27.05.2003

Из нишевого продукта GPS-навигаторы превращаются в массовый. Одновременно активизировались разговоры о регулировании этого рынка.

До недавнего времени в России услугами спутникового позиционирования пользовались в основном организации, состоящие с государством и спецслужбами в достаточно близких отношениях, - авиация, мореплавание, различные силовые ведомства. Конечно, находились энтузиасты и среди частных лиц - но массового рынка GPS-систем в России не было. Уже потому, что не было в свободном доступе детальных электронных карт местности. Без карты из устройства позиционирования можно извлечь только информацию о текущих координатах в градусах широты и долготы, достаточно бесполезную для рядового пользователя.

Массовым продуктом GPS становится, когда появляется карта и текущие координаты автоматически привязываются к местности. Сегодня в России есть производители электронных карт для массового рынка ("Геоцентр-Консалтинг", "Прин"). На базе созданных ими карт Москвы другие фирмы (такие, как Nexo, Race Communications) предлагают услуги для потребителей. Наиболее популярны из них различные формы спутникового мониторинга за подвижными объектами. Например, диспетчерские службы и охранно-поисковые системы. В первом варианте на весь парк автомобилей фирмы (грузоперевозки, таксопарки, курьерские службы и др.) устанавливаются GPS-приемники и средства мобильной радиосвязи. Получая со спутника информацию о текущих координатах, а также скорости и других параметрах автомобиля, управляющий миникомпьютер посылает информацию (обычно через повсеместно распространенные GSM-сети) об объекте в диспетчерский центр, который помимо функций слежения имеет возможности дистанционного управления - как автоматического, так и чисто человеческого. Стоит водителю сойти с рабочего маршрута и заехать ненадолго к теще, как раздается звонок мобильного телефона: "Вася, пора бы уже поработать". Повышение эффективности перевозок бывает довольно значительным.

Другая разновидность системы мониторинга - поисково-охранные комплексы. Здесь все устроено очень похоже, только в роли "диспетчеров" выступают сотрудники компетентных органов - милиция или частные охранные фирмы. Возможности обратной связи позволяют, например, передать тревожный сигнал на мобильный телефон клиента и заблокировать двигатель угнанной машины - или просто отслеживать маршрут угонщиков. Еще одна услуга на базе GPS, набирающая популярность в Москве, - собственно автомобильная навигация. Здесь водитель отслеживает свой маршрут самостоятельно. В автомобиле устанавливается портативный компьютер (КПК), на экране которого в режиме реального времени показывается текущее положение автомобиля на улице и даются графические и голосовые подсказки о времени и месте следующего поворота на пути к точке назначения.

Часто одновременно предлагается услуга "пробки на дорогах". Оперативная информация о загруженности улиц собирается из разных источников (стационарные камеры ДПС, московская служба спасения, Мосгортранс и другие службы). Надо сказать, что подобного рода "путеводители" широко распространены на Западе. Многие автопроизводители на Западе в качестве опции предлагают установленный на машину маршрутный компьютер, в память которого заложена карта всех автодорог Европы. Главное препятствие для широкого распространения услуг GPS в России - отечественная любовь к секретности.

Согласно действующему законодательству на территории Российской Федерации свободно можно определять координаты с точностью не выше 100 м. Данные с точностями от 30 до 100 м проходят под грифом "Для служебного пользования". Точнее 30 м - и вовсе секретно. То же относится и к картографической продукции. Сегодня власти предержащие, похоже, наконец осознали неизбежность распространения GPS в России. Госкомиссия по электросвязи (ГКЭС) рекомендовала разрешить на территории РФ использование без ограничений индивидуальных устройств спутниковой навигации, в том числе встроенных в средства мобильной связи и бортовое оборудование транспортных средств. При этом оговорено, что секретные координаты различных спецобъектов должны охраняться "режимными (организационными) мерами".