Олег Сальманов, Игорь Цуканов, Ведомости
19.11.2008

Интернет-подразделение медиахолдинга Time Warner - компания AOL (сокращение от America OnLine) зарегистрировала товарный знак в России. Об этом говорится в базе данных Роспатента. Товарный знак AOL зарегистрирован 14 ноября, правообладателем выступает АОЛ ЛЛК, зарегистрированная в американском штате Вирджиния, а российским представителем компании выступило агентство "Интэлс".

По данным Роспатента, товарный знак распространяется, в частности, на коммуникационное программное обеспечение, на услуги доступа к компьютерным сетям, а также на предоставление информации через механизм поиска данных в интернете.

Заявка на регистрацию товарного знака AOL была подана в Роспатент еще в июне 2006 г. Управляющий партнер юридической фирмы "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов предполагает, что столь долгий срок ее рассмотрения может объясняться тем, что речь идет о международном бренде. Впрочем, он не исключает, что AOL попросту не слишком спешила с регистрацией. Представитель AOL пообещал вчера ответить на запрос "Ведомостей", но к моменту сдачи газеты не сделал этого. Представитель "Интэлс" не смог прокомментировать ситуацию.

Обычно западные компании регистрируют в России товарные знаки, либо если у них имеются планы выхода на местный рынок, либо во избежание захвата этих брендов посторонними структурами, констатирует управляющий партнер юридической фирмы "Городисский и партнеры" Валерий Медведев. Регистрация товарного знака может быть признаком того, что компания собирается оказывать какой-то сервис в России, согласен Добронравов.

Но ни один из опрошенных "Ведомостями" представителей крупных российских интернет-компаний не слышал о планах AOL по выходу на российский рынок. Rambler Media, чье рекламное агентство "Index20" в течение трех лет являлось эксклюзивным продавцом рекламы в российской версии принадлежащего AOL интернет-мессенджера ICQ, и поныне сохраняет партнерские отношения с AOL, говорит коммерческий директор Rambler Анна Знаменская. "У нас контракт на дистрибуцию, маркетинг и продажу ICQ в России", - напоминает она.

В июльском рейтинге поисковых систем США, составленном исследовательской компанией ComScore, AOL занимала пятое место (4,2% всех поисковых запросов в США). Лидер рейтинга - Google, обрабатывающая 61,9% поисковых запросов в США, обзавелась российским офисом еще в начале 2006 г. Летом этого года российское представительство собирался открыть и второй в списке ComScore интернет-поисковик - Yahoo!. Правда, с началом кризиса компания заморозила планы выхода в Россию.

Статистика

27 место занимает портал AOL среди всех сайтов мира по посещаемости

30 место в России по посещаемости занимает сайт icq.com, принадлежащий подконтрольной AOL компании ICQ
источник: Alexa.com

Регистрация в России зарубежного товарного знака не обязательно означает скорый выход компании на российский рынок. Например, в 2001 г. права на товарные знаки в России зарегистрировал крупнейший в мире ритейлер Wal-Mart. В частности, Роспатент зарегистрировал бренды Wal-Mart и Sam's Club, всего за Wal-Mart Stores Inc. в России закреплены права на 42 товарных знака, в том числе кириллические "Уолмарт", "Валмарт", "Волмарт". Тем не менее магазинов Wal-Mart в России нет до сих пор.
 
AOL - интернет-компания. Зарегистрирована в Нью-Йорке. Владеет обширной сетью интернет-сайтов и сервисов, среднее количество уникальных посетителей в США за III квартал 2008 г. - 110 млн человек в месяц (данные comScore Media Metrix). Помимо США работает в 38 странах. Акционер - Time Warner. Финансовые показатели (9 месяцев 2008 г.): Выручка - $3,197 млрд, OIBDA - $1,153 млрд, Операционная прибыль - $782 млн.