10.04.2013

Сотовый ритейлер "Связной", несмотря на наличие родственного банка, продолжает привлекать в свои салоны новых партнеров, предоставляющих ссуды. Теперь в "Связном" помимо банков появятся и микрофинансовые организации.

О том, что микрофинансовая организация (МФО) "Домашние деньги" приступает к выдаче займов в салонах ритейлера "Связной", "Ъ" рассказали участники рынка МФО. Эту информацию подтвердил главный исполнительный директор "Домашних денег" Андрей Бахвалов. "Мы решили расширить каналы продаж, но не отказываемся от традиционной модели — выдачи займов на дому у клиента",— пояснил он, уточнив, что пока сотрудничество со "Связным" осуществляется в пилотном режиме. В "Связном" информацию также подтвердили. "Это следующий шаг в расширении спектра предлагаемых нами финансовых услуг",— отметил исполнительный вице-президент ГК "Связной" Майкл Тач.

Сеть "Связного" включает свыше 3 тыс. салонов. Проходимость в них — свыше 1,5 млн человек в день. Владелец группы компаний "Связной" Максим Ноготков также является основным бенефициаром (94,3% акций) Связного банка, специализирующегося на розничном бизнесе и предлагающего свои услуги в сети "Связного" и 30 своих отделениях.

В последнее время "Связной" действительно расширяет сотрудничество с финансовыми организациями, несмотря на наличие родственного банка. В январе этого года стало известно о старте выдачи в салонах "Связного" кредитных карт (основной продукт Связного банка) его конкурентом — банком "Ренессанс Кредит". До этого другие банки выдавали в "Связном" лишь те продукты, которых не было в линейке его банка. Вхождение прямого конкурента эксперты связывали с приостановкой выдачи Связным банком кредитных карт из-за рекомендаций ЦБ по снижению темпов роста розничного бизнеса в декабре. Выдача кредитных карт была возобновлена лишь в марте 2013 года.

Конкуренции с МФО в Связном банке не боятся. "Клиенты МФО — совсем другой сегмент, заинтересованный в ссудах наличными, в то время как мы специализируемся именно на кредитных картах",— отметили в пресс-службе банка. Впрочем, в банке признают: "Уже в текущем году МФО смогут существенно нарастить портфель займов на фоне ужесточения требований к банкам по резервам, которые на них не распространяются". По словам Майкла Тача, продажа продуктов МФО в сети "Связного" — это не создание конкурента, а привлечение новых потребителей. "Инструментом микрофинансирования пользуется другая целевая аудитория, нацеленная на получение краткосрочных займов с минимальным пакетом документов,— поясняет Майкл Тач.— Выдачу займов необходимо рассматривать в комплексе с другими услугами". В прошлом году оборот за счет финансовых услуг в "Связном" составил 337,4 млрд руб., или 66% оборота группы.

Тем не менее эксперты считают, что расширение числа финансовых партнеров "Связного" — попытка компенсировать падение доходов от сокращения бизнеса его банка. "Не исключено, что "Связной" запасается новыми партнерами, ожидая дальнейшего сокращения комиссионных доходов на фоне ужесточения условий выдачи кредитов своим банком из-за действующих рекомендаций ЦБ",— полагает директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка Иван Пятков. Основной конкурент "Связного" — "Евросеть" уже выдает микрозаймы компании "Мигкредит" с лета 2012 года.