административной нагрузке - для него это рутина. Это будет побуждать бизнес развиваться и самому, когда с ним находятся в технологичном взаимодействии, он будет пытаться соответствовать, но не тогда, когда с ним общаются через скрины и бумаги.
Вот мы упоминали налоговый вычет, часть компаний не подают документы в реестр Минспорта для налогового вычета ровно по этим причинам. Налоговая все равно видит эти операции: и банковский перевод, и договор заключен, по бухгалтерии проведен, средства прозрачны, а вычета нет. Клуб эти 13% налогового вычета, который бы получил клиент, лучше предоставит ему в виде скидки, чем будет связываться с публичным реестром.
Где применяется ИИ для фитнеса:
- Персонализированные планы для тренировок -предложения на основе анализа
- Виртуальный тренер интерактивная тренировка с ИИ-помощником
- Прогнозная аналитика здоровья меры профилактики
- Геймификация соревновательный дух участников
- Рекомендации по питанию
- Носимые устройства точная диагностика процесса и результата тренировки
Как представитель ассоциации довольны ли вы существующим порядком управления данными и аналитикой в отрасли?
Прежде всего, госорганы, в частности налоговая, не раскрывают данные для нас как общественной организации. И даже правительство Москвы нам тоже отказывает в сведениях по отрасли. Если бы эта отчетность была нам доступна, мы пользовались бы более точной аналитикой для разбега и планирования инициатив. С государством нам бы хотелось двустороннего обмена, движения навстречу друг к другу.
Что касается спорта в целом, нам точно было бы интересно посмотреть на то, как развиваются смежные с нами сегменты. Например, все, что касается беговых сообществ, триатлона - это все стыкуется с нами, потому что люди, которые участвуют в триатлоне, они ведь где-то тренируются перед состязанием. А это, скорее всего, наши площадки. Рост этого рынка будет отражаться на росте и нашего. И в целом общий обзор того, что по статистике, по аналитике происходит в каждом из направлений спортивного рынка, какие тренды и какие цифры - нам это однозначно необходимо. Но опираться на ту статистику, которой делится Минспорта РФ, с учетом оценки этой аналитики Счетной палатой, невозможно.
Насколько фитнес-индустрия в России интересна производителям носимых устройств и приложений, является ли она для них потенциально крупным потребителем?
Конечно. Есть колоссальное количество программ, мобильных приложений, считывающих устройств. В отдельных сегментах, скажем, в степе, ребята тренируются, а данные с их часов выводятся на экран для каждого участника. Можно посмотреть, кто в красной, кто в зеленой зоне, кому немножко темп из-за частоты сердечных сокращений уменьшить, кому увеличить.
Я часто вижу решения, часто на этапе стартапа, которым могло бы найтись место в фитнес-индустрии. И мы иногда как ассоциация запускаем их в пространство, чтоб пройти тестирование. Но у меня, к сожалению, нет ни одного успешного кейса за последние четыре года, который бы пошел в тираж.
За это время через нас прошло 20-25 вот таких разработок, но они оказались либо несовершенны, либо не адекватны потребительским запросам. Наверное, единственный успешный пример, который показывает развитие частного digital-подхода - это приложение "Мой фитнес" от ребят, которые выросли из отрасли в свое время (разработчик этого приложения – ООО "Кул" из Владимира). Там соревновательная история - очень востребованная у нас.
Клиенты клуба могут соревноваться между собой, отжиматься, бегать, худеть. В общем разные опции, за которые получают признание достижений или какие-то призы от клуба. Это пример, который очень классно вписывается в фитнес. Но еще раз повторю: приложение "Мой фитнес" выросло изнутри сообщества, из конкретного клуба, а потом его расширили на отрасль в целом. А какие-то внешние предложения пока не очень приживаются.
Это две параллельные вселенные - спорт в государстве, и государство в коммерческом секторе
Это две параллельные вселенные - спорт в государстве, и государство в коммерческом секторе
Активно ли профильные органы власти пытаются с вами взаимодействовать с точки зрения цифровой трансформации не в плане обязательств и каких-то принудительных мер, а поиска полезных для развития инициатив, точек соприкосновения?
Это две параллельные вселенные - спорт в государстве, и государство в коммерческом секторе. Первая наша точка соприкосновения - это ковидный 2020 год. Федеральное Министерство спорта включилось в поддержку отрасли слишком поздно. Мы сами себе помогли, вышли на уровень правительства и убедили включить нас в число максимально пострадавших отраслей.
Это вроде не про цифровизацию в целом, но цифровизация вытекает из этого отношения. Опосредованно взаимодействие по цифровой трансформации такое же.
Мы не можем решить более верхнеуровневые вопросы, поэтому до цифровизации и вовсе дело не доходит. И конечно, можно вспомнить историю про создание единой цифровой платформы в Министерстве спорта, которую они уже лет пять разрабатывают.
Мы уже все с попкорном в ожидании того, когда же это произойдет и как же это нам поможет, будем ли мы интегрированы в большое управление спортом на уровне страны или нет - это ведь выгодно всем: и государству, и жителям, и экономике.
Но эту политику определяете не вы?
Пока ничего не происходит. Я вас ничем не порадую по этой теме.
Но зато вы ответили на заключительный вопрос, готово ли морально фитнес-сообщество, спортклубы к интеграции в единое информационное пространство физкультуры и спорта России, и ваш ответ - готовы.
Всегда готовы! При этом, с одной стороны, нам как коммерческой отрасли важна маржинальность, но мы все равно социально-ориентированные. Те, кто решили вложить деньги в фитнес - это люди с бэкграундом из спорта, живущие им.
Поэтому рентабельность рентабельностью, но нередко случается, что мы удерживаем на плаву какой-нибудь проект из-за его социальной полезности, притом что коммерчески он не обязательно успешен. Но в нем есть кое-что еще, кроме денег.


