Неисповедимы пути клиентоцентричные. Счетка разгромила цифровую трансформацию Минспорта России
Результаты проверки Счетной палаты, оглашенные в ноябре 2025 г., эксперты спортивной отрасли назвали ожидаемыми. Вопросы качества информационного взаимодействия в области спорта постоянно вызывали напряженные дискуссии. Но взаимодействие - это двусторонний процесс, но пока контрольное ведомство ударило по тому концу, за который отвечала федеральная структура, оставив без внимания анализ региональной готовности к интеграционным сценариям. Главный вопрос, на который пока нет официального ответа: что теперь будет с цифровой трансформацией российского спорта?
Факты с признаками причинения ущерба экономическим интересам Российской Федерации
В начале ноября в публичном доступе появился отчет Счетной палаты РФ о результатах контрольного мероприятия "Проверка эффективности расходования бюджетных средств, направленных в 2023-2025 годах на развитие спортивной инфраструктуры, разработку и содержание государственных информационных ресурсов в сфере физической культуры и спорта". В частности, проверка затронула создание, развитие и эксплуатацию государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" (ГИС "ФКиС") и ГИС "Спорт".
Создание ГИС "ФКиС" велось в соответствии с поручением президента Российской Федерации. Минспорта России должно было завершить создание ГИС "ФКиС" к 30 октября 2021 года. Согласно отчету аудиторов, общие расходы в 2021-2024 годах в истекшем периоде 2025 года на создание, развитие и техническую поддержку ГИС "ФКиС" составили 1,1 млрд рублей. Приказом Минспорта России от 31 октября 2022 года ГИС "ФКиС" введена в эксплуатацию. При этом ряд подсистем не функционирует либо их доработка осуществляется до сих пор. Законопроект, направленный на регулирование общественных отношений, связанных с информационным обеспечением области физической культуры и спорта, реализуемым посредством сервисов ГИС "ФКиС", проходит процедуру межведомственного согласования более трех лет, что не позволяет в полной мере реализовать созданный функционал системы.
В апреле 2022 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что ГИС "ФКиС" готова: она тестируется и проходит сертификацию. Система должна была заработать 1 сентября, но в итоге запущена была в октябре 2022 года. Хотя по официальным анонсам пресс-службы Минспорта, запуск ГИС "ФКиС" в промышленную эксплуатацию на платформе "ГосТех", свершился только в начале 2024 года.
В ГИС "ФКиС", по мнению государственных контролеров, отсутствует полная и актуальная информация о существующей спортивной инфраструктуре. Как показала проверка, в информационной системе содержится информация только о 14% общего количества спортивных сооружений в стране. До настоящего времени интеграция региональных информационных систем и ГИС "ФКиС" не завершена, что является одной из основных причин неполноценности источников в этой федеральной информационной системе. Кроме того, внедрение ГИС "ФКиС" не позволило повысить достоверность данных о ключевом показателе в сфере физической культуры и спорта - доле граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Фактически расчет показателя производится, как и ранее, на основании форм статистической отчетности. Счетная палата отметила отсутствие в ГИС "ФКиС" отдельных сведений о спортивных объектах, которые могли быть использованы при планировании создания новых объектов (сведения об объектах, требующих капитального ремонта), а также информировали бы граждан о возможностях уже созданной инфраструктуры (сведения о возможности занятий на объекте людям с ограниченными возможностями).
Кроме того, Счетная палата установила признаки завышения стоимости создания ГИС "ФКиС":
- завышение на сумму 57,7 млн рублей (расчетно) в связи с задвоением в контракте на оказание услуг по технической поддержке ГИС "ФКиС" отдельных работ, выполнение которых предусмотрено контрактом на ее развитие;
- нереалистичные сроки выполнения работ по субподрядному договору на разработку программного обеспечения (1 этап) - не более трех дней при стоимости 41,4 млн рублей
Из шести поручений президента РФ, данных в целях создания и развития единой автоматизированной информационной системы в спортивной отрасли, три не выполнены, а еще три проверяющие обозначили как как "исполненные частично".
Таблица поручений президента России по созданию ГИС "ФКиС" (источник Счетная палата РФ)
|
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № Пр-759 |
||
|
п. 1д-8 |
1. Правительству Российской Федерации: |
2 декабря 2019 г. |
|
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № Пр-1760 |
||
|
п. 2 а-12 |
Правительству Российской Федерации: |
25 декабря 2020 г. |
|
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 7 октября 2021 г. № Пр-1919 |
||
|
п. 4 г |
Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом ранее данных поручений: |
30 марта 2022 г. |
|
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 8 июня 2022 г. № Пр-1005 |
||
|
п.5а |
Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления с учетом ранее данных поручений принять дополнительные меры, предусматривающие: |
30 декабря 2022 г. |
|
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 6 апреля 2024 г. № Пр-676 |
||
|
пп. "д" п. 1 |
Правительству Российской Федерации совместно с автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" при разработке национального проекта "Продолжительная и активная жизнь" предусмотреть мероприятия, направленные на создание на основе отечественных цифровых платформ и мобильных приложений системы мотивации граждан к занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни. |
Доклад – до 1 сентября 2024 г. |
|
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 20 июля 2024 г. № Пр-1365 |
||
|
пп. "к" п. 1 |
Правительству Российской Федерации с учетом ранее данных поручений обеспечить дальнейшее развитие федеральной государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт", предусмотрев совершенствование порядка присвоения спортивных разрядов и званий, услуг по оформлению электронного паспорта спортсмена, формирования и ведения перечня всех объектов спорта, физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих тренерскую и тренерско-преподавательскую деятельность. |
10 сентября 2024 г. |
Что осталось за контуром проверки аудиторов
Потрясшее устои заключение Счетной палаты содержит и сведения о проблемах интеграции ФГИС "Спорт" с региональными информационными системами. На самом деле контрольное ведомство добралось до тех проблем, которые уже за 1-2 года до проверки были на устах у всех, кто хорошо знаком с темой. Но теперь кулуарные перешептывания обрели систематизацию. Региональные спортивные ресурсы должны были выстраивать взаимодействие с ФГИС "Спорт" в соответствие с порядком информационного взаимодействия - документом, который рос, как на дрожжах, добавляя сотни страниц содержания. Это говорит о тщательном описании конфигурации интеграционных сценариев, но явно не идет на пользу фактическому порядку взаимодействия, не позволяет заморозить этот порядок. Участники все время перестраивались на ходу. Кроме того, документ до сих пор не утвержден и так и не приобрел обязательный нормативный характер.
В то же время регионы отмечают отсутствие возможности обратной интеграции (выгрузки данных из ФГИС в АИС "Мой спорт"), подчеркнуто в отчете Счетной палаты, при разработанных API для интеграции с ФГИС более года остается нерешенным вопрос ошибки SSL на уровне адаптера СМЭВ. Вывод неутешительный, но бросается в глаза, что аудиторы, проверяя одну грань процесса, игнорировали другие составляющие. Подробной оценке подверглась работоспособность ФГИС, но не всей совокупности действий участников и процессов информационного взаимодействия. Документ свидетельствует, что интеграция не была выполнена в полном объеме; приводятся показания со стороны владельцев региональных систем, не добившихся успешного контакта с федеральной базой. Несложно догадаться, что в процессе обмена данными участвуют две стороны. Была ли у проверяющих цель разобрать вклад всех участников в общую схему или только выяснить роль ФГИС? Если с законным пристрастием отнестись к выводу "региональные информационные системы не могли", то кажется логичным проверить и сами региональные системы на выполнение требований.
Так, в отчете Счетной палаты сказано, что у Челябинской области отсутствует интеграция и что в рамках развития региональной информсистемы "Спортивный портал Челябинской области" будут запланированы соответствующие работы. Но какое отношение заявленная неспособность области к интеграции и "запланированные работы" имеют к ФГИС "Спорт", в документе не раскрыто. То же самое можно сказать про факт отсутствия технической возможности интеграции АИС "Мой спорт" с ГИС "Спорт" в Республике Карелия: аргументов к провалу этой интеграции именно из-за ФГИС не приведено.
Также проверяющие не стали акцентировать внимание на статусе систем, которые в отчете названы региональными информационными системами (де-факто, они тоже являются государственными). Поскольку только государственным системам можно производить обмен данными через СМЭВ. Но введены ли данные системы в эксплуатацию в регионах в порядке, предусмотренном соответствующим постановлением правительства № 676? Могли ли они претендовать на передачу и прием данных в полной мере и где? Возможно, если бы оценка проводилась с применением этого критерия, количество несостоявшихся интеграций уменьшилось бы на какую-то долю и было бы более объективным.
Но вот как раз там, где система введена в эксплуатацию как государственная, например, Ханты-Мансийском автономном округе (Югра), стоит процитировать обобщенные в заключении проблемы:
- Не утвержден документ "Порядок информационного взаимодействия в области физической культуры и спорта", описывающий процессы взаимодействия с ГИС "Спорт";
- Отсутствует описание ошибочных ситуаций, под одним кодом ошибки может быть множество ошибочных ситуаций;
- Периодически возникают технологические перерывы по приему сведений, о которых предварительно не сообщается, сервисы прекращают отвечать на запросы.
Ваш статус свидетеля может быть повышен
Может сложиться впечатление, что в провале показателей ведомственной цифровой трансформации повинно только федеральное ведомство и никакие другие организации к этому не причастны. В итоговых выводах проверки Счетной палаты иные участники выглядят как будто свидетели фактов нарушений и неисполнений, но кто знает, какие завтра возникнут новые взгляды у контрольных органов и как говорится, статус свидетеля может быть повышен.
Попробуем еще раз разобрать материальную часть. Не существует внятного объяснения того, почему архитектура единого информационного пространства выбрана той, которая сложилась. И которую так легко перемололи федеральные аудиторы. Но главными "аудиторами" являются пользователи всех этих ресурсов: региональные органы власти, спортшколы, тренеры, они же и главные потерпевшие. Они-то могли подсказать и подсказывали, где и почему им сложно и неудобно, но кто к ним прислушивался? Основное уязвимое звено - это наличие дублирующего функционала у ГИС "Спорт" и систем, которыми пользуются регионы и спортивные федерации. Наименее затратно и более оперативно создавалась бы экосистема, если бы регуляторы всех уровней предприняли попытку разделить сферы влияния между федеральными и региональными зонами ответственности. Федеральный ресурс мог быть агрегатором информации, сводной площадкой для единых реестров и регистров, источником общей аналитики. А региональные системы - исходными базами для первичной информации, инструментами оцифровки административных процессов.
Интеграционные сценарии с реестрами и ресурсами других отраслей и ведомств должны были быть регламентированы на верхнем (политическом) всероссийском уровне. Но вопреки законам управления, пожелания в стиле "вы там сами договоритесь" сплавлялись на места. И синергетический эффект вложений в 1,1 млрд руб. государства в ФГИС "Спорт" и 1,5 млрд руб. частных инвестиций в АИС "Мой спорт", не достигнут. К этим суммам стоит добавить расходы на цифровые проекты, сделанные другими отечественными интеграторами. Сумма наверняка получится внушительная; она уже потрачена и могла принести больший аккумулирующий результат. Говоря аллегорически - поделили бы пирог и результат был бы лучше. Но сейчас уже поздно: АИС "Мой спорт" перешла в ведение ФГУП "Национальный аэроклуб имени им. Чкалова", а ФГИС "Спорт" в нокауте, а общественность ожидает, какой новый порт приписки появится и у первой и второй информсистемы - политические тенденции последнего времени не дают усомниться в таком развитии событий.
Александр Костин "Государство детей"
О бедном ГИР ВУ замолвите слово
После начала СВО государство остро ощутило, что все информационные ресурсы о населении, налогоплательщиках и т.д., созданные ранее в годы госпрограмм по электронному правительству, информационному обществу, цифровой экономике, не дают ему исчерпывающих сведений о лицах, подлежащих воинскому учету.
В спешном порядке была сформирована витрина данных с названием Государственный информационный ресурс Воинского учета (ГИР ВУ). В списке видов сведений для интеграции у системы Минспорта РФ появился сервис для передачи данных в эту витрину. Первый раз регионы вскладчину действительно передавали данные через единую точку в федеральном министерстве. Но в середине 2025 года что-то изменилось, и передавать сведения пришлось напрямую в ФНС, но так как никакого взаимодействия "машина с машиной" не было, то региональные ведомства сначала пересобрали все в таблички - где вручную, где через выгрузки, и задались вопросом, как и куда это отправлять. Велосипед изобретать не стали: в годы конференций о господстве алгоритмов ИИ и почти 29 тыс. продуктов в реестре отечественного ПО передачу таблиц в стандартных офисных приложениях решили организовать … через фельдъегерскую почту. Получилось не у всех, потому что спецпочта не везде работала с дисками (или с коробками от них), у кого-то получилось, а кому-то пришлось в итоге воспользоваться надежными услугами Почты России. Технологично, безопасно, проверено веками.
Предлагаем вашему вниманию чат, посвященный процедуре формирования сведений для площадки ГИР ВУ. Вопросы от участников чата реальные и подлинные. Ответы сформулировала нейросеть, используя крылатые выражения российских политиков, за которых в чате отдувается условный админ, тематически подходящие под ответы на комментарии пользователей. Это короткая переписка скажет больше, чем научное исследование.
Крафт или серийка
2026 год будет ознаменован второй попыткой вывода на орбиту цифровой трансформации региональной системы управления физкультурой и спортом - типового отраслевого решения. Почему именно системы управления - потому что, как уже упоминалось в данном обзоре, SportGovTech - это приоритет экономики данных, и что делать с частными организациями и с той частью рынка, которая находится за пределами бюджетных правоотношений в рамках национальных проектов, пока неизвестно. Доступный интернет - одну из популярных наследуемых мер национальных проектов, впрочем, нельзя отрицать как меру воздействия на экономический и социальный рост.
В 2024 году на нескольких форумах были сделаны объявления о том, что государство возьмет на себя централизованную разработку, внедрение и поддержку платформ для цифровой и платформенной экономики по целому ряду отраслей, избавив тем самым регионы от необходимости нести расходы на информационные системы и стараний соответствовать федеральным требованиям. В условиях непрекращающейся импровизации субъектов РФ и муниципалитетов в пространстве реализации общенациональных проектов создание стандарта является безусловно благим делом.
Стандарт для решения был представлен на публичное обозрение осенью 2025 года и принят положительно участниками информационного рынка. "Отраслевой стандарт - это всегда хорошо, так как он задает планку соответствия требованиям цифровизации отрасли, общий каркас для этого. Это позволяет фокусироваться и единым фронтом решать задачи оптимально, прекратить хаотичное развитие региональных систем с одной стороны и с другой, решать задачи предметного значения. Но здесь важно целеполагание: насколько данный стандарт соответствует целям отрасли и как он поможет их достижению", - прокомментировал проект коммерческий директор новосибирской Группы компаний "Цифровые решения и сервисы" Виталий Хомич.
Есть риторический вопрос: а что мешало подобный стандарт принять лет пять назад, возможно сегодня региональные проекты выглядели бы более зрелыми и меньше вызывали вопросы о своем видовом и функциональном разнообразии? Проект стандарта появился именно тогда, когда настало время внедрять типовые отраслевые решения (ТОР). Там не так много отличий от документов, принимавшихся на рубеже 2020-2022 годов. Может даже оказаться, что это не стандарт решения для регионального управления в отрасли, а положение о типовом решении. Чувствуете тонкую разницу?
Исполнительный директор компании "Государство детей" Александр Костин называет подход к внедрению типового решения неправильным, он должен быть более взвешенным и сбалансированным. "Цифровизация в регионах идет по-разному, у кого-то уже есть свои наработки и типовое решение, в том исполнении как его презентуют, встанет не везде.
Также, если говорят, что решение бесплатное, то подтвердите, что и поддержка окажется безвозмездной, или она будет чего-то стоить? Такие вещи надо обговаривать, что называется на берегу. Если это затратно, то через год-два проект в регионах придется менять из-за дороговизны", считает Костин.
Нет пока ответа о правовом статусе документа: будет ли он утвержден официальным нормативным актом и когда? Директор департамента развития сервисов и клиентского опыта Минцифры России Андрей Ульянов на форуме "Россия спортивная держава" в октябре 2025 г. в Самаре объявил новые цели внедрения ТОР в сфере спорта - 70 регионов должны подключиться к нему в 2026 году и уже 80 - в 2027 г.
Известно, что региональные системы создали 13 субъектов РФ:
- Санкт-Петербург
- Москва
- Тульская область
- Ярославская область
- Севастополь
- Пермский край
- Кемеровская область
- Новосибирская область
- Красноярский край
- Тюменская область
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Ханты-Мансийский автономный округ
- Сахалинская область
Каким девяти регионам позволят сохранить региональные системы? И минимум четыре региона из списка должны "пасть" к концу 2027 года. Начиная с 2024 года на разных публичных площадках представители Минспорта и Минцифры обещали, что те регионы, которые будут в состоянии соответствовать стандарту, смогут сохранить или вовсе запустить с нуля свои, региональные информационные системы. Теперь, видимо, этот план подвергся коррекции, к 2028 году вводится условный лимит на зрелые цифровые внедрения не более чем в десяти регионах.
В методике расчета индикаторов, входящих в оценку уровня "цифровой зрелости" отрасли "Физическая культура и спорт", утвержденной протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, как элемент соблюдения качества трансформации упомянута цифровая платформа "Мой спорт" - не ГИС, не РИС, не АИС, а цифровая платформа. В самом документе дано пояснение: "Мой спорт" - цифровая платформа, развитие которой предусмотрено в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Цифровые платформы в отраслях социальной сферы" национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства" на 2025-2030 гг. В буквальном понимании - это платформа, которая развивается (но не создается) в рамках национального проекта "Экономика данных". Будет ли существовать отчетная точка для появления такой цифровой платформы, прежде всего нормативная, когда произойдет ее появление и как это будет оформлено? Как будет оформлен запуск платформы "развивающейся в рамках нацпроекта" и какой орган признает ее таковой, чтобы можно было юридически зафиксировать в индикаторах цифровой зрелости использование правильной платформы и то, что она именно та, которая не "создана", но "развивается" в рамках федерального проекта?
В 2026 году к любым системам, используемым органами государственной власти и подведомственными организациями, будут применяться повышенные меры информационной безопасности. Те ведомства, которые используют системы, ранее не обеспеченные защитой на уровне государственных систем, столкнутся с проблемами.
Важность момента появления цифровой платформы "Мой спорт", позволяющей отчитываться за показатели региональной цифровой трансформации, может быть связана с исполнением Ведомственной программы цифровой трансформации (ВПЦТ) Минцифры РФ на 2025-30 гг.
В ВПЦТ в строке "Обеспечение создания и функционирования отраслевых платформ для предоставления цифровых сервисов и инструментов взаимодействия населения, бизнеса и государства в сфере образования, науки, спорта и управления хозяйствующими функциями субъектов Российской Федерации" уже на 2025 год предусмотрено финансирование в размере 3,4 млрд рублей. На запрос СomNews в Минцифры РФ о том, есть ли в этой сумме финансирование создания проекта именно по направлению "Спорт" в текущем году, ведомство не ответило. По всей видимости, вложения в "платформу, развивающуюся в рамках нацпроекта", начнутся уже в 2026 году, поскольку о каких-либо результатах внедрения в уходящем году публичной информации нет, а если бы она была, то, как минимум на форуме в Самаре в октябре об этом бы объявили.
Есть еще один комментарий к новой методике расчета индикаторов цифровой зрелости в сфере спорта, утвержденной правительственной подкомиссией. Счетная палата негативно оценила подходы Министерства спорта в использовании официальных форм отчетности, назвав их данными, "которые не отражают реальное состояние дел". При этом применение таких форм отчетности допускается для методики расчета индикаторов в регионах. Выглядит достаточно противоречиво.
На рынке утверждают, что заключение контрольного ведомства может стать еще одним аргументом для того, чтобы создание единой информационной системы физкультуры и спорта впредь курировало Минцифры. Известно, что созданием и сопровождением типовых отраслевых решений занимается именно цифровое ведомство. Сложно будет продвигать и поддерживать региональный продукт, не имея возможности влиять на федеральный сегмент. В этом подходе есть и разумное обоснование: он менее подвержен воспроизведению дублирующих функций, различиям в форматах данных и обеспечивает единство сервисов для всех пользователей. Верным ли окажется этот шаг, мы поймем, когда начнут появляться первые результаты.
Виталий Хомич, чья компания "Информационные системы и сервисы" разрабатывает кастомизированные продукты для региональных нужд, оценил перспективы применения коробочных продуктов: "Типовые системы призваны решать стандартные рутинные задачи. Но основа программы — это полнота и качество данных, чтобы это обеспечить, нужно вовлекать в процессы оцифровки спортивных функционеров и участников на всех уровнях, от министерства и муниципалитетов до федераций и спортшкол, а также спортсменов и тренеров, для этого нужны системы, которые будут иметь необходимые функции и инструменты, смогут давать востребованную функциональность, которую типовые усредненные решения не в состоянии предоставить".
Пользователи хотели бы надеяться, что преимущества типовых продуктов не будут искусственно создаваться на фоне жонглирования существующими проблемами. К примеру, в обоснование внедрения стандартных систем можно услышать, что иными практикующими на рынке разработчиками не уделялось внимание интерактивным сервисам, отсутствуют личные кабинеты и т.д. Но это не так. На рынке достаточно решений, создающих электронные профили, личные кабинеты пользователей и сервисы. Такой набор функций есть в приложении Департамента спорта Москвы. И это приложение не единственное.
Онлайн сервисы г. Москва
Онлайн сервисы г. Москва
На удаленных от столицы территориях также заметно развитие прикладных продуктов. В частности, личных кабинетов и цифровых профилей. На Кавказе запущенно приложение Combat-Sport для борьбы, которое с каждым годом набирает все большую популярность и обогащается данными. По состоянию на декабрь 2025 года приложение насчитывало около 40 тысяч уникальных пользователей. Федеральному Министерству цифрового развития только предстоит создать подобный паспорт с таким объемом данных, используя бюджетное финансирование, а в регионах он уже есть и работает.
Скрин-шот личного кабинета в приложении для занимающихся борьбой и участвующих в соревнованиях Combat-Sport
Скрин-шот личного кабинета в приложении для занимающихся борьбой и участвующих в соревнованиях Combat-Sport
Виталий Хомич считает, что в отрасли существует большое количество коммерческих сервисов, закрывающих и превосходящих требования стандарта, но которым не нашлось места в проекте. Стандарт регионального решения, представленный на обозрение специалистов, целится в более узкие возможности, которые в том или ином виде на рынке присутствуют. "Упущением стандарта является отсутствия требований к интеграционному взаимодействию с ГИС Спорт", - отмечает эксперт.
Но в этом и кроется особая магия госрегулирования. Стандарт писали для всех возможных отечественных производителей, но предполагают, что останется работать только те системы, которые станут сегментом ФГИС "Спорт" - а в этом случае избыточно говорить об интеграции, вот ее и забыли.



