КоммерсантЪ-Екатеринбург
09.11.2005

Вчера президент холдинга "Симфония" Александр Доросинский объявил о планах по развитию сети монобрендовых салонов сотовой связи совместно с производителями сотовых телефонов. По его словам, новое направление бизнеса позволит компании увеличить прибыль. Между тем эксперты считают, что в условиях жесткой конкуренции на рынке мобильного ритейла "Симфония" пытается заинтересовать потребителей новым продуктом. Но это, по их мнению, не лучший способ борьбы за клиента, так как может принести холдингу убытки.

Первый монобрендовый салон в Уральском регионе открылся три года назад в Челябинске. Это был совместный проект корпорации Nokia и челябинского сотового ритейлера "Т1" (в настоящее время работает по франшизе московской компании "Цифроград". - "Ъ"). Однако, по словам господина Доросинского, этот проект оказался неуспешным, так как в то время, в 2002 году, потребителя прежде всего волновала цена телефона, а не его качество, гарантированное вендором (производитель сотовых телефонов).

По мнению маркетологов "Симфонии", в настоящее время ситуация на рынке мобильного ритейла кардинально изменилась - клиентов стали больше интересовать качество и безопасность товара. Поэтому 15 октября нынешнего года руководители холдинга приняли решение запустить "пилотный" проект совместно с производителем сотовых телефонов - корпорацией Nokia. Это первый монобрендовый салон в Екатеринбурге, в котором представлен весь модельный ряд телефонов и дополнительных устройств Nokia. "Проект уже показал, что такие салоны востребованы потребителями. Поэтому с целью увеличения прибыли мы планируем развивать в УрФО сеть монобрендовых салонов вместе с вендорами. Это касается не только Nokia, но и других производителей мобильных телефонов. В настоящее время с ними ведутся переговоры", - рассказал господин Доросинский. В результате некоторые магазины "Симфонии" будут работать под брендом производителя. Правда, количество монобрендовых салонов и сумму инвестиций в проект он назвать отказался, ссылаясь на коммерческую тайну.

Ъ  Холдинг "Симфония" работает на рынке сотовой связи с 2001 года. Компания насчитывает 111 салонов в Свердловской, Тюменской, Челябинской и Курганской областях. "Симфония" является официальным дистрибутором компаний Nokia, VK Mobile и Sagem. По данным опрошенных "Ъ" аналитиков местных сетей салонов сотовой связи, доля компании на уральском рынке мобильного ритейла составляет порядка 17-18%. Для сравнения, доля лидера рынка - компании "Евросеть" - 29%.

Игроки рынка сходятся во мнении, что новый проект "Симфонии" - это попытка диверсифицировать бизнес в условиях жесткой конкуренции. После экспансии на Урал федеральных мобильных ритейлеров объемы продаж региональных компаний сократились практически вдвое. "Если раньше мы наращивали долю на рынке, теперь пытаемся ее хотя бы сохранить", - рассказал директор направления сотовой связи сети магазинов "Эолис" (Екатеринбург) Максим Молодых. По его словам, чтобы выжить на рынке, региональным компаниям необходимо обладать конкурентными преимуществами, в данном случае, это открытие фирменных салонов. Кроме того, отметил господин Молодых, тесно сотрудничая с вендорами, "Симфония" получит финансовую поддержку - маркетинговые бонусы. А директор по маркетингу и развитию бизнеса группы компаний DIVIZION (Москва) Михаил Дмитриев добавил: ""Симфония" имеет большой опыт в построении собственной сети, и, скорее всего, данный проект станет успешным".

Эксперты мнения ритейлеров не разделяют. Аналитик ИК "Атон" Елена Баженова считает, что открытие монобрендовых салонов - не лучший способ борьбы с конкурентами. "Фирменные салоны поддерживают имидж вендоров, но не рентабельны для сотовых ритейлеров. Практика показывает, что при продаже товаров одного производителя число потенциальных клиентов сокращается втрое", - объяснила она. А аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Александр Казбеги заметил, что региональным игрокам вместо того, чтобы внедрять новые продукты, следует искать инвесторов. "Локальным компаниям не выдержать конкуренции с федеральными игроками. Поэтому для регионалов самое оптимальное решение - продать свой бизнес", - считает он. По мнению эксперта Казбеги, в ближайшие два года на российском рынке сотового ритейла останутся работать не более 3-4 крупных игроков.

Татьяна Шушакова