Дмитрий Петровский: "Еще не пропала страна, пока работает почта"
генеральный директор группы компаний CоmNews
© ComNews
22.08.2012

Через две недели российская государственная почта отметит 10 лет с начала реформ. Несмотря на скромные пока результаты в масштабах страны, почтовая реформа медленно, но верно идет и недавно вновь получила реальный шанс принести зримую пользу каждому жителю России в следующие лет 10.

С тех пор как осенью 2001 года коллегия Министерства РФ по связи и информатизации одобрила проект Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, представленный Александром Киселевым, курирующим тогда почтовое ведомство в ранге замминистра, реформа национальной почты движется согласно утвержденным этапам. Хоть и, увы, с примерно пятилетним отставанием.

Почту сначала укрупнили (единый федеральный почтовый оператор ФГУП "Почта России" распоряжением правительства РФ основан 5 сентября 2002 г.), внедрив новую систему управления и учета, затем открыли ряд перспективных бизнес-направлений и инвестиционных проектов, направленных на получение новых доходов и техническое перевооружение, а затем начали трудную и длительную подготовку создания почтобанка, который, по идее реформаторов, должен стать самым рентабельным направлением национальной почты и привлечь инвесторов после акционирования. Параллельно госпочтовики с переменным успехом, но настойчиво, лоббировали изменения нормативно-правовой базы регулирования почтового рынка.

К 2008 г. "Почта России" достигла плановых показателей по объему и структуре услуг почтовой связи. Но главное – с 2009 г. предприятие перестало быть убыточным, а новые и финансовые услуги приносят теперь добрую половину его дохода. Создавая современную инфраструктуру, инвестируя ежегодно порядка 10 млрд рублей из собственной прибыли, "Почта России" теперь стабильно повышает производительность труда, начала применять современные схемы мотивации работников и вводить систему качества услуг. Российская государственная почта доказала, что готова отвечать на современные вызовы рынка. Так объективным показателем успеха реформ на первом этапе стала победа "Почты России" над коллапсом, вызванным экспоненциальным ростом отправлений интернет-торговли.

То есть национальная российская почта являет собой редкий пример госбизнеса вот уже десятилетие, увы, медленно, но последовательно развивающегося по разумному плану. План этот полностью соответствует европейскому опыту почтовых реформ и выполняется в России не благодаря благоприятной конъюнктуре или даровым ресурсам недр, а усилиями конкретных людей, работающих на предприятии и в отраслевом регуляторе. Реализация плана почтовых реформ приносит не отрицаемые никем достижения – плоды, видимые не в общих словах ее руководителей, но в конкретных показателях ФГУП "Почта России".

Да, убогость почтовых отделений в российской глубинке, да и в крупнейших городах, до сих пор – печальный факт. Это правда, что обслуживание в почтовых отделениях, мягко говоря, хромает. И сам почтовый оператор признает, что пока "не удалось подойти к целевым показателям качества универсальных услуг почтовой связи ни по скорости пересылки корреспонденции, ни по частоте доставки, ни по времени обслуживания в отделениях". Но искоренение базовой причины этого находится не во власти ФГУП.

Государственная почтовая инфраструктура после более чем 20 лет хронического недофинансирования по большей части изношена и морально устарела. Это – гигантский вопрос, который только к лету 2012 года государство начало рассматривать энергично. По крайней мере, так говорят люди, от которых зависит принятие решений на самом верху. Хочется верить вице-премьеру Аркадию Дворковичу и молодому главе Минкомсвязи Николаю Никифорову, заявившим недавно единодушно, что модернизация национальной почты – одна из первостепенных задач правительства РФ.

Проверкой серьезности откладываемых вот уже 10 лет намерений российской власти станет принятие в этом году обновленного почтового закона, а в следующем – появление в федеральном бюджете строк финансирования модернизации госпочты. Самых весомых строк, так как реформа национальных почтовых систем – дело весьма дорогостоящее. Например, реформирование некогда тоже убыточной Bundespost Германии стоило бюджету этой страны не менее $4,5 млрд и продолжалось около 10 лет. Те же порядки сроков и трат почтовая реформа требовала в других ведущих европейских и азиатских странах.

Так что, если следующие 10 лет в нашей стране почтовые реформы будут грамотны, последовательны и финансироваться должным образом – есть реальный шанс повысить качество услуг российской почты до уровня немецкой.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты