Антон
Кураш

Визионер. Баталист. Филантроп.
15.12.2025

Цифровую экономику нового поколения правительство РФ переквалифицировало в экономику данных. Самого описания нацпроекта в привычном виде так и не появилось, но есть разные цифры, бюджеты направления, федеральные проекты. Может быть, и хорошо, что нет письменного документа, зачем он, по сути, нужен? Предыдущие были с текстом, призывами, форсайтами, пророчествами, но как это им и нам помогло?

Один из модных и часто цитируемых тезисов стоит привести для понимания контекста – отрасль, управляемая данными. Мертвые души в спорте, дутая статистика, подгонка данных - все это притча во языцех. Для поддержки такого статус-кво есть много причин: от желания скрыть реальную статистику и получить дополнительное финансирование до вполне открытого молчаливого согласия управляющих не ломать схему, чтобы удерживать тренеров, преподавателей, наставников, которые и так имеют небольшое жалование. Добавляет энтузиазма рисовать цифры генетическая склонность к подгонке отчетности до нужного уровня. В минусе от всего этого - физкультура и спорт, потому что сложившиеся приемы достижения результатов блокируют новые активности и идеи, которые наверняка бы пришли на смену устаревшим принципам работы, если в самой среде это было бы ценно. Но пока нет объективных инструментов контроля, вместо физкультурников нередко считают их тени.

Объективная информация могла бы помочь защититься от Счетной палаты

На данную проблему обратила внимание Счетная палата по результатам контрольного мероприятия проверки эффективности расходования бюджетных средств, направленных в 2023-2025 годах на развитие спортивной инфраструктуры, разработку и содержание государственных информационных ресурсов. Отчет о нем контрольное ведомство опубликовало в ноябре 2025 г. В Приложении 18 к отчету содержатся выводы о расчете показателя систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Счетная палата неоднократно отмечала недостаточную достоверность результатов, определенных на основании только данных 1-ФК (ежегодная форма статистической отчетности "Сведения о физической культуре и спорте"), которые не отражают реального состояния дел в отрасли. Так, анализ достоверности данных о численности занимающихся на основе сравнения данных формы 1-ФК со сведениями из альтернативных источников показал, что данные о доле граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом в 2018-2022 гг, различаются в 2,4-3,5 раза. В поручениях президента Российской Федерации неоднократно указывалось на необходимость совершенствования системы федерального статистического наблюдения посредством современных цифровых решений. Приказом Минспорта России от 4 марта 2021 г. № 134 была утверждена методика расчета целевого показателя доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Однако реализованная в подсистеме "Статистика и аналитика", введенной в эксплуатацию в составе ФГИС "Спорт" в 2022 году, функция сбора и обработки данных для расчета целевого показателя не соответствует Методике № 134 и техническому заданию по источникам данных, периодичности сбора данных, а также алгоритмам расчета промежуточных и итоговых показателей, повторяя алгоритмы обработки данных формы 1-ФК.

Цели цифровизации, - прозрачность, удобство для граждан, возможность собрать статистику, не с потолка взять цифру занимающихся спортом, а из доверенных источников. Цифры должны быть проверяемы.

Александр Костин "Государство детей"

Результатом работы подсистемы ФГИС "Спорт" "Статистика и аналитика" является сбор и расчет данных об ежемесячной доле граждан, занимающихся физкультурой и спортом по каждому субъекту Российской Федерации и суммарного показателя доли занимающихся по России - всего 108 значений показателей в год. Однако доработанная в 2023 году и введенная в эксплуатацию в составе ФГИС "Спорт" подсистема "Статистика и аналитика" предоставляет пользователям ФГИС только одно значение показателя "Доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом" по РФ в целом в расчете за год. Таким образом, результативность работы в рамках создания ФГИС "Спорт" по подсистеме "Статистика и аналитика" имеет нулевой результат.

Фактически в ФГИС "Спорт" функция по сбору и расчету целевого показателя "Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70%" в соответствии с Методикой № 134 не реализована. Кроме того, пункт 87 Плана мероприятий по реализации Стратегии 2030 "Ввод в эксплуатацию подсистем ФГИС "Спорт", обеспечивающих получение достоверного учета лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, их уровня физической подготовки" со сроком IV квартал 2023 года Минспорт России также не выполнил.

Что не так в работе с данными

Аксиома - для точной аналитики и управления нужны чистые и объективные данные. Если их нет, нет и экономики данных. Даже на российском рынке достаточно инструментов, которые могли бы улучшить ситуацию с фейковыми данными. Оцифровка процессов и порядка первичного учета могли бы существенно повлиять на то, чтобы статистика обелялась, помогая принимать более точные решения.

Пример важности синхронизации "чистых" данных приводит президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) Ольга Киселева: "Мы - коммерческая отрасль и очень хорошо умеем считать свои показатели, в отличие от того, как нас считает государство. Та аналитика, которая есть у федерального Минспорта относительно нас, не коррелирует ни с какой статистикой и предметной аналитикой нашей ассоциации, проводящей исследования развития отрасли, частью которой мы являемся".

Ольга Киселева рассказала о проблемах обратной связи от органов власти: "Госорганы, в частности налоговая и правительство Москвы не раскрывают данные для нас как общественной организации. Хотя могли бы пойти навстречу, мы бы пользовались более точной аналитикой для разбега и планирования инициатив. Опираться на ту статистику, которой делится Минспорта РФ, с учетом оценки Счетной палаты, невозможно. С государством нам бы хотелось двустороннего обмена, движения навстречу друг к другу".

Еще одна проблема - недостоверность данных, некорректность показателей. Об этом говорит представитель Федерации гимнастики России Олег Емельянов: "Каждый регион, в частности в подведомственных учреждениях, работает в разных региональных информационных системах. Данные не должны дублироваться, в федерации мы однозначно придерживаемся этого принципа. Обмениваться данными должны системы, но порядок такого взаимодействия, чтобы избежать повторного ввода, не выстроен. Отчеты по форме 5-ФК у государства довольно неплохие получаются. Но когда начинаешь копать глубже и оценивать персонализированный состав участников, выясняется, что один человек занимается в 7-8 секциях одновременно".

Схожее мнение о регламентации статуса спортивных федераций как участников отраслевого обмена информацией на профильной секции в рамках XIII Форума "Россия - спортивная держава" высказал директор департамента проведения спортивных мероприятий Всероссийской федерации легкой атлетики Дмитрий Зорин: "Федерация легкой атлетики готова к обмену данными через СМЭВ, но нас не подключают к этой системе, хотя организация хотела бы передавать в ФГИС "Спорт" результаты соревнований в форме электронных протоколов".

В долгосрочной перспективе выиграет тот, у кого больше данных и кто сможет их оперативно интерпретировать. Когда будет взаимодействие между всеми информационными системами - как государственными, так и коммерческими - мы получим проактивные услуги, цифровые абонементы и возможность адресных коммуникаций с населением и спортсменами.

Виталий Хомич, ГК "Цифровые системы и сервисы"

Прошедшие годы цифровизации также подтвердили уверенность в том, что государственные проекты не всегда нацелены на конечного потребителя. И эти потребители, а иногда это и сами органы власти, вынуждены искать и запускать дополнительные инструменты для нейтрализации рыночных вызовов. Например, в Нижегородской области запущен Единый агрегатор физкультурно-спортивных организаций области. Очевидно, что спрос на интерпретацию информации и принятие решений с помощью отраслевой аналитики есть. И эта потребность не была удовлетворена в ходе работы региона в двух информационных системах: ФГИС "Спорт" и АИС "Мой спорт", на которые в совокупности, если верить открытым источника, потрачено 2,5 млрд руб. частных и государственных вложений. Регион вынужден развивать новые площадки, которые восполняют ему недостатки централизованных ИТ-разработок.

Платформа по работе с большими данными Нижегородской области Платформа по работе с большими данными Нижегородской области

Мировой рынок СпортТеха

По данным, размещенным на аналитической платформе Markets and Markets, ожидается, что мировой рынок спортивных технологий вырастет с $34,25 млрд в 2025 г. до $68,70 млрд к 2030 году, при совокупном годовом темпе роста 14,9% в течение прогнозируемого периода. Ключевыми игроками этого сегмента рынка отчет называет американские фирмы Apple Inc., Alphabet Inc., Cisco Systems Inc., IBM, Garmin Ltd., а также Samsung (Южная Корея), LM Ericsson (Швеция), Catapult (Австралия), (США), Johnson Controls (Ирландия) и Schneider Electric (Франция).

Отдельно дана оценка рынка спортивной аналитики, который стремительно растет: Markets and Markets прогнозирует, что его объем увеличится с $2,29 млрд в 2025 г. до $4,75 млрд к 2030 году, что соответствует среднегодовому темпу роста 15,7%. Основными игроками на рынке спортивной аналитики являются IBM, SAS Institute, Salesforce, Zebra Technologies, EXL, Chyron, GlobalStep и Stats Perform (все - США), а также австралийская Catapult, SAP (Германия) и HCL Technologies (Индия).

Аналитика и статистика всегда применялись в спорте, ИИ сделал аналитику точнее. Разборы матчей, глубокие инсайты - это огромные объемы данных, на обработку которых раньше уходили часы.

Святослав Смирнов, K2Tech

Влияние требований по информационной безопасности

Данные глобальной аналитики показывают, что точная, быстрая аналитика и обработка данных станут не просто драйвером развития инноваций в спорте, но прежде всего - самого спорта, дадут новый импульс для роста достижений и массового охвата. А не наоборот, как сейчас в стране - чем меньше объективных цифровых инструментов, тем выше цифры и уверенней рейтинги.

Эксперты выделяют еще одну проблему, которая все больше сказывается на возможности тотального учета: как ни странно, это ужесточающиеся с каждым годом требования информационной безопасности и обращения с персональными данными. Даже пользовательские обезличенные данные уже не так легко собирать, а тем более обрабатывать.

Это связано не только с регламентацией оборота персональных данных, но еще и с требованиями к взаимодействию различных по форме собственности информационных источников. СМЭВ становится все более закрытым каналом, государственные системы все больше отгорожены средствами защиты и повышенными условиями интеграционного взаимодействия.

Проблематика управления данными не ограничивается только дисциплиной сбора таковых. Кже как минимум четыре года практики отмечают проблему неурегулированного порядка сбора персональной информации у пользователей системы и занимающихся, проще говоря детей и их родителей. Нужно вводить правила и основания для использования и передачи персональных данных в системах физкультуры и спорта. Особенно это актуально для спортивных школ, которые сталкиваются с серьезным сопротивлением родителей, а законодательные условия предоставления фиксированного набора данных при поступлении в спортшколу пока отсутствуют.