17.01.2003

По всем прогнозам интернет-аналитиков, 2003 год станет годом спама (несанкционированной рассылки информации по электронной почте), но к этому не готовы как ИТ-компании, так и сами пользователи. Сейчас появилась отрасль ИТ-индустрии, создающая программы для охраны пользователя от нежелательных писем. Однако вряд ли это ПО сможет полностью решить проблему. Поэтому возникает реальная вероятность того, что мировым производителям программ придется принципиально менять сам стиль электронного почтового обмена. Иначе люди перестанут пользоваться электронной почтой.

По информации компании Jupiter Research, в 2002 году средний американский пользователь сети получил около 2200 нежелательных писем, а к 2007 году это количество возрастет до 3600 писем в год. По данным компании Brightmail, которая занимается именно борьбой со спамом, в декабре 2002 года нежелательных писем стало на 7% больше, чем в ноябре. Более того, доля спама в общем количестве электронных посланий превысила 40%. Причем именно в 2002 году ситуация принципиально изменилась, поскольку в декабре 2001 года спам занимал лишь 8% мирового трафика электронной почты.

Все эти цифры имеют и денежный эквивалент. Материальный ущерб от спама в США, например, оценивается в $8 млрд в год. К сожалению, официальных данных об ущербе от спама в Рунете нет. По оценке российской компании "Лаборатория Касперского", если исходить из оптимистичного предположения, что лишь один миллион наших сограждан получает лишь 10 килобайт спама ежедневно и платит за трафик по минимальным расценкам, то ежегодный ущерб составит не меньше $400 тыс.

Проблема стала настолько острой, что сейчас на рынке стали появляться решения борьбы со спамом. В "Лаборатории Касперского" "Известиям" рассказали, что автоматизированную борьбу со спамом нужно вести на четырех уровнях. На первом уровне содержание электронного письма сравнивается с образцами спама из базы данных, поскольку большинство таких писем сделаны по стандартному образцу. Однако в последнее время спамеры стали сознательно делать ошибки в словах, чтобы обойти антиспамовское ПО. Поэтому вполне возможно, что стандартным спам-письмом будущего станет текст, напоминающий сочинение двоечника на эротическую тему - одним из признаков спама является "порнографичность".

На втором уровне проводится лингвистический анализ для распознавания содержания, чтобы выделить из общего потока письма рекламного или эротического характера. На третьем уровне исключаются письма, содержащие формальные признаки спама - скрытый отправитель или адресат, внешний вид письма, его специфический "запутанный" маршрут. Четвертый этап включает в себя сверку имени отправителя с постоянно обновляемыми черными списками.

Создается впечатление, что борьбой со спамом занимаются не те, кто должен, а именно создатели операционных систем. На "идеологическом" уровне нет средств, позволяющих компьютерной системе понять - является ли письмо спамом. Однако, судя по всему, проблема стоит еще шире - сама структура Интернета такова, что принципиально не позволяет однозначно вычислить отправителя нежелательных писем. Поэтому пользователю как всегда придется надеяться на себя и становиться более осмотрительным и просвещенным. Но это противоречит общей тенденции оглупления Интернета - доля бессмысленного общения в Сети растет и скоро эти письма будет невозможно отличить от обычного спама.