© ComNews
22.11.2010

Зарубежные системы подвижной спутниковой связи Iridium, Orbcomm и Thuraya могут работать в России при соблюдении определенных условий. Иностранные системы не должны препятствовать работе системы технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), обязаны соблюдать правила использования радиочастотного спектра в России, а также создать на территории РФ земные станции сопряжения с сетями связи общего пользования.

Об этом в минувшую пятницу сообщил правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам и информатизации руководитель соответствующей рабочей группы, генеральный директор ФГУП "Научно-исследовательский институт радио" (НИИР) Валерий Бутенко. Согласно представленным на экспертизу рабочей группы проектам, Iridium в сотрудничестве с российским партнером ООО "Иридиум Коммьюникешенс" планирует набрать абонентскую базу 270 тыс. к концу 2020 г., Orbcomm (ЗАО "Орбкомм-Гонец СНГ") - 200 тыс. к 2013 г., Thuraya (ЗАО "Джи Ти Эн Ти") - 20 тыс. к 2012 г. "Востребованность услуг компаний Iridium, Thuraya и Orbcomm в России связана с большими масштабами пространства на нашей территории, наличием регионов с низкой плотностью населения", - отметил Валерий Бутенко.

Согласно исследованию рабочей группы, несмотря на то что уровень проникновения сотовой связи в России составляет около 150%, системы сотовой связи не обеспечивают сплошного покрытия территории России. "Территория покрыта лишь на 20%, - сообщил участникам заседания правительственной комиссии Валерий Бутенко. - Экономические оценки показали, что в труднодоступных и малонаселенных регионах, в которых строительство наземной системы экономически нецелесообразно,существенных изменений в обозримой перспективе не предвидится. В таких регионах наиболее эффективны спутниковые системы подвижной связи".

По словам гендиректора НИИР, в России услуги подвижной спутниковой связи предоставляют пока лишь два зарубежных оператора: Inmarsat и GlobalStar. По его сообщению, система GlobalStar находится в состоянии деградации из-за истечения срока эксплуатации ее спутников, а новые спутники этой системы будут введены в строй не ранее 2012 г. "Таким образом, в России существует потребность в спутниковой связи, - подчеркнул Валерий Бутенко. - Рабочая группа сделала вывод, что услуги систем Iridium, Thuraya и Orbcomm потенциально могут быть востребованы на территории России физическими и юридическими лицами, в том числе в отдаленных регионах и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".

Рабочая группа приняла решение о том, что эти зарубежные системы подвижной спутниковой связи могут работать в России, однако не могут быть рекомендованы к использованию в особый период и в военное время. Кроме того, рабочая группа подчеркнула, что предложенные компаниями Iridium, Thuraya и Orbcomm системные проекты по организации в России системы подвижной спутниковой связи проработаны не в полной мере. "Наиболее недостаточной у всех трех проектов оказалась проработка обеспечения требований по организации оперативно-розыскных мероприятий и информационной безопасности, использования радиочастотного спектра в российских сегментах систем, - заявил Валерий Бутенко. - Кроме того, отмечены недостатки, касающиеся оценки операторов российских сегментов и потенциальных емкостей подвижной спутниковой связи в России, а также вопросов присоединения и пропуска трафика".

Правительственная комиссия по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации поддержала решение рабочей группы о том, что компании Iridium, Thuraya и Orbcomm могут работать в России при соблюдении вышеперечисленных условий. "При этом они должны соответствовать всему, что положено по нашим процедурам", - подчеркнул участник комиссии - заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер. Вновь комиссия рассмотрит вопрос о ходе работ по созданию российских сегментов спутниковых систем Iridium, Thuraya и Orbcomm в 2011 г.

Генеральный директор спутникового оператора "Телепорт-Сервис" Виталий Крамарь уверен, что перспективы у мобильной спутниковой связи указанных систем в России есть, но в нишевом сегменте. "Основными препятствиями для их распространения являются не разрешительные процедуры РФ и требования СОРМ, а финансовая политика и маркетинговые стратегии акционеров этих компаний, - отмечает он. - Если вы заглянете в недалекую историю, то увидите, что, например, для Iridium в России давно распростерты государственные объятия, так как на базе Центра им. Хруничева была создана "Иридиум-Евразия", которая еще 10 лет назад начала заниматься разрешениями для этой системы и наверняка бы все решила, если бы не экономические проблемы Iridium". Как ранее сообщал ComNews, до 2000 г. владельцем этой системы была компания Iridium LLC, которая в конце 1990-х гг. организовала работу российского сегмента системы через станцию сопряжения, принадлежащую ГКНПЦ им. Хруничева (см. новость ComNews от 6 марта 2010 г.). Оператором российского сегмента системы тогда выступило ОАО "Иридиум-Евразия". Однако полноценно работать в России "Иридиум" так и не начал. С 1998 г. по 2000 г. компании успели лишь провести испытания и запустить российский сегмент в опытно-коммерческую эксплуатацию. Затем в 2000 г. все работы были прекращены из-за банкротства компании Iridium LLC. Сейчас системой "Иридиум" владеет компания Iridium Satellite LLC. С 2001 г. она возобновила коммерческое использование системы. Сменился и оператор российского сегмента. В 2003 г. им стало ЗАО "Технологии Иридиум". Однако продлевать с ним соглашение, срок которого истекал 15 мая 2009 г., Iridium Satellite LLC не стала. Вместо этого американская сторона учредила ООО "Иридиум Коммьюникешенс". По плану Iridium Satellite новая станция сопряжения в России должна быть запущена в 2011 г.

Тем не менее глава еще одного спутникового оператора - компании "Сетьтелеком" - Сергей Пехтерев полагает, что среди Iridium, Thuraya и Orbcomm лучшие шансы на успех на российском рынке именно у Iridium. "Это единственная на сегодня система подвижной спутниковой связи на низкоорбитальных искусственных спутниках Земли с полным покрытием земного шара, - поясняет он. - Inmarsat и Thuraya, работающие через геостационарные орбиты, не могут работать в районах Крайнего Севера, где углы места не позволяют "видеть" спутник. GlobalStar хотя и построен на "низколетах", но сам ограничился зонами от экватора до 70-й параллели".

"Почти одновременное появление серии глобальных спутниковых группировок на фоне уже имеющегося и "бородатого" Inmarsat - это ошибки стратегии, - уверен Виталий Крамарь. - Надо было либо чем-то существенно выделяться в сравнении с Inmarsat, например скоростью передачи данных или сверхкомпактностью устройств, либо не создавать множество группировок, а объединиться в одну. А поскольку ни того, ни другого до сих пор не достигнуто, то шансы этих систем по-прежнему низки и равны числу потенциальных пользователей вне городской застройки и наличия сотовых сетей, поделенному на их потребность в связи и разделенному между несколькими группировками, начиная с Inmarsat".

Первый заместитель генерального директора спутникового оператора ООО "РуСат" Олег Ватулин, напротив, полагает, что конкуренция на российском рынке подвижной спутниковой связи позволит активно развиваться другим игрокам рынка. "Если в итоге работа зарубежных систем мобильной спутниковой связи будет разрешена, наш рынок от этого только выиграет", - говорит он.