ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
01.11.2011

РЖД намерена предоставлять на пассажирских поездах дальнего следования услуги широкополосного доступа на базе спутникового решения, Wi-Fi и GSM-сетей, включающие доступ в Интернет и ТВ. "Дочка" РЖД - ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) с ноября 2011 г. по февраль 2012 г. предоставит возможность ряду компаний протестировать эти услуги на нескольких маршрутах. Ввод услуг в коммерческую эксплуатацию запланирован на конец 2012 г.

Об этом репортеру ComNews в рамках XVI Международной конференции "Инфотранс" сообщила Татьяна Лобанова, главный специалист центра стратегических разработок в сфере управления инфраструктурой железнодорожного транспорта Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС). Этот головной институт РЖД в сфере информатизации и связи проводит научное сопровождение работ по проекту.

Татьяна Лобанова уточнила, что ФПК (отвечает за развитие сервисов в пассажирских поездах) намерена запустить на пассажирских поездах дальнего следования услуги широкополосного доступа, включающие в себя доступ в Интернет, телевидение, развлечения, заказ гостиниц, такси и т.д.

Тестовые испытания необходимого для запуска этих услуг оборудования НИИАС планировал провести еще в сентябре 2011 г. Однако авария спутника "Экспресс-АМ4" и отсутствие в России нормативно-правовой базы, регламентирующей использование VSAT-оборудования на транспорте, изменили планы, и тесты были перенесены на более поздний срок, поясняют в НИИАС. "Правда, с выходом решения ГКРЧ №11-12-01 от 8 сентября 2011 г. ситуация принципиально изменилась и можно надеяться на реализацию услуг ШПД на транспорте с помощью спутниковых технологий, что особенно актуально для нашей страны", - говорит Татьяна Лобанова.

Департамент информации и общественных связей Минкомсвязи уверяет, что проблем с отсутствием нормативно-правовой базы, регламентирующей использование VSAT-оборудования в движении, не существует: "Использование радиоэлектронных средств (РЭС) на транспорте ничем не отличается по процедуре и нормативно-правовым актам от использования других РЭС".

Как сообщал ранее ComNews, спутниковые операторы "РуСат" и "Стэк.Ком" уже имеют разрешение ГКРЧ, позволяющее предоставлять услуги на движущихся объектах: "РуСат" - на самолетах, "Стэк.Ком" - на морских и речных судах (см. новость ComNews от 24 октября 2011 г.).

Тестовые испытания различных технологий (GSM, VSAT, Wi-Fi) на железнодорожном транспорте НИИАС начал проводить еще в 2009 г., разбив их на три этапа. На первом этапе исследований, в ноябре 2009 г., для скоростных поездов ("Сапсан" и "Аллегро") НИИАС протестировал услугу ШПД на основе спутниковых технологий и стандарта GSM. На маршруте Москва - Петербург и Москва - Нижний Новгород в вагоне, предназначенном для испытаний, были установлены спутниковое оборудование компании Inmarsat (станция Explorer 250), VSAT-станции спутниковой связи (антенна SpeedRAY 1000), оборудование для приема 3G-сигналов от сетей ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ОАО "ВымпелКом" и ОАО "МегаФон".

Результаты показали, что спутниковые системы Inmarsat обеспечивают низкую скорость передачи данных, а 3G-покрытие на этих направлениях незначительно.

Второй этап испытаний прошел в июле-августе 2010 г. на маршруте Москва - Петербург - Бусловская, Москва - Нижний Новгород и Москва - Мурманск. Тестировались VSAT-станции - предназначенная для предоставления услуг в движении антенна Ku-диапазона StarCar компании Starling (предоставлена спутниковым оператором "РуСат") и антенна AL-3602-TxRx израильско-итальянской компании OrTes, - а также измерялось качество 3G-покрытия от "МегаФона" и МТС. "РуСат" готов предложить РЖД решение, позволяющее предоставлять доступ в Интернет даже там, где нет базовых станций мобильных операторов, на базе системы широкополосной мобильной спутниковой связи ArcLight от компании ViaSat. Эта система дает возможность сгладить негативный эффект кратковременного прерывания сигнала", - говорит генеральный директор ООО "РуСат" Сергей Алымов.

НИИАС сообщает, что по итогам второго этапа испытаний стало ясно, что спутниковое оборудование для организации канала доступа к сети Интернет на высокоскоростных поездах использовать можно, но антенные комплексы необходимо доработать для применения при температуре до минус 40 градусов.

В результате НИИАС пришел к выводу, что в высокоскоростных поездах целесообразно использовать комплексное решение на основе VSAT, GSM/UMTS и беспроводного доступа внутрипоездной сети Wi-Fi. Именно такое комбинированное решение применяет бельгийская компания 21NET (предоставляет услугу ШПД в высокоскоростных поездах в Западной Европе). 21NET обеспечивает доступ пассажиров в Интернет на поездах Амстердам - Брюссель - Париж. В декабре этого года компания запускает такую услугу и услугу IP-телевидения на первой в Италии частной высокоскоростной линии компании MTV.

На третьем этапе НИИАС решил протестировать возможность трансляции телеканалов, используя спутниковые технологии. Как стало известно ComNews, ПКБ ЦЛ (Проектно-конструкторское бюро пассажирского комплекса) РЖД уже практически разработало конструкторскую документацию на установку оборудования в экспериментальном вагоне для одного из участников испытаний - спутникового оператора "Стэк.Ком" - и в ближайшее время разработает документацию для остальных.

"Какие телекомпании и каналы будут транслироваться в поездах, будут определять сами участники испытаний. Обязательным условием является только периодическое обновление новостей", - сказала ComNews Татьяна Лобанова.

Кто будет предоставлять те или иные планируемые услуги на коммерческой основе в поездах дальнего следования, покажет конкурс. Проводить его будет ФПК. Связаться с пресс-службой этой организации вчера не удалось.

"Прием эфирного ТВ в режиме реального времени на таких сложных объектах, как скоростные поезда, - неудачная идея. Во-первых, установка антенны на поезд, перемещающийся по обширной территории, означает, что сила сигнала в зоне обслуживания спутника может серьезно изменяться по уровню. Получается, что диаметр антенны должен быть таким, чтобы обеспечить уверенный прием на протяжении всей зоны обслуживания, но не факт, что большой размер антенны впишется в контактную сеть, - рассуждает Сергей Алымов. - Во-вторых, очень редко бывает, чтобы через один и тот же спутник можно было организовать и связь, и вещание. Получается, что на поезде должно быть как минимум две антенны - одна для обеспечения связи, а вторая для приема ТВ".

Еще одной сложностью, по мнению главы "РуСата", является организация сети раздачи ТВ-сигнала, получаемого в реальном времени, по вагонам. Кроме того, необходимо решать дилемму: либо у каждого пассажира должен быть собственный дисплей, к которому проводится эфирный сигнал, либо один-два на весь вагон, но тогда встает вопрос о том, кто будет определять, что смотреть. "Я считаю, в случае применения индивидуальных дисплеев намного эффективнее использовать платформу Video on Demand, организующую раздачу ТВ по сетям, предназначенным для передачи данных. Например, такой подход реализован в схожей по принципу действия авиационной системе eXconnect, внедряемой компанией Panasonic Avionics Corporation, а также в системе широкополосного доступа в скоростных поездах компании SNCF (Франция)", - отмечает Сергей Алымов.