Гендиректор компании ОАО "Персональные Коммуникации" Владимир Морозюк
АЛЕКСАНДР БОРЕЙКО
Источник: "Ведомости" от 16 сентября 2002 года
16.09.2002
Компания "Персональные Коммуникации" ( "ПеКом") , оказывающая услуги сотовой связи под торговой маркой "Сонет", похоже, самая многострадальная на российском сотовом рынке. До сих пор власти не могут определиться с судьбой избранного компанией сотового стандарта CDMA. В 1999 г. чиновники запретили передвижение абонентов этого стандарта и перекрыли ввоз в страну трубок для мобильного CDMA. Следующий год принес компании и 17 другим операторам CDMA новый неприятный сюрприз - им было предписано освободить занимаемый ими диапазон радиочастот к 2010 г. В конце прошлого года представители владеющей "Сонетом" столичной АФК "Система" заявляли о планах продажи оператора, однако смены собственника до сих пор не произошло. Несмотря на условия, приближенные к боевым, компании удалось найти свою нишу на столичном рынке - она демонстрирует один из самых высоких показателей выручки на абонента по России, постоянно вводит дополнительные услуги. Гендиректор компании Владимир Морозюк был назначен на эту должность весной этого года после ухода прежнего руководителя "Персональных Коммуникаций" Михаила Сусова на пост первого вице-президента компании "Мобильные ТелеСистемы".
- Какая главная проблема стоит сегодня перед вашей компанией?
- Основная проблема - существующее сегодня ограничение вида деятельности нашей компании: запрет на предоставление услуг мобильной связи. Этот затянувшийся спор требует логического разрешения, которым могло бы стать снятие ограничения на мобильность, введенного Госкомсвязи (предшественником Минсвязи) в 1999 г. В нынешней позиции Минсвязи не прослеживается никакой последовательности. Раньше Минсвязи декларировало, что CDMA - чисто американский стандарт и поэтому он неприемлем для России, которая идет по европейскому пути развития. Но с выдачей разрешений для "Московской сотовой связи" и компании "Дельта-Телеком" на работу в диапазоне 450 МГц с применением технологии CDMA заявления о том, что этот стандарт для нас не годится, утратили актуальность. Но вместо того чтобы начать конструктивный диалог с операторами сети CDMA, Минсвязи ограничило 2010 г. срок работы CDMA-операторов, работающих в диапазоне 800 МГц. Весной этого года МАП признал данное решение противоречащим законодательству. Теперь Минсвязи могло бы сохранить лицо, прекратив нападки на стандарт CDMA в диапазоне 800 МГц.
- "Ассоциации 800", объединяющей операторов AMPS/D-AMPS, которым также было предписано освободить диапазон 800 МГц до 2010 г. , удалось договориться с Минсвязи о переходе в другой стандарт - GSM-1800. Приемлем ли для вас подобный вариант?
- В наш адрес подобных предложений не поступало, хотя мы всегда готовы к диалогу. В законе о связи" достаточно четко прописано, что переход на другие частоты осуществляется на компенсационной основе. С нами никто таких разговоров не ведет. Сейчас мы себя очень хорошо чувствуем в частотном диапазоне, полученном нами на законном основании. Пока что действия Минсвязи по отношению к нам похожи на монолог, состоящий из различных запретов. Чем дольше эта ситуация не находит разрешения, тем больше она заходит в тупик. С одной стороны, наши конкуренты и само же Минсвязи ставят нас в один список с операторами мобильной связи, а с другой стороны, мы ими не являемся. ..
- Вы пытаетесь получить разрешение на мобильность?
- Не так давно мы подавали в Минсвязи заявку на выдачу новой лицензии и снятие существующих ограничений на мобильность. В любой стране, если какая-то компания желает предоставлять услуги, которые не вредят населению, ей предоставляется такое право. Мы же получили отказ, несмотря на то что наша компания способна предоставлять услуги мобильной связи, высокоскоростной передачи данных и т. д. Минсвязи отписало, что, поскольку нам была выделена частота под фиксированную связь, мы должны продолжать ею заниматься. Ответ формальный, но и мы на этом не остановимся. Это ограничение прав потребителей и прав операторов, которые могут предоставить услуги гораздо лучшего качества.
- И что вы теперь делаете?
- В прошлом месяце мы обратились в МАП с просьбой разобраться в этом вопросе.
- Была какая-то реакция?
- Наше заявление принято к рассмотрению, а для вынесения решения прошло еще недостаточно времени.
- И в каком юридическом поле действуют сегодня ваша компания и другие операторы CDMA?
- Юридическое поле, в котором работают операторы сетей CDMA, требует больших изменений. Но в первую очередь необходимо, чтобы поменялся сам подход регулирующих органов к нашей технологии. Нормативные документы должны быть приведены в соответствие с возможностями стандарта, а не с частными интересами.
- В свое время возникали технические проблемы между вами и компанией Sonic Duo. ..
- Они еще не решены. Недавно Sonic Duo начала тестирование на частотах E-GSM [Стандарт "расширенный GSM", реализованный на полосе радиочастот ниже, чем обычный GSM] в диапазоне 800 МГц, и последние исследования наших специалистов совместно с НИИ Радио (НИИР) и Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ) показали, что начало работы нового оператора в диапазоне E-GSM (800 Мгц) отрицательно скажется на качестве услуг, предоставляемых сотовой сетью "Сонет". Мы провели исследование еще месяц назад и после этого обратились в ГКРЧ, а в конце августа президент "Системы Телеком" Александр Гончарук отправил министру связи письмо, где затронул эту проблему и предложил пути ее решения.
Выход Sonic Duo в диапазоне E-GSM ухудшит качество нашей связи. Это может привести к материальным и имиджевым потерям для нашей компании. Проблема осложняется тем фактом, что решением ГКРЧ частоты были выделены на опытно-коммерческую эксплуатацию и без указания конкретного оператора. До этого в нормативных документах подобного "гибридного" понятия не существовало. В опытной эксплуатации денег с клиента не берут, в коммерческой - берут. Как поступать в опытно-коммерческой? С одного брать, а с другого не брать? Получи плохую опытную услугу, но заплати за коммерческую по полной программе?. .
- Вы обратились в Минсвязи, чтобы избежать помех, связанных с запуском Sonic Duo в соседнем частотном диапазоне?
- Поскольку Sonic Duo пытается начать предоставление услуг в диапазоне, где мы уже работаем четыре года, то они должны согласовывать свое появление с нами. Если они создают нам помехи, они обязаны провести мероприятия по их устранению, а если этого не произойдет, мы против того, чтобы они работали в граничащем с нами диапазоне. Никаких предложений о решении этой проблемы от них не поступало. Но зато есть только натиск со стороны Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) , Госсвязьнадзора, Минсвязи, ГКРЧ и НИИР. Это в чистом виде лоббизм, граничащий с недобросовестной конкуренцией.
- В чем это выражается?
- Более года назад мы подготовили материалы, позволяющие нам получить второй канал в имеющемся диапазоне частот для обеспечения более быстрого устранения всевозможных интерференций. Первый канал мы используем для предоставления нашим абонентам голосовых услуг, второй канал на той же частоте необходим для того, чтобы в случае появления помех перевести базовые станции в другую полосу частот. Эта проблема существует у всех, но другие операторы имеют значительно больший диапазон, и у них каждая базовая станция работает на своей частоте, а наша технология такова, что все станции работают на единой частоте. Мы обратились в Минсвязи в ГРЧЦ, чтобы они позволили нам использовать свободный второй канал. В течение года наши документы лежат в ГКРЧ, но ответственные чиновники этого государственного органа даже не удосуживаются дать нам ответ. Поскольку сегодня на рынок в граничащем с нами диапазоне выходит Sonic Duo, эта проблема становится еще более актуальной. Проблема могла бы частично разрешиться путем выделения нам дополнительного канала, который бы несколько увеличил частотный разрыв между нашими операторами.
- Как вы объясняете, что ваша заявка в течение года лежит без движения?
- Я расцениваю это как ограничение нашей деятельности силовым путем.
- На какое количество абонентов рассчитана сеть "Сонет"?
- Имеющаяся полоса частот позволяет обслуживать до 300 000 пользователей. Однако исходя из технологии, оборудования и наших предположений о том, как нужно относиться к клиенту, мы поставили себе конкретный рубеж - до 100 000 пользователей.
- Выходит, что новых частот вам пока не требуется?
- Мы и не настаиваем на этом, поскольку наша компания сегодня позиционируется не как будущий гигант, пытающийся захватить рынок. Гонка за клиентами нам не нужна, у нас другой подход. Мы хотим, чтобы наш клиент был для нас одним-единственным и любимым. А для того чтобы качество связи не ухудшалось, нужно четко регулировать наши возможности и желания. Мы развиваем сеть таким образом, чтобы технические возможности сети всегда опережали рост абонентской базы, поскольку ориентируемся на многоговорящего абонента. Не каждый оператор способен предоставлять услуги по безлимитным тарифным планам, поскольку это требует очень много ресурсов. У наших сотовых гигантов, предоставляющих услуги связи, средний счет абонента (ARPU) колеблется в пределах $20 - 30 в месяц. Наш средний счет в августе составил $70. Я считаю, что это неплохое достижение. В последнее время происходит переход абонентов с более дешевых тарифных планов на безлимитные. Наш ARPU за последние несколько месяцев вырос на $6. Это исключительная ситуация на рынке, поскольку у других операторов среднемесячная выручка с абонента снижается.
- Сколько новых абонентов вы подключаете в месяц?
- За последнее время у нас в среднем 3500 подключений. Рост достаточно ровный, показатель ежемесячного прироста варьируется в диапазоне максимум 5 - 10%. Планируемое увеличение числа абонентов дает нам возможность очень четко отслеживать состояние нашей сети.
- Сколько минут в месяц в среднем говорят ваши абоненты?
- Порядка 1000 минут. Абоненты по тарифицируемым планам говорят по 300 минут в месяц, а те, что подключены по безлимитным тарифным планам, - до 1800 минут. В последнее время по безлимитным планам подключаются порядка 40% абонентов. У нашего абонента один телефон, по которому он разговаривает и на работе, и дома, который можно использовать круглосуточно на все случаи жизни. Пока что это наш эксклюзив. Если исходить из того, что Москва - крупнейший в стране бизнес-центр, в котором живет наибольшее количество деловых людей, то мы достаточно спокойно себя чувствуем в этой нише, потому что спрос на эти услуги существует.
- У вас есть корпоративные клиенты?
- Среди наших клиентов достаточно много представителей малого бизнеса. Юрлица составляют порядка 25% от общего количества клиентов. Среди них достаточно много бюджетных организаций, они экономно подходят денежным ресурсам на обеспечение своих сотрудников сотовой связью. Любая организация может надолго просчитать, сколько она будет тратить на связь ежемесячно.
- Это ваша долгосрочная стратегия - быть нишевым игроком или потом вы перейдете на стратегию роста?
- Пока у нас стратегия нишевого игрока. Что будет дальше - будет зависеть от законодательных актов, от положения, которое мы занимаем на рынке, и от тех решений, которые будут приняты относительно нашего стандарта.
- Сейчас у вас уже 70 000 абонентов. Если придет больше 100 000 клиентов, вы будете искусственно ограничивать их приток?
- Ограничение проводит сам рынок. Мы расширим технические средства. Услуги предоставляем не только мы, но и наши конкуренты, а количество "дорогих" клиентов на нашем рынке ограниченно. Мы занимаем свою нишу и пытаемся предоставить нынешним и будущим клиентам максимум востребованных услуг. Сегодня мы монтируем оборудование по передаче данных, которое будет запущено в ближайший месяц. Мы сможем хотя бы в опытной эксплуатации предоставить нашим абонентам эту услугу.
- Какова будет скорость передачи данных?
- Согласно выданным нам Общим техническим требованиям (ОТТ) , мы имеем право предоставлять услуги передачи данных со скоростью, не превышающей 14,4 Кбит/с. Это еще один парадокс, так как технология позволяет предоставлять услуги на скорости 144 Кбит/с. На каком основании оператору фиксированной связи предписано не превышать скорость 14,4 Кбит/с? Это или диверсия, или циничное, намеренное ущемление прав потребителей!
- В декабре прошлого года президент "Системы Телеком" Александр Гончарук заявил, что "Система" намерена продать "Персональные Коммуникации". В какой стадии находятся переговоры о продаже?
- Сейчас о продаже компании речи не идет. Вполне возможно, что в декабре этот вопрос обсуждался, но сейчас я об этом ничего не слышу. Если бы что-то было, наверняка меня бы об этом проинформировали. Сегодня у "Сонета" есть полностью согласованный с акционерами четкий план как технического, так и коммерческого развития, разработаны рекламная и PR-кампании.
- Одно время поговаривали о сотрудничестве между вами и "Московской сотовой связью" в строительстве сотовой сети нового поколения. ..
- С самого начала мы предлагали МСС воспользоваться багажом наших знаний и возможностями наших лучших специалистов при строительстве опытной зоны IMT-MC. Мы очень продвинуты в этом направлении и готовы на взаимно интересных условиях предоставить наши ресурсы любой заинтересованной компании.
- Дальше переговоров дело не пошло?
- К нам никто не обратился.
- Теперь МСС строит опытную зону самостоятельно?
- Они строят ее с помощью поставщика. Я считаю этот шаг не совсем правильным, поскольку реальные условия в Москве и области очень индивидуальны. Есть такие особенности, как застройка, когда здания растут как грибы, специфика ландшафта, электромагнитной ситуации. Много параметров, много проблем. Ни один из поставщиков не смог бы построить сеть с таким качеством, как это могут сделать специалисты сети "Сонет".
БИОГРАФИЯ: Владимир Васильевич Морозюк родился 21 июля 1951 г. в Каменец-Подольской области. Окончил Всесоюзный заочный энергетический институт связи (ВЗЭИС, ныне - МТУСИ) по специальности "инженер электросвязи". Более 20 лет работал в системе МГТС. До 1998 г. был заместителем начальника Тимирязевского телефонного узла по коммерческой деятельности. С января 1998 г. совмещал должности технического директора и заместителя гендиректора компании "Персональные Коммуникации". В марте 2002 г. назначен гендиректором "Персональных Коммуникаций". Автор ряда публикаций в научно-технических изданиях; имеет два патента на изобретения по радиочастотным проектам. Мастер спорта по вольной борьбе. Обладатель красного пояса по контактному карате. Любит горные лыжи, регулярно занимается теннисом. Женат. Сыну 20 лет, студент юридического факультета.
О КОМПАНИИ: ОАО "Персональные Коммуникации" было создано в 1995 г. Компания оказывает услуги сотовой связи стандарта CDMA с августа 1998 г. и имеет лицензии на предоставление услуг радиотелефонной связи в Москве и Московской области, Владимирской, Тверской, Ярославской и Тульской областях. Сегодня сеть "Сонет" обслуживает 70 000 абонентов, размер среднего счета (ARPU) - $70 в месяц. Оборот компании в 2001 г. составил $40 млн. Более 90% компании принадлежит "Системе Телеком" и "МТУ-Информ", остальное - физлицам. В компании работает 200 человек.