Инна Ерохина, Анна Балашова, КоммерсантЪ
05.03.2010

Сотовые операторы осваивают новые методы борьбы с неактивными абонентами. "Московская сотовая связь" (столичная "дочка" "Скай Линка") пытается взыскать многотысячные штрафы со своих клиентов, которые перестали пользоваться связью, но при этом не расторгли соглашение с оператором. Сотовые компании и сейчас списывают деньги со счетов абонентов, но, как правило, исключительно до достижения нулевого баланса.

В распоряжении "Ъ" оказалось несколько коллективных жалоб абонентов МСС в Генпрокуратуру, администрацию президента РФ и Роскомнадзор. В документах говорится, что в адрес абонентов МСС, заключивших договоры в период с 2008 года, поступают телефонные звонки и письма с угрозами (внесение данных в "Бюро кредитных историй", ограничение права выезда за границу) от коллекторского агентства ООО "М.Б.А, Финансы". Коллекторы требуют погасить задолженность за услуги связи перед МСС, а также возместить расходы за издержки по взысканию долгов. "Рассылка писем носит массовый характер и затрагивает права нескольких тысяч граждан,- заявил "Ъ" лидер инициативной группы Иван Глазков.- Лично моя "задолженность" составляет 11,8 тыс. руб., из которых 4,9 тыс. руб. приходится на услуги коллекторов".

Согласно договору, после того как на счете абонента закончились деньги, МСС еще в течение двух месяцев списывала 80% абонентской платы, а потом расторгала договор в одностороннем порядке. Причем в течение этого времени никто не уведомлял абонентов о растущей задолженности, утверждает господин Глазков. По его словам, ни в основном договоре, ни в приложении к нему ничего не сказано о том, что оператор имеет право на такие действия и уж тем более имеет право разглашать персональные данные без согласия абонента третьим лицам, в данном случае коллекторам.

"Действия компании правомерны и соответствуют законодательству",- настаивает директор по связям с общественностью "Скай Линка" Ольга Пестерева. С января 2007 года всеми тарифными планами оператора предусмотрено начисление в течение 60 дней платы за резервирование абонентского номера при возникновении задолженности абонента. Со стороны МСС оповещение абонентов об изменениях было опубликовано в СМИ (в газете "Газета" от 20 ноября 2007 года), рассылалось через SMS-уведомления и было размещено на официальном сайте, утверждают в "Скай Линке".

Госпожа Пестерева подтверждает, что в связи с ростом абонентской задолженности в 2009 году (ее размер не раскрывается) компания обратилась в коллекторское агентство. В агентстве "М.Б.А, Финансы" не ответили на письменный запрос "Ъ".

Практика привлечения коллекторских агентств для взыскания задолженности за услуги связи опробована операторами еще несколько лет назад. "Коллекторам передают долги системы post-paid (абонент сначала пользуется услугами, а затем оплачивает счет.- "Ъ") абонентов, если те после нескольких предупреждений со стороны оператора отказываются оплачивать счета за связь, выставленные по итогам месяца",- говорит пресс-секретарь "Вымпелкома" Ксения Корнеева. На post-paid оператора приходится около 3% его абонентской базы, указывает она.

МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" уверяют, что, если абонент не пользуется услугами оператора в течение нескольких месяцев, после этого с его счета списывается так называемая плата за неактивность, но только до достижения нулевого баланса.

Адвокат юридической компании "Юков, Хренов и партнеры" Алина Топорнина говорит, что списания "в минус" законны, если это было предусмотрено договором и он действовал на момент списания. "В случае со "Скай Линком" необходимо смотреть, корректно ли компания внесла соответствующие изменения в договор, предусматривал ли он изначально возможность одностороннего изменения, уведомил ли оператор должным образом абонента",- поясняет госпожа Топорнина.


Комментарии :
    У неправильных пчел и соты неправильные Вася Пупкин 09.03.10 12:52
    Введя плату за "резервирование номера" отдельные личности в маркетинге показали свое антирыночные мышление. О рисках они, естественно, и не думали, главное для них - проявлять инициативу, генерить идеи, выполнять планы по выручке. Что еще можно ждать от сотрудников компании, которая является разменной картой в игре госчиновников и крупных бизнесменов. Удивляют клиенты данной конторы, которые слышат от знакомых, из прессы, блогов о ее непрофессионализме и выкрутасах с абонентами, но с упорством продолжают говорить, что у них все в порядке (думая, что умнее и счастливее других), пока им не позвнят коллекторы P.S.Взимать плату можно только за услуги, товары или работы согласно ГК РФ. Является ли "резервирование номера" услугой/работой, в чем именно она заключается (потребительские свойства, параметры предоставления), есть ли у МСС расчеты затрат на "резервирование номера" и их документальное подтверждение, это и может стать темой для обсуждения в суде. Если оператор не докажет, что "резервирование номера" - услуга, то вопросы должны возникнуть и у налоговой инспеции.Теоретически затраты на "резервирование номера" можно подтвердить лицензионными отчислениями за серверное ПО и тех.обслуживание, например, коммутаторов, rnc и пр., если оператор платит за молчунов. Также МСС может привести в качестве доказательной базы ФОТ отдела по возврату дебиторской задолженности, если таковой имеется (правда дебиторка образовалась у абонентов стараниями оператора).Но "резервирование номера" на выделенную услугу все равно не потянет. У любого оператора есть "отстойник" номеров, при желании, любой абонент может вытянуть из него "отобранный" номер, например, написав соответствующее заявление. Пользователям модемов все равно, какой у них номер.