Интерком-2013: телеком-рынок готовится к изменениям
5 декабря в Северной столицесостоялоськрупнейшее профессиональное телеком-событие на Северо-Западе- VII Телекоммуникационный форум "ИНТЕРКОМ". Участие в форуме приняли руководители основных игроков телеком-рынка России и региона: Ростелеком, МТС, МегаФон, Tele2, MangoTelecom, ТрансТелеКом, InterZet, АКАДО-Телеком, OYSTER TELECOM, WestCall, Невалинк, КантриКом, ПРОСТОР Телеком, ЭР-Телеком Холдинг, Энфорта и многие другие.
В этом году мероприятиепроходило под новым брендом –IntercomEvolution: организаторы добавили свежие форматы, оставив все самое лучше из традиций прошлых лет. Помимо традиционных докладов и дискуссий, важнейшей частью программы стало подведение итогов года и оглашение рейтингов операторов связи от независимых экспертов.
Форум открыла панельная дискуссия "Новое лицо телеком-бизнеса", модератором которой выступил Денис Кусков, генеральный директор TelecomDaily.
Первым выступающимстал Андрей Балаценко, вице-президент – директор макрорегионального филиала "Северо-Запад" ОАО "Ростелеком" - компании - генерального партнёра "Интеркома-2013". Он отметил, что одна из целей "Ростелекома" сегодня - клиентоориентированный быстрый интернет в выгодных пакетированных предложениях. Также сегодня компания делает ставку на интерактивное телевидение. Вектор развития - создание оптической сетевой инфраструктуры, пакетирование всех предоставляемых услуг связи, развитие новых сервисов (финансовых, коммуникационных, облачных, "Умный дом", мобильных и управляемых услуг, развитие каналов продаж). В планах "Ростелекома" расширение покрытия скоростного интернета до 33 млн домохозяйств к 2018 году.
Андрей Семериков, генеральный директор "ЭР-Телеком Холдинг" (торговая марка ДОМ.РУ), в ходе дискуссии заявил, что гонка инвестиций между операторами сотовой связи потерпела неудачу из-за границ платежеспособного спроса, несмотря ни на какие улучшения услуг и сервисов. "За последние несколько лет ни один гражданин России не сказал ни одного доброго слова о мобильных операторах", - заметил он. Главная задача компаний по оказанию услуг платного ТВ и интернета – заимствовать опыт коллег и учиться на нем, в противном случае, по мнению Семерикова, через 3 года также упадет качество ТВ и интернета из-за необходимости окупать инвестиции. Это особая проблема технических специалистов, подчеркнул он.
Далее с докладом на тему "Ключевые факторы успеха оператора платного телевидения" выступил Сергей Ставропольцев, коммерческий директор "Триколор ТВ". Абсолютный пик подключений к платному ТВ прошел (до 2,5 млн новых абонентов в год), но рост абонентской базы еще наблюдается. По состоянию на 10 апреля текущего года, у "Триколор ТВ" зарегистрировано 13 млн абонентов.
Ставропольцев назвал некоторые возможные способы повышения ARPU в 2014 году, которые активно используются компанией: Try&Buy, сервис -"Золотая карта. Все включено" с выделенной службой поддержки, дилерами, первоочередным обслуживанием; запуск нового спутника над территорией Сибири для охвата большей территории вещания и другие. Самым важным для компании он назвал обмен устаревшего оборудования, которое составляет около половины от всего установленного на сегодняшний день, на новое.
Тему продолжил Кирилл Марков, первый заместитель директора Северо-Западного филиала Компании ТрансТелеКом, который рассказал о перспективах развития магистральной оптической сети. На данный момент ТТК имеет сеть протяженностью 54 тыс. км. Первая фаза запуска новой магистральной сети 100G - ввод в эксплуатацию в октябре 2013 северо-западного кольца с последующим введением второго кольца. Таким образом, со слов докладчика, самый длинный в мире участок безрегенераторной передачи в наземных сетях связи в коммерческой эксплуатации составил 2600 км – от Москвы до Екатеринбурга. Остальные 3 кольца пока работают в тестовом режиме. Этот проект сети Марков назвал конкурентным связующим звеном на линии Лондон - Гонконг после введения всех колец сети 100G на востоке России и в Китае.
Екатерина Биненко, руководитель филиала в Санкт-Петербурге "Манго Телеком", рассказала о перспективах и ограничениях облачных сервисов. По самым оптимистичным прогнозам Forresterс 2011 по 2016 рынок облачных сервисов может возрасти от 21% да целых 93%. В условиях стагнации экономики преимущества облаков становятся более ощутимыми для бизнеса, так как они при правильном подходе предоставляют высокую гибкость бизнесу.Докладчикотметила, что сегодня происходит пересмотр взглядов наIT-структуры. Основные же сдерживающие факторы на рынке облачных сервисов– этонизкое проникновения интернета в масштабах всей страны, недостаточная грамотность в области ИТ, консерватизм и недоверие руководства.Пользование облачными сервисами помогает компаниям уменьшить расходы на связь на 20-25%, и Екатерина Биненко подтвердила данные цифрами, конкретными примерами и кейсами.
Следующим спикером панельной дискуссии стала Елена Копшарь, директор по маркетингу филиала МТС "Северо-Запад". Среди основных тенденций на рынке она выделила следующие: 1) постепенное снижение доли фиксированной связи в сторону мобильной; 2) замедление общего темпа роста доходов от традиционных мобильных услуг; 3) укрепление позиций крупнейших игроков российского рынка за счет слияния фиксированных и мобильных операторов ивывода на рынок конвергентных предложений; 4) одно из новых направлений передачи данных М2М находится на подъёме и также является источником дополнительных доходов. Российский рынок демонстрирует сходную с западным телеком-рынком динамику, но, что вполне понятно, с некоторым опозданием, поэтому в России появляется возможность прогнозировать развитие ситуации на рынке по аналогии с западными коллегами. Что же касается деятельности ОАО "МТС", то Елена рассказала о программе "Голос как бонус": сделав звонки бесплатными, компания преследовала целью освободить средства абонентов на "эксперименты" с дополнительными услугами. Также было отмечено, что драйвер роста от выручки DATA (в сети 3G по сравнению с 3 кварталом 2010 года на аналогичный период 2013 года передача данных увеличилась в 25 раз)–это повышение продажи смартфонов и уровня их проникновения по стране (в СПб - 37%), в связи с чем"МТС" развивает и линейку собственных устройств, в том числе и бюджетных моделей. Важным стратегическим решением компании, по мнению Елены, стала работа с уровнем знания пользователей о безопасности интернет-контента и пресечения деятельности онлайн-мошенников для повышения уровня доверия потребителя к активному пользованию интернетом.
Константин Анкилов, управляющий партнёр iKS-Consulting, представил аналитический доклад "Эволюция теле- и видеосмотрения в России", в начале которого отметил, что рынок платного ТВ приближается к точке насыщения и тенденции роста падают. Условно видео- и телесмотрение называют "стратегией трёх экранов" (телевизор, компьютер, мобильное устройство), которую Константин предложил расширить до "стратегии шести экранов"(телевизор, smartTV, стационарный ПК, ноутбук, планшет, смартфон). В связи с этимразнообразием и обилием возможностей видеосмотрения, мультиплатформенные сервисы являются новым шагом в развитии ТВ и видео услуг. По признанию самих же респондентов, всёбольшееколичество людей перестают смотреть телевизор, и в крупных городах их доля достигает 20%. "Молодёжь - самые активные зрители, меньше всех смотрящие телевизор", - такой парадокс отметил Константин. При продолжительности телесмотрения зрителями до 18 лет в 2.16 часов в день (19-34 лет - 2.46 ч/день, старше 35 - 5.30 ч/день), эта категория использует наибольшее количество разнообразных устройств. Встаётвопрос о будущем технологии SmartTV.
Другая не менее актуальная тема прозвучала в докладе Константина Струлёва, директора по эксплуатации сети Северо-Западного филиала "МегаФон" (с темой "Тайное становится явным или как эффективно перейти на аутсорсинг"). В начале доклада Константин отметил, что существует 2 вида аутсорсинга: тотальный (передача целой функции) и выборочный (передача части функционала). Парадокс передачи функций или части функций на аутсорсинг заключается в том, что преследуя цель минимизации затрат посредством использования аутсорсинга, по факту, компания может получить прямо противоположные результаты - повышение затрат и даже создание экстренных ситуаций. Было отмечено, что аутсорсинг эффективно работает только на очень длительном сотрудничестве –порядка 10 лет, однако в такой ситуации компания имеет риск попасть в полную зависимость от подрядчика. Важно чтобы аутсорсер понимал свои партнерские отношения и напрямую участвовал в привлечении абонентов и ответственности перед ними.
По мнению Андрея Балаценко, вице-президента – директора макрорегионального филиала "Северо-Запад" ОАО "Ростелеком", прокомментировавшего выступление Константина Струлёва,эксперименты с аутсорсингом, которые начали мобильные операторы, - это неправильный путь. "Аутсорсинговую культуру создаёт сам оператор", - отметил он. Отношения менее, чем на 10 лет, попросту неэффективны.
С Заключительнымдокладом в панельной дискуссии выступил Василий Семёнов, директор по сервису "InterZet", который высказал мнение о том, что скорость уже не является конкурентным преимуществом на рынке оказания интернет-услуг. Поэтому компания "InterZet" разрабатывает программу лояльности в секторе В2С, которая включает задачи по созданию положительных опытов обращения в компанию, формированию ценности компании и абонента, продвижению компании на рынке. Для этого компания реализует 2 направления – это бонусная и дисконтная программы. В первой программе сегодня участвуют уже около 74 тыс. абонентов.
Дисконтная система позволяет практически отказаться от оплаты мобильной связи за счет возвращения cashback на ко-брендовую карту InterZet и банка-партнера, который на сегодняшний день составляет в среднем 217 рублей. Количество активных карт составляет более 21 тыс. карт. За счёт использования дисконтной системы программы лояльности удалось поднять ARPU с 431 рубля в 1 квартале 2012 года до 507 рублей в 3 квартале 2013 года.
К дискуссии также былиприглашены Евгений Хомичев, генеральный директор "АКАДО-Телеком Санкт-Петербург", Вадим Виноградский, генеральный директор "ГАРС ТЕЛЕКОМ Северо-Запад", Наталья Таракановская, заместитель директора Северо-Западного филиала "ТрансТелеКом", руководитель Блока "Магистраль",Юлия Королёва, заместитель генерального директора "Простор Телеком" и другие.
После обеда состоялось представление телеком-рейтингов IntercomIndex 2013. Участников ждало часовое погружение в мир цифр, показавшее лидеров и отстающих в телеком-бизнесе на основании прибыли, скоростей, абонентской базы, количества и качества сервисов и других параметров.
Рейтинги операторов фиксированной связи и платного ТВ (по критериям количества абонентов, выручки, услуг и сервиса) былипредставлены Денисом Кусковым, генеральным директором TelecomDaily.Эксперт отметил, что уровень проникновения платного ТВ составляет более 60% -всего 33,3 млн абонентов. Лидер в этом сегменте – "Триколор ТВ", за ним идут "Ростелеком", "МТС", "ЭР-Телеком". В структуре - 54% у кабельного ТВ, 37% - у спутникового ТВ, и только 9% - IP-телевидение. Зауральские федеральные округи имеют уровень проникновения меньше чем 50%, что объясняется отчасти отсутствием сибирского спутника у "Триколор ТВ".
На рынке ШПД абсолютным лидером по состоянию на 2 квартал 2013 года является ОАО "Ростелеком" (более 9 млн абонентов). Следующие позиции занимают "ЭР-Телеком" (2,6 млн), МТС (2,33 млн), Вымпелком (2,31 млн), ТТК (1,3 млн). Уровень проникновения широкополосного доступа еще имеет большие перспективы к развитию, ведь только в этом году уровень проникновения приблизился к 50% по общероссийскому показателю.
"Рейтинг операционных и финансовых показателейфедеральных игроков рынка мобильной связи РФ" представил Тимур Нигматуллин, аналитик InvestCafe. Аналитик отметил, что самый большой рост выручки был зафиксирован у МТС – от 66,2 млрд рублей во 2-м квартале этого года – до 70,3 млрд рублей в 3-м. У МегаФона и Вымпелкома показатели чуть скромнее: от 62,8 млрд рублей до 67,2 млрд. рублей и 61,2 млрд рублей до 62,4 млрд рублей соответственно. Теле2 показал результат в 17 млрд рублей, а доходы Ростелекома упали – от 9,9 млрд. рублей до 9,8 млрд. рублей.
Одна из основных проблем, с которой столкнулись аналитики, это то, что Мегафон не публикует отчеты об оттоке абонентской базы. Показатель churnrate особенно актуален в связи с законом о MNP. Так, у МТС этот показатель равен 9,1% по официальным данным, у Мегафона и Ростелекома, по оценкам, этот показатель остановился на уровне 11%, самый большой отток у Билайна – 14%, по оценкам аналитиков. Теле2 показывает самый низкий уровень оттока абонентской базы – 7,7%.
По оценкам Тимура Нигматуллина, передача мобильных данных (DATA) сейчас является основной "точкой роста" выручки и операционной прибыли операторов. Развитию сегмента способствует верное ценовое позиционирование и соответствующие капиталовложения. Мегафон теряет на передачи данных (12, 2 млрд рублей), что объясняется тем, что оператор перестал инвестировать в 3G, инвестируя только в LTEсети, которые плохо функционируют в высоких частотах, в то время как низкие чистоты еще не полностью очищены от военных сигналов. Рост же у МТС в DATA-показатели связан с инвестированием в 3G (рост с 2 квартала 2013 года к 3 кварталу 2013 года - 45%, с 10,9 млрд рублей до 12, 52 млрд рублей).
Также эксперт отметил, что из-за отсутствия у Tele2 лицензии на 3G и 4G, оператор не может повышать цены на голосовые услуги, поэтому любое, даже самое минимальное повышение ARPU у Tele2 может привести к значительному оттоку абонентской базы, поэтому для них имеет смысл удержать или снижать ARPU. В это же самое время, для игроков большой тройки повышение ARPU на отток абонентов ощутимого эффекта непринесет.
Рейтинг мобильных скоростей Москвы и Петербурга представил Алексей Бичук, руководитель проекта 3G Speed. Согласно замерам в Москве, проведенным 3G Speed, самая высокая скорость загрузки в 3Gбыла достигнута у Мегафона – 14,8 Мбит/с. Однако самаявысокая средняя скорость – у МТС (до 4,7 Мбит/c по сравнению с 4,4 Мбит/c у МегаФона). Скорость загрузки в Петербурге оказалась на порядок ниже, чем в столице: больший "разгон" показал МТС – 12,8 Мбит/c, но средняя была самой высокой у МегаФона – 2,4 Мбит/c (у МТС этот же показатель был на уровне 1,9 Мбит/c). Билайн показал средние результаты – 11,8 Мбит/c – максимальная скорость и 2,2 Мбит/c- в среднем.
Интересным фактом, стало то, что средняя скорость загрузки в 3G сетях Ростелекома по Санкт-Петербургусоставила 4,4 Мбит/c, что почти в 2 раза выше, чем у ближайших преследователей из "большой тройки".
Самую высокую стабильность работы интернета в Ленинградской области показал Мегафон, однако скорость падает до 0,2 Мбит/c в зависимости от географической точки.
Довольно неплохой результат показала скорость LTE-сетей МегаФона: на загрузке скорость доходит до 25,3 Мбит/c при средней в 7,3 Мбит/c, а на выгрузке – до 25,1 Мбит/c максимальной скорости и 2,3 Мбит/c средней. Таким образом, используя сети 4-го поколения пользователь может пользоваться интернет-контентом практически без ожидания буферизации, а также быстро выгружать файлы в сеть.
В конце дня в рамках торжественного вечера состоялось вручение премии IntercomAwards2013 –единственной отраслевойтелекоммуникационной награды на Северо-Западе в шестиперсональных и одной коллективной номинациях. Основополагающими критериями отбора лауреатов являются эффективность работы, инновационный подход и наличие достижений, которые, по мнению Экспертного совета, существенно повлияли или способны повлиять на развитие телекоммуникационной отрасли Северо-Западного федерального округа в целом или отдельного региона и могут служить примером для всей отрасли страны.
Лауреатами премии стали:
- В номинации "Лучший руководитель в сфере телекоммуникаций 2013 года" за существенный прорыв возглавляемой компании на рынке платного ТВ и проводного ШПД был награжден Андрей Семериков, генеральный директор "ЭР-Телеком Холдинг".
- В номинации "Лучший коммерческий директор в сфере телекоммуникаций 2013 года" за успешный коммерческий запуск и популяризацию услуги 4G лауреатом стал Сергей Протасов, директор по развитию бизнеса на массовом рынке Северо-Западного филиала "МегаФон".
- "Лучшим журналистом в сфере телекоммуникаций в 2013-м году"за интенсивное, объективное и интересное освещение телекоммуникационной тематики была признана Наталия Веденеева из TelecomDaily.
- Победа в номинации "Лучший специалист по связям с общественностью в сфере телекоммуникаций 2013 года" за успешное отражение информационных атак, которое может служить примером для других компаний, а также за построение эффективных коммуникаций со СМИ досталась Марине Сухих, директору департамента внешних коммуникаций Макрорегионального филиала "Северо-Запад" компании "Ростелеком".
- За показательное улучшение качества сети в Санкт-Петербурге и существенный прорыв вперёд, в номинации "Лучший технический директор в сфере телекоммуникаций 2013 года" были награждены сотрудники технического блока компании и возглавляющий его технический директор макрорегиона "Северо-Запад" компании TELE2Сергей Сергеев,который в 2013-м году продолжил дело совершенствования сети Tele2 и помогает ей достичь новых высот качества.
- В номинации "Лучший эксперт в сфере телекоммуникаций 2013 года" за активное продвижение интересов телекоммуникационного бизнеса и популяризацию телеком-аналитики в России лауреатом стал Денис Кусков, генеральный директор TelecomDaily.
- Главную наградуфорума – звание "Телекоммуникационная компания 2013 года" запопуляризацию платного телевидения в России была награждена компания"Триколор ТВ", которая стала самым массовым оператором платного телевидения в Европе.
Финальным аккордом Форума сталфуршет и новогодняя вечеринка в честь наступающего нового телеком-года Telecom New Year Party.
Форум "Интерком" ежегодно объединяет руководителей ведущих операторов связи и признанных экспертов телекоммуникационной отрасли, чтобы подвести итоги уходящего года, выработать ключевые направления будущего развития российского телекома, обменяться опытом и расширить границы своего бизнеса.
Организатор IntercomEvolution: "ICF-Международные конференции".
Генеральный партнёр форума: ОАО "Ростелеком".
Телеком-партнёр: ОАО "МегаФон".
Партнёр Форума: MangoTelecom.
Спонсор регистрации: ООО "АЛЮДЕКО-К".
Спонсор: ООО "Твип".
Аналитический партнёр: Независимое аналитическое агентство "Инвесткафе".
Генеральный информационный партнёр: TelecomDaily.
Эксклюзивный информационный партнёр: журнал "Мобильные коммуникации".
Специальный фото-партнёр: Geometria.ru .
Информационные спонсоры: Российская газета, Телекомблог, spbIT.ru, ICT-Online.ru Comnews.ru, ИКС-медиа, журнал "ХАКЕР", Timeofnewz, Московский информационный вестник, Comprice.ru, Telekomza, ТелеМультиМедиа, портал Hard’n’soft, Кабельщик.ру, @Astera, TAdviser, ITSZ.ru.
Сайт Intercom Evolution 2013:
Пресс-служба IntercomEvolution 2013
ПолинаБайрамова,
PR-специалист
ICF-Международные конференции
Телефоны:
в Москве: +7 (495) 646-01-51, доб. 60
в Санкт-Петербурге: +7 (812) 448-08-48, доб. 60
Моб.: +7 (921) 370-35-03
E-mail: pr@konfer.ru