ДАНИЛА ШЕПОВАЛЬНИКОВ,
обозреватель журнала "Стандарт"
© ComNews
11.08.2009


Данила Шеповальников: "Являясь заложником собственных финансовых планов, Yota не стесняется использовать смелые маркетинговые приемы для того, чтобы раскочегарить рынок"
Данила Шеповальников: "Являясь заложником собственных финансовых планов, Yota не стесняется использовать смелые маркетинговые приемы для того, чтобы раскочегарить рынок"

Самый инновационный российский оператор беспроводной связи стремится быть изобретательным во всем. Являясь заложником собственных финансовых планов, Yota не стесняется использовать смелые маркетинговые приемы для того, чтобы раскочегарить рынок. Возможно, именно благодаря этому компании удастся с достоинством выйти из сложной ситуации, в которой она оказалась из-за резкой смены настроения ее инвесторов.

Каждый новый абонент, подключившийся к Yota, должен пройти регистрацию и активацию аккаунта на сайте. В ходе этой процедуры помимо имени, фамилии, а также адреса электронной почты хитрая Yota спрашивает у пользователя номер его мобильного телефона. Причем если все поля анкеты можно заполнить произвольно (чем я и воспользовался, зарегистрировавшись под звучным именем Хулио Иглесиас), то номер необходимо указать точно, поскольку он проверяется при помощи подтверждения SMS-кода. Сделано это якобы не корысти ради, а только для удобства пользователей. При внесении абонентской платы за доступ к Yota через терминалы не нужно запоминать многозначный номер договора - достаточно указать мобильный телефон, чтобы деньги попали по назначению. Однако я сразу заподозрил в этом подвох и не ошибся.

Недавно Yota индивидуально прозвонила каждого зарегистрированного абонента, который по каким-либо причинам не платит за доступ к WiMAX-сети. К числу злостных неплательщиков отношусь и я. После ответа на вызов с неизвестного номера я услышал в трубке мелодичный голос девушки, который возвестил: "Добрый день, вам звонят из компании Yota. Хулио, вы не пользуетесь нашими услугами, нам бы хотелось поговорить с вами об этом". От такого вступления я, честно говоря, опешил. И лишь сообразив, что к чему, чуть было не вспугнул девушку внезапным порывом радости.

Я был уверен, что дальнейшее общение будет строиться по всем известной схеме телефонного программирования, которую активно используют банки, распространяющие среди клиентов кредитные карты. Их операторы могут по нескольку раз в неделю доставать назойливыми звонками с заученными наизусть рассказами о том, какие преимущества дает их карта и почему я должен срочно воспользоваться ею. Ничего кроме приступов ненависти такое усердие не вызывает.

Однако с Yota все вышло иначе. Прозвонившая меня девушка тактично осведомилась о причинах, по которым я не пользуюсь услугами оператора. Она терпеливо выслушала ворчливые излияния по поводу качества связи, зоны покрытия, дороговизны тарифов и абонентских устройств, ни разу не перебив, после чего ответила на мои вопросы, дала несколько дельных советов по поводу использования сервисов Yota и даже проинформировала о ближайших планах компании. Ранее ни с чем подобным мне сталкиваться не приходилось. Абоненты вообще не избалованы вниманием со стороны связистов. Невозможно себе представить, чтобы, скажем, кто-то из операторов "большой тройки" стал звонить простым смертным, переставшим платить за услуги мобильной связи, дабы разобраться в мотивах их поступков. Заморозить "симку", да и дело с концом. Поэтому, несмотря на очевидные корыстные цели, трогательный звонок Yota вызвал исключительно положительные эмоции.

Есть мнение, что эта акция, призванная растормошить потенциальных плательщиков Yota, обусловлена вынужденной необходимостью. Денис Свердлов, генеральный директор ООО "Скартел", не раз отмечал, что срок окупаемости проекта составляет 4-5 лет и компания строго придерживается намеченного плана. Однако, по данным источника, близкого к "Скартелу", инвесторы 4G-оператора потребовали от него ускорения возврата вложений. Суммарные инвестиции в развитие WiMAX-сетей Yota до конца 2009 г. составят $470 млн, из которых $300 млн были освоены в 2008 г. Сумеет ли оператор вернуть их в назначенный срок?

Для журналиста делового издания нет занятия более увлекательного и животрепещущего, чем подсчет чужих денег. Что нам известно о Yota? Последний раз оператор публично вскрывал карты 4 июня, в ходе мероприятия, посвященного официальному коммерческому запуску сети. На тот момент совокупное количество зарегистрированных абонентов Yota составляло 80 тыс. При этом лишь 32 тыс. из них внесли абонентскую плату за первый месяц обслуживания. В июне Yota ежедневно подключала 1300 новых пользователей. Если предположить, что темп прироста абонентов сохранился, то на сегодняшний день у Yota должно быть никак не менее 127 тыс. пользователей. Основная масса абонентов подключена на тариф "Yota мини" с абонентской платой 900 руб./мес. Отталкиваясь от цифры 32 тыс. коммерческих абонентов в июне, можно с учетом известного темпа их прироста рассчитать ориентировочный ежемесячный доход оператора для каждого последующего месяца. В результате нехитрых математических вычислений получаем, что к концу года сеть Yota сможет заработать около 1 млрд руб., или примерно $31 млн. То есть, чтобы окупить проект за оставшиеся 3 года, оператору необходимо будет поднять в сумме $439 млн, или по $146 млн в год.

Понятно, что эти расчеты притянуты за уши и позволяют оценить лишь порядок цифр. Но очевидно, что задача перед "Скартелом" стоит непростая и решить ее можно только при условии сохранении темпов роста абонентской базы на протяжении ближайших нескольких лет. В этой ситуации тактичность и внимательность по отношению к клиенту, несомненно, помогут оператору. Даже если они будут чуточку навязчивыми. 

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты

Комментарии :
    Учите матчасть мимо проходил e-mail: 1@da.com11.08.09 09:02
    Данила,Вашими бы устами, да мед пить К сожалению, отбивать Скартелу инвестиции придется значительно дольше.Почему ?Потому как 470 млн - это ТОЛЬКО ИНВЕСТИЦИИ в оборудование, софт, инфраструктуру и прочая.Которые естесственно надо каким-то образом возвращать инвесторам.Но помимо этого есть операционые затраты. Это зарплата пермсонала, взаиморасчеты за трафик, арендная плата за инфраструктуру, отчисления вледльцам контента, плата за лицензии биллинга и много еще чего.Не являясь инсайдером, предположим, что эти операционные затраты составляют 50% от ARPU.А исходя из Ваших данных ARPU чуть больше 900 руб/мес. Ну вот и получается, что на возврат инвестиций остается всего половина ARPU.Так что речь идет не о пяти годах, а большем сроке окупаемости проекта.Поэтому у инвесторов и соответствующая реакция.Видимо когда рисовали бизнес-план, предполагалось махнут шашкой и подключить к сети сразу полПитера и полМосквы. Но, увы и ах. Раз контактный центр начал заниматься злостными неплательщиками - дело отдает авиационным нефтепродуктом.Кроме того, внесу еще одну поправочку в Ваши расчеты. Если в июне подключалось в среднем 1300 абонентов в день - это абсолютно не значит, что такое же количество подключалось и в июле-августе - традиционно мертвых месяцах в телекоммуникациях.

    RE: Учите матчасть Данила Шеповальников 11.08.09 10:32
    Так ведь, уважаемый мимо, никто и не писал, что успеют, что отобьют в срок. Цифры говорят сами за себя, пусть даже и такие примерные. И про операционные затраты - это Вы очень точно подметили. Одна надежда - на абонентов.

    RE: RE: Учите матчасть Папазол 11.08.09 16:25
    Однако подключенный абонент не всегда активный абонент. Вот, например, как в Вашем случае.То есть 1300 в месяц нужно еще делить на число Пи. Ну или, в оптимистичном варианте, на число Е.Проникновение дешевого ШПД в Москве и Питере очень велико, а людей, которым действительно нужен _мобильный_ интернет, не такое уж и большое.

    RE: RE: RE: Учите матчасть Данила Шеповальников 11.08.09 16:41
    Все верно.Подключенный - не значит активный.Но даже если поставить между ними знак равенства, даже если не учитывать операционные затраты, даже со всеми оговорками и погрешностями - непонятно, как Yota собирается вернуть инвестиции в запланированный срок. С другой стороны руки сложа не сидят, работают, абонентов тормошат, регионы осваивают. Так что я бы воздержался от чрезмерно критических оценок.

    RE: RE: RE: RE: Учите матчасть мимо проходил e-mail: 3@da.com11.08.09 17:12
    "Инетересно как yota будет возвращать инвестиции"Долго и упорно - оптимистический сценарий.Не отдаст совсем и будет закрыта - пессимистически сценарий.Практика показывает, что процесс "разведения кроликов" в нашей стране отлажен. Под кроиками имеются в виду инвесторы (олигархи). А их "разведено" за последние год-два на ниве телекома немало.Вспомним г-на Меламеда и его "Эффортел". Вспомним "СуммуТелеком".Зарабатывай деньги на том, в чем компетентен. Это я олигархам. Так нет ведь. Тянет за якобы "легкой" наживой по примеру Евтушенкова и Фридмана. Вот под эту дудку этих олигархов и разводят как кроликов на бабло.Аналогично и с мобильным Ваймаксом получается. Пришли к таким инвесторам молодые ребята во главе с Денисом Свердловым и предложили "тему" (на тот момент кризисом еще не пахло). Олигархи почесали репку и сказали: "Прикольно. Утрем нос Большой тройке и прочим интернет-провайдерам. Вот ВАм 470 млн бабла. Делайте."И ребята погнали.Вот только один нюанс.Вы задавали себе вопрос: Если это такая перспективная техгнология, почему ее не развивают БИ, МТС и МЕГА ? Там тупые работают, что не разглядели перспективного золотого дождя при минимуме вложений или есть иной тайный смысл в их действиях? А может они разглядели это как промежуточный этап в развитии мобильного широкополосного доступа не требующий пристального внимания, так как на подходе не 4-G, а 5-G с интервалом год-два и 4-ку можно пропустить?Собственно в моих вопросах и ответ о перспекиве Yota со инвесторами.

    RE: RE: RE: RE: RE: Учите матчасть провайдер 11.08.09 18:13
    Хотел длинно написать, но заленился. Поэтому коротко.Вы в самом деле думаете, что Вымпела и иже с ними на данном этапе своего развития способны к рисковым инновациям? Им бы со своими текущими проектами разобраться. Вымпелам еще ГТ будут пару лет переваривать с периодическими приступами диареи и изжоги. МТСу Комстар корячится в ближайшей перспективе. И тем, и другим предстоит заниматься по большей части закрытием разного рода унаследованных из "хороших" времен проектов и восстановлением операционной эффективности.А у Йоты хороший старт. Окупятся или нет - вопрос, конечно, на который сейчас никто не рискнет ответить определенно. Но на "электроком" с "суммой" пока не похоже.

    RE: RE: RE: RE: RE: RE: Учите матчасть мимо проходил e-mail: 4@da.com12.08.09 09:52
    Под "рискованными инновациями" мы понимаем вход на рынок ШПД в рамках 4-G или что-то еще ?У Вас получается смесь котлет и известных летающих насекомых.Вы смешиваете стратегию технического развития компании (можно читать как развите услуг) со стратегией организационного развития (покупка и слияние).Причем, на этапе начала работы Скартела, как минимум две компании из большой тройки (МТС и Мега) не были обременены слиянием с Комстаром и Синтеррой.Кроме того, не забываем о том, что вся большая тройка нервно перебирает копытами и не строит сети 3-G из-за того, что необходимо долго и нудно расчищать частоты. А под 4-G таких проблем с частотами нет.Также обратите внимание на то, что девайсов под WiMAX не так уж и много. Можно по палцам пересчитать. Да и те кастомизированы под Yota. Это отнести к недальновидности ASUS, HTC, Samsung и иже с ними или где ...?Оборудование для сетей WiMAX тоже делают только отдельные индивидумы типа Samsung. Nokia, Ericsson, NEC, Alcatel и остальные монстры нервно курят в сторонке так как тоже не разглядели преимуществ ?Сомневаюсь что они гробят здоровье никотином.IMHO проект Yota чем-то подобен проекту SkyLink, заполняющими узкую нишу рынка на промежуточном этапе развития стандартов и сетевой конвергенции. Fast food - short live.

    RE: RE: RE: RE: RE: RE: RE: Учите матчасть провайдер 12.08.09 12:39
    Я хочу сказать, что ни один из сотовой тройки к инновациям не способен. Тем более на чужом для них рынке, каким является ШПД, как бы кто не утверждал обратное.Ни про какие стратегии технического развития я не говорю, это малоинтересно. Я говорю, что в условиях сильно ограниченных ресурсов тройке не до йот с ваймаксами, им бы с базовым бизнесом разобраться. Что там с этой йотой будет - время покажет. Проблема с терминалами действительно имеет место быть.

    RE: RE: RE: RE: RE: RE: RE: RE: Учите матчасть media 12.08.09 13:24
    По поводу неучтенных операционных затрат в заметке.Между прочим йота с 2007 года работает - строит сети, набирает персонал. Да и тестовый запуск сети случился задолго до начала коммерческой деятельности. На что же они жили все это время? Ответ очевиден - на те же денюжки инвесторов. Во главе йоты тоже не дураки сидят - наверняка подстраховались и вбили в инвестиционный план все необходимые для существования компании расходы про запас.Так что оценивая приход йоты на ближайшее время опексом можно пренебречь.

    RE: RE: RE: RE: RE: RE: RE: RE: Учите матчасть мимо проходил e-mail: mu@da.com12.08.09 17:34
    Не согласен, уважаемый.1. Рынок ШПД с каких скоростей начинается ? 3-G это уже ШПД или еще не ШПД ?2. О каких сильно ограниченных ресурсах большой тройки Вы говорите ? Это у Йоты ресурсы ограничены. Каждый из большой тройки тратил в 7-8 году такую сумму только на стройку сети, не сччитая остальных затрат. Поднимите интервью тех лет с Меламедом или Изосимовым. Они на-раз покупали операторов за поллярда-лярд. А Вы об ограниченности финансов. Что-то как-то Вы не в теме.

    терминалы WiMax ikota 11.08.09 21:15
    мне вот интересно, а терминалы как участвуют в генерировании прибыли? сейчас они стоят 1900 и уж вряд-ли они субсидируются? а из 80000 подключившихся до начала коммерческой эксплуатации процентов 90 видимо приобрели их в диапазоне от 4500 до 3600 руб...еще конечно корпоратов валить в общую кучу не совсем корректно, у них ARPU выше.

    тоже учите матчасть. Это не кредитный проект, когда Скартел взял кредит на 470 млн и должен его через 5 лет вернуть, а инвестиционный. Поэтому, Скартел не должен отдавать ни цента, а должен через 5 лет стоить 470 млн. Т.е., его капитализация должна составлять такую величину. Вполне вероятно, что Скартел к этому моменту должен стать публичной компанией и его акции должны начать котироваться на бирже. А при количестве абонентов в 1 млн и АРПУ в 30 баксоф в месяц, Скартел будет стоить больше, так как рентабельность в этом секторе обещает быть высокой.

    RE: RE: Учите матчасть levy 17.08.09 22:55
    И за каким хреном вкладывать 470 млн, чтобы через 5 лет получить те же 470. Уж как минимум в два раза больше надо бы. А при лимоне абонентов это вряд ли. Да и миллион через 5 лет - еще не факт, что будет.

    Инвесторы попали Кацнельсон 11.08.09 09:03
    Таки у Yota все будет хорошо. Но выше головы она прыгнуть не может, и всему нужен срок.Видимо, инвесторы не рассчитывают прожить так долго, но, похоже, не туда вложили деньги.

    RE: Инвесторы попали пепелац 11.08.09 13:05
    ..и какие выводы, Михаил? смирительная рубашка для инвесторов или таки продажа?

    RE: RE: Инвесторы попали Папазол 11.08.09 16:26
    Кому продажа-то?Таки нужно ведь еще найти человека с деньгами...

    RE: RE: RE: Инвесторы попали пепелац 11.08.09 17:44
    может под шумок "Связьинвесту" попытаться втюхаться? под соусом выхода на перспективный массовый рынок четыре гэ.

    Хи-хи Чита 11.08.09 11:00
    "Прозвонившая меня девушка..." - фу, извращенец, пративный! )

    Прозвонщики... Алексей911 11.08.09 11:15
    Так же позвонила девушка. Ответил, что в настоящий момент разговарить не могу (был за рулем) предложил время для перезвона. После попыток связи со мной не было.

    Невозможно себе представить svin e-mail: 676347@gmail.com11.08.09 11:54
    чтобы, скажем, кто-то из операторов "большой тройки" стал звонить простым смертным, переставшим платить за услуги мобильной связи, дабы разобраться в мотивах их поступков.Конечно невозможно! Абонент ведь заблокирован.

    RE: Невозможно себе представить мимо проходил e-mail: MU@DA.COM11.08.09 12:09
    Даже и представлять не надо.Обзванивает Большая тройка своих абонентов уже несколько лет как по всяким разным поводам. Что Большая тройка, Интернет-провайдеры обзванивают в рамках проведения маркетинговых исследований и программ лояльности.Программы сохранения абонентов и возвращения их к жизни - не ноухау Скартела.Это общемировая практика.Что касается так называемой хитрости Yota. Никакой хитрости.Если Вы оформляли GSM-овский контракт в фирменном офисе, а не покупали коробочный продукт, у вас наверняка спрашивали КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН именно на случай, если сотовый заблокирован/неактивен. По нему и проводится прозвонка.В случае с хитростью YOTA те же я-а вид сбоку. Ребята немного доработали и в качестве контактного берут не ГОРОДСКОЙ номер, а МОБИЛЬНЫЙ.

    RE: RE: Невозможно себе представить Иван Перпетумов-Мобильный 11.08.09 13:09
    являюсь счастливым обладателем пачки заблокированных симсимов от всей большой троицы - ни разу не был удостоен их внимания. А Скай таки да, позванивает, ну так у него ситуация тоже не сахар.

    RE: RE: RE: Невозможно себе представить avirt 11.08.09 17:49
    Не хотелось бы Вас обидеть, но тройка обзванивает только высоко доходных клиентов. На клиентов, не приносящих денег, обзвон - процедура излишне дорогая. Да и проблема с заблокированными sim, куда же Вам звонить, если других контактов не оставили... В лучшем случае - email/обычное письмо пришлют.

    RE: RE: RE: RE: Невозможно себе представить Иван Перпетумов-Мобильный 11.08.09 18:23
    в то-то и дело... а перед Yota все равны, так как тарифы для всех частных пользователей одинаковые. Но вот вопрос: звонят не платящим абонентам, потому что для них каждый пользователь одинаково важен, или все-таки только потому, что дела совсем плохи?кстати дела-то похоже не очень: гляньте на индекс народного доверия на yotatester.ru

    RE: RE: RE: RE: RE: Невозможно себе представить svin 11.08.09 19:48
    Предполагаю - второе.

    RE: Невозможно себе представить NNM 11.08.09 16:31
    Здрасьте! Мне, например, звонили... И из МТС, и их Билайна. Это правильный подход. И при правильном "прозвоне" можно растормошить ещё процентов 30 абонентов.

    точно svin 11.08.09 12:12
    Кстати, вспомнил что скайлинк постоянно обзванивает недавно отключившихся абонентов по контактным телефонам и уговаривает вернуться, иногда предлагая всякие вкусные тарифные предложения.Первая половина статьи смахивает на рекламу, а вторая - как будто автор не выдержал и начал писать что думает

    RE: точно Виктор Логинов 11.08.09 12:20
    Я вам больше скажу, ко второй половине колонки, автор не выдержал и начал думать. Сам видел.

    терминалы WiMax ikota 11.08.09 21:15
    мне вот интересно, а терминалы как участвуют в генерировании прибыли? сейчас они стоят 1900 и уж вряд-ли они субсидируются? а из 80000 подключившихся до начала коммерческой эксплуатации процентов 90 видимо приобрели их в диапазоне от 4500 до 3600 руб...еще конечно корпоратов валить в общую кучу не совсем корректно, у них ARPU выше.

    RE: терминалы WiMax Иван Перпетумов-Мобильный 12.08.09 17:19
    Yota категорически отрицает неоднократно выдвигавшуюся версию о заработке на 4G-мопедах.А по поводу корпоративных клиентов - насколько я понял они в общий котел и не входят. Официально Yota ни разу не озвучивала их количество, и судя по всему их у нее совсем негусто.

    Хулио вы не пользуетесь нашими услугами Vic 12.08.09 15:52
    отличный заголовок мог бы получиться

    Слабая тарифная политика TFT 14.08.09 11:10
    Нет разнообразных тарифов: большая ниша (и я в ней) это мобильные, т.е. много живущие в своих авто пользователи. Мне не нужно безлимитки. Мне нужно не много и подешевле. Я бы взял 100-200 мегов за 100 руб. Хоть и немного для оператора, но лучше чем ничего. Вот в этой нише СкайЛинк, и даже Еджик у большой тройки достаточны для обслуживания пробок на навигаторах и почту посмотреть, да в аське потыкаться.

    RE: Слабая тарифная политика TFT 14.08.09 11:31
    А еще проблема - когда телефон МАХ в инете, то он греесться как двигатель у камаза. Это вообще дикость!!!

    RE: Слабая тарифная политика Иван Перпетумов-Мобильный 14.08.09 11:54
    Есть мнение, что при сохранении маркетинговой политики (а именно при декларации конкуренции с фиксированным ШПД) Yota вынуждена будет в скором времени пересмотреть и тарифную политику.Потому что покамест конкуренция не складывается. Цены выше, качество ниже.Ну а то что греется, так этим все гаджеты страдают. Юзеры, будьте бдительны, не кладите йоту на причинные места.

    Это как Ельцин говорил рубизнес 18.08.09 09:12
    "мы на даче мешок картошки сажаем, а осенью мешок урожая выкапываем и всю зиму живем на своей картошке"

    ШЛЯПА ШЛЯПА 14.09.09 23:21
    Звоню туда, а мне сразу и говорят, мол ждите девять примерно минут. Так и не пообщался. Пока больше не звоню. Сыкотно столько ждать.